Русский с китайцем братья навек. Законодатель мод в жанре реалистичных военно-тактических симуляторов, особой страстью которого является военно-морской флот, компания Sonalysts продолжает радовать ценителей своим дотошным подходом к отображению современной войны. В начале своей карьеры эти ребята (кстати, многие бывшие подводники, а название компании - есть производная от Sonar Analysts) занимались вовсе даже не играми, а консультировали и обслуживали гидролокационные системы и коммуникации, стоящие на кораблях и подлодках ВМФ США, а также разрабатывали различные тренировочные программы для военной братии. Уж кому как не им знать толк во всей этой хитрой науке.
688(I) Hunter/Killer, Jane's Fleet Command, Sub Command - звенья одной цепи, где с каждым разом разработчики немного улучшали движок и добавляли новых возможностей, продолжая совершенствовать продукт, и без того находившийся вне конкуренции. Пришло время сделать еще один небольшой шаг вперед. Новый симулятор под названием "S.C.S. Dangerous Waters" (S.C.S. - Sonalysts Combat Simulations - презентация нового бренда компании) позволяет поуправлять просто несусветным количеством военной техники. Первую скрипку, конечно же, доверили сыграть субмаринам, ведь на этом материале создатели уже не одну стаю собак слопали. Американские подлодки представлены Seawolf'ом и улучшенной модификацией класса "Лос-Анджелес" 688(I), российские - атомными "Акула I" (проект 971У) и "Акула II", а также дизельными класса "Кило" (проекты 636 и 877/877КМ), наконец китайские - все теми же "Кило" (проекты 636 и 877Е). Помимо этого разработчики включили в игру небольшой, быстрый и маневренный многофункциональный ракетный фрегат класса Oliver Hazard Perry ("рабочую лошадку" американских ВМФ) с взлетно-посадочной площадкой для вертолета. Для полноты картины, кажется, не хватает авиации, так встречайте - многоцелевой вертолет MH-60R Seahawk с одной из самых продвинутых электронных систем слежения и впечатляющим вооружением, включающим ракеты Hellfire и Penguin, торпеды mk46 и mk50 и пулемет калибра 7.62mm; а также патрульный четырехмоторный самолет P-3C Orion. Воздушные суда, конечно, проигрывают в сравнении со своими "коллегами" из настоящих авиасимуляторов, но ведь и цели перед ними стоят совсем иные. Долететь до места, обнаружить/идентифицировать/сфотографировать/уничтожить объект, а не выполнять фигуры высшего пилотажа, ввязываясь в воздушный бой. Поэтому и большая часть органов управления отведена на откуп средствам обнаружения.
Хорошо знакомые с прошлыми симуляторами "от Sonalysts" сразу же найдут общий язык и с "Dangerous Waters", ибо внешний вид новинки и ее геймплей практически аналогичны предшественникам (с поправкой на современную техническую начинку), например, тому же уважаемому "Sub Command". Немного похорошела графика (вода с плескающимися волнами и лунной дорожкой вышла просто шикарная), интерфейс продолжает дрейфовать в сторону еще большей интуитивности, добавилась масса новых экранов управления, боевых постов, хотя суть игры осталась прежней. Основной задачей здесь всегда была, есть и, наверное, будет - обнаружение, на которое тратится львиная доля игрового времени, при помощи десятков мудреных радаров, сонаров, гидроакустических буев и прочих средств электронного наблюдения (бинокль и перископ также пока никто не отменял), идентификация по базе данных и уничтожение объектов потенциального противника. Освоить все это хозяйство (только у корабля имеется 12 экранов управления различными подсистемами, и в каждом минимум графики и десятки кнопок, датчиков, рычажков, экранчиков и своих тонкостей) поможет любезно выложенное авторами руководство, которое тянет на 562 страницы машинописного текста, а также 10 наглядных видеоуроков с пояснением азов управления разными постами. Просто образцовая забота о пользователях.
Как и прежде, можно варьировать уровень реализма от настоящего, хардкорного симулятора до почти что обычной RTS: время можно ускорить время до 16 раз и дозволяется выбирать цель и отдавать приказы на навигационной карте всего при помощи пары щелчков мышки. Сама навигационная карта практически не изменилась, позволяя, как и раньше, не только перемещать по плоскому океану и материкам схематичные иконки и крестики, маневрируя и отдавая приказы об атаке, но и, переключившись на любой обозначенный на карте объект, повертеть его трехмерную модель. При включении "реалистичных" опций многократно увеличивается время на выполнение всех процедур (например, ремонт или перезарядка торпедного аппарата увеличивается с нескольких секунд до нескольких минут и более, а на запуск в воздух уже стоящего на взлетной площадке вертолета уходит более десяти минут), можно также добавить влияние ветра и течения.
В любой момент ваш незримый виртуальный экипаж готов заступить на вахту за любым прибором. Если не желаете доверять управление системами своим помощникам, то самолично можете усесться за штурвал и кнопки управления любым радаром, сонаром, систему анализа изменения движения цели (TMA) или детектор магнитных аномалий, экран контроля над воздушными объектами, вооружение, наконец.
При выборе игровых режимов глаза разбегаются, потому что разработчики предусмотрели, кажется, все. Поклонники одиночной игры найдут здесь 26 одиночных миссий, предлагающих повоевать за Россию, Соединенные Штаты и Китай. В ассортименте, как обычно, задания по спасению, поиску, патрулированию, уничтожению и охране разного рода целей. Странно, но даже после успешного выполнения задания выходить из миссии следует "вручную", никакого "mission accomplished" на весь экран не будет. Плюс генератор быстрых миссий, где вы можете выбрать тип задания, регион, боевую платформу и еще предварительно загрузить ее предпочтительным вооружением. Разумеется, есть и полноценная кампания из 11-ти сценариев, связанных, правда, довольно бредовым сюжетом.
Если вкратце, то выглядит он так. Борьба за власть и становление демократии в сердце России ослабила контроль над военными на периферии, в результате чего мятежники захватили тихоокеанский флот. Ну, а потом, подружившись с китайцами, они отправились насаждать коммунистический режим в Южную Корею. Мировому жандарму в лице США больше ничего не остается, как, приглядывая из-за океана, время от времени пытаться растоптать новые ростки "красной угрозы". На протяжении кампании приходится воевать и за русских, и за американцев, хотя у последних роль, понятное дело, намного выигрышнее. Мда, если бы не весь этот хваленый ура-патриотизм, свойственный всем продуктам данного разработчика и заставляющий отождествлять себя с янки, играть было бы интереснее.
Кому не хватило всего вышеперечисленного, может воспользоваться встроенным редактором миссий, которым активно пользовались и сами разработчики. Он прост в освоении и довольно удобен в использовании, так что дерзайте. В качестве подспорья и просто полезной интерактивной энциклопедии прилагается огромная база по нескольким сотням военных объектов и систем вооружения, встречающихся в игре, с удобным поиском, кратким описанием, фотографиями и наглядными трехмерными моделями техники. Поистине, подарок для гурманов.
Наконец, мультиплейер. В наличии около четырех десятков миссий и возможность играть до 30-ти игроков по сети или Интернету. При этом можно сразу нескольким игрокам, скооперировавшись в команду, управлять всего одной платформой (кораблем, самолетом, субмариной).
Как уже упоминалось выше, уровень графики в игре, конечно, изменился, но все же не настолько, чтобы назвать эти изменения революционными. Большую часть игрового времени вы будете наблюдать за экранами радаров и сонаров (если не предпочтете отдать рычаги управления виртуальным экипажам), а им какие-то улучшения без надобности. Звук также не претерпел сколько-нибудь серьезных изменений и по-прежнему отменно справляется со своими обязанностями. При желании даже можно, установив специальную программку, отдавать приказы о маневрах, смене курса, атаке и т.п. непосредственно голосом - в микрофон.
В итоге, как и следовало ожидать, Sonalysts выдала на-гора еще один достойнейший симулятор. Логично развивающий идеи предыдущих проектов, дружелюбный и к новичкам, и к ветеранам, позволяя на ходу изменять уровень реализма по своему усмотрению. Управление морскими, подводными и воздушными судами с самой точной реализацией систем обнаружения и слежения из когда-либо применявшихся в играх, целая кипа интересных миссий, не считая одиночной кампании, толковый AI, полноценный мультиплейер, богатые возможности по собственному моделированию сценариев. Всем любителям воевать всерьез - бальзам на душу.