Испытание на прочность. Знакомство вашего покорного слуги с новым детищем отечественных игроделов началось довольно нетрадиционно. Еще за несколько дней до того, как пара дисков с "симулятором спецназа" попала ко мне в руки, в вечернем выпуске новостей по Ren TV перед глазами промелькнул репортаж про "Альфу: Антитеррор". Симпатичная нарезка роликов сопровождалась бодрым закадровым комментарием ведущей, из которого можно было вынести, что мы наконец-то догнали и перегнали весь цивилизованный мир и в производстве компьютерных игр. Как же хотелось этому поверить... Я изо всех сил пытался себя убедить, что возвышенные слова на обложке вовсе не являются пустой бравадой... "10 миссий, имеющих реальные исторические прототипы, тончайшая симуляция боевых действий, реально существующая техника, оружие и экипировка, насыщенная графика и великолепные спецэффекты, привлеченные к созданию проекта сотрудники легендарных отрядов Альфа и Вымпел". Увы и ах. В который уже раз разработчики наступили на всем известные грабли, интересные идеи и благие начинания оказались испорчены откровенно посредственной реализацией, делающей знакомство с игрой испытанием не для слабонервных.
По бразильской системе.
Витание в облаках длилось ровно столько времени, сколько понадобилось установочным файлам, чтобы разместиться на жестком диске. Первый же запуск и знакомство с внутренностями "Альфы" вернул с небес на землю. Настолько "сырой" вещицы давненько не сходило со стапелей отечественного игропрома. Начнем с того, что для такой непростой и весьма узкоспециализированной игры авторы не потрудились не то что сделать обучающие миссии (а было бы совсем, знаете ли, не лишним), но и выложить банальный мануал. Чуть позже его все-таки выложили на официальном сайте, оставив за бортом всех тех несчастных, кто уже приобрел игру, но не располагает доступом в Интернет. Вдобавок никто не потрудился предоставить возможность выбора сложности игры, и - барабанная дробь - в суматохе почему-то напрочь забыли про кнопочку "Save"! И это в хардкорной игре с таким махровым "реализЪмом", который нечасто встретишь в военной стратегии, где малейшая ошибка фатальна и в большинстве случаев вашего бойца убивают "из-за угла" первым же выстрелом, где миссии из-за отсутствия сохранения приходиться переигрывать не по одному десятку раз. Здесь это вполне нормальное явление. Игроки на официальном форуме делятся друг с другом своими достижениями: кто-то прошел такую-то миссию всего пятью бойцами и за три дня, а кто-то двумя и за полтора! Бесконечная игра на нервах сравнима с катанием в загипсованных ногах на горных лыжах - одно неверное движение по вашей вине или сбой системы не по вашей и - нервный тик, заикание и повышенное артериальное давление вам обеспечены. Вы только представьте себе, как после нескольких часов напряженного пропахивания карты и буквально за несколько секунд до ликвидации самого распоследнего террориста ваш единственный уцелевший воин, на секунду замявшись, получает пулю в голову, или и того хуже - "Альфа", сделав на прощанье ручкой, вдруг бесславно вылетает в Windows! (У меня игра также этим несколько раз согрешила, и, по закону подлости, "на самом интересном месте") Представили? А теперь помножьте это на десять миссий официальной кампании, и вы поймете, что для общения с "Антитеррором" играющий обязан обладать просто железными нервами. Плюс к чертовскому везению и точности и безошибочности робота, которые должны помочь пройти каждую миссию буквально на одном дыхании.
По горячим точкам.
Помимо кампании, повествующей о нелегкой судьбе офицера "Альфы" на протяжении полутора десятков лет его службы в этом элитном спецподразделении (ролики, сляпанные наспех и кое-как, демонстрирующие чехарду размытых черно-белых слайдов архивной кинохроники, просто ужасны, но закадровый комментарий профессионального актера, бесспорно, заслуживает уважения), авторы выложили еще и пяток дополнительных одиночных сценариев. Противоборство с террористами начинается в 1984 году в Афганистане, продолжается в Чечне и других горячих точках. Сами миссии довольно разнообразны и напоминают о тех событиях, которые уже который год не сходят с экранов телевизора. Спасение заложников, зачистка деревни, уничтожение главарей бандформирований, спасение из засады, в которую попала колонна, оборона от превосходящих сил противника - вот далеко не полный перечень задачек, с которыми приходится иметь дело. Причем действовать надобно, где грубой силой, а где-то и тихой сапой. Кстати, что странно, но еще раз переиграть уже пройденную миссию кампании нельзя, извольте начинать все с самого начала.
Не остались в стороне и любители мультиплейера. Причем играть в "Альфу" можно не только по сети или Интернету, но и вдвоем за одним компьютером в режиме hot-seat. Правда, чтобы сохранить интригу, лучше отходить от монитора или хотя бы отворачиваться во время чужого хода, иначе будет просто неинтересно. Игровых режимов в мультиплейере всего два - это обыкновенный deathmatch, где каждый сам за себя и побеждает тот, кто уничтожит больше солдат противника, и "доминирование". В последнем случае необходимо захватить и удерживать ключевые точки на уровне, зарабатывая очки. У кого их будет больше, тот и одержит победу.
Механика.
Игровой процесс разработчики поделили на три основные фазы (никакого real-time - забудьте). После традиционного для тактических игр набора команды (всем новым бойцам сначала еще следует определить специализацию: обычный штурмовик, гранатометчик или снайпер) и ее экипировки оружием и обмундированием на складе, что можно сделать и "по умолчанию", начинается первая фаза - расстановка. Здесь вы можете установить своих вояк в обозначенных зеленых зонах, заранее расположив их лицом в нужную сторону, посадив на колено или уложив лицом в густую траву для пущей маскировки. Вторая фаза - раздача приказов. Наряду с приказами о перемещении (четырьмя способами: бежать, идти, красться и ползти) можно еще приказать контролировать указанное направление, не обращая внимания на остальные опасности, сменить позу, швырнуть гранату или выстрелить из подствольника, атаковать основным, второстепенным либо специальным оружием. Приказы следует увязывать с одним из трех основных типов поведения: ответный огонь, стрелять по своему усмотрению и по команде. Стрельба на бегу не предусмотрена, а жаль. После завершения фазы приказов давим кнопочку "Go" (и это в русской-то версии!) и... несколько минут наблюдаем медленно ползущую полоску и черно-белый экран подготовки и расчета следующей, визуальной фазы.
Каковая, в свою очередь, продолжается в одиночной компании двадцать секунд, а в мультиплейере ее можно варьировать от 10 до 30 секунд. В это время вы просто смотрите небольшой "ролик", который можно остановить, отмотать назад, прокрутить нужный момент заново, когда ваши бойцы пытаются по мере сил, занимаемой позиции (стрелять с пригорка сподручнее, чем из ущелья), опыта и индивидуальных особенностей выполнить данные им распоряжения. Например, если боец устал и выдохся (долго бегал, да с тяжелым бронежилетом на плечах), то никуда он не побежит, а если включен огонь по своему усмотрению, то он может начать палить в моджахедов во-о-он на том пригорке через всю карту, раскрыв тем самым свое местоположение. Отменить их или хоть как-то скорректировать действия - нельзя, можно только смотреть. Вот как только это "кино про войну" закончится, тогда, конечно, пожалуйста - отдавайте новые приказы. Отмена последней фазы (хода) здесь также не предусмотрена, поэтому и все ошибки выходят боком. Например, если во время 20-секундной пробежки ваш солдат напорется на внезапно появившегося террориста, то, скорее всего, его просто хлопнут. И помочь вы, увы, не сможете. Ну, а, учитывая, что не все враги привязаны к каким-то точкам и нередко появляются спонтанно, таких сюрпризов можно ожидать когда угодно.
За отвагу.
По окончании миссии вы получаете очки командного опыта, которые складываются из баллов за выполненное задание и за каждого уничтоженного террориста. Потеряли или случайно ранили (например, взрывом гранаты) в бою своих товарищей - очки из общей суммы вычитаются, а ведь они, ох, как пригодятся. Например, только на них вы и сможете подобрать себе на складе новое оружие, броники или насовать за пазуху побольше гранат. Суйте, суйте, потом еще добрым словом вспомните. К слову, подобрать оружие или патроны с трупов во время прохождения миссии не получится - дескать, в "Альфе" так не принято. Скрепя сердце, верим на слово и ставим лишний плюсик в графу хардкорности. Еще очки очень пригодятся при повышении характеристик бойцов вашего спецотряда, к коим относятся сила, ловкость, подвижность, точность, бесшумность, маскировка, зрение, слух и реакция. На экране поощрений вы можете присвоить бойцу новое звание (вплоть до полковника), назначить тренировочный курс или наградить за мужество и отвагу медалькой. Разработчики не стали демонстрировать все показатели в цифрах, а решили (для большего реализма) ограничиться их словесным описанием: отлично, ужасно, хорошо, ниже среднего.
Лоскутное одеяло.
На поверку "насыщенная графика высочайшего качества и великолепные спецэффекты" производят совсем не то впечатление, на какое рассчитываешь. Неплохие модели бойцов и техники (управлять машинками здесь нельзя, разве что использовать их в качестве укрытия), отдельные недурные постройки и естественные ландшафты с симпатичной, густой травой сплошь и рядом соседствуют с размытыми текстурами, почему-то зелеными взрывами и какими-то аляповатыми задниками, на фоне которых вы и вращаете трехмерную карту миссии. В общем, приятные моменты идут вперемежку с откровенными провалами, как лоскутное одеяло, поэтому сказать однозначно, что графика в игре "высочайшего качества" ну никак получается. А если добавить откровенные "тормоза" на заявленных системных требованиях, непонятные глюки камеры на границе карты, да слабенькие ролики на движке, предваряющие задание, то выходит и совсем грустно. Управление явно стоило бы отшлифовать получше или, как минимум, интуитивнее. Например, зачем каждый раз, перебегая с места на место, начинать все с меню выбора приказов? Почему нельзя было просто расположить где-нибудь кнопки стиля перемещения (бегом, шагом, ползком), а потом отдавать указания о смене дислокации, просто кликая мышкой? Отчасти сей недостаток нивелируют горячие клавиши, но только отчасти. К звуку претензий особых не возникает, атмосферная закадровая музыка прерывается грохотом разрывов, скрежетом радиосообщений, внезапно разрываемыми тишину очередями, да... самым настоящим российским матом. Его здесь не так много, и крепкие словечки вылетают нечасто, но почему-то нигде об этом вообще не упоминается. Понятно, что когда тебе в ногу попадает пуля, еще и не такое заорешь, но часть игроков уже высказалась в том плане, что играть в наушниках не с руки, а в тесном домашнем кругу нет никакой возможности. И кто мешал сделать данный момент отключаемым?
Чужие здесь не ходят.
Подытоживая все вышеизложенное, можно сказать, что "Альфа" получилась уж очень неоднозначной. Гипертрофированный реализм заданий вкупе с отсутствием выбора режимов сложности и возможности сохраниться, без обучения и мануала, с багами по части движка, средним графическим исполнением и не самым удачным управлением - поистине, слишком уж большая цена за удовольствие побывать в шкуре самого известного в стране спецподразделения.