Запрягайте, хлопцы... Не сомневаюсь, что все любители автогонок уже наслышаны о новом гоночном симуляторе Flat-Out от горячих финских парней из "Bugbear Entertainment", на счету которых такие игры, как Rally Trophy и Tough Trucks, а также посильная помощь при создании шутера Soldner - Secret Wars (модели военной техники). Так вот, можете смело помножить все, что вы слышали или где-то читали на три, ибо такого убойного сплава из бесподобной графики (пожалуй, лучшей на сегодняшний день), реалистичной физики и модели повреждений, динамитного драйва и оригинальной коллекции игровых режимов нам не предлагали никогда. Казалось бы, тема "гонок на выживание", воспетая некогда легендарной "Destruction Derby", лежит на поверхности, бери и пользуйся. Однако до сих пор достойные преемники все как-то умудрялись проезжать мимо. Наконец, момент истины наступил, встречайте нового короля бьющихся в гармошку рыдванов, вылетающих через лобовое стекло водителей, разлетающихся на куски кузовов и взрывающихся моторов - неподражаемый Flat-Out.
Я уже было думал, что щемящее чувство удовлетворения после напряженной получасовой борьбы на городских улицах или специальных аренах от припечатывания дымящегося автомобиля к стенке, последовавшего потом взрыва и появления вожделенной надписи "Wasted!" уже никогда не вернется. Ан нет, ошибался. К счастью. Все это в состоянии предложить Flat-Out, хотя, если разобраться, гонки с полным уничтожением соперников не являются здесь главным действующим лицом, хотя и не обитают на задворках. Просто в первую очередь это классные гонки, а уже потом забавные режимы, смертельные битвы на аренах до последнего выжившего и так далее.
Поехали
Итак, гонки. Одиночный режим может похвастаться наличием быстрого старта, ознакомительного заезда и полноценной карьеры. После любого заезда можно просмотреть его запись (она включается всегда, на автомате). Увы, переключаемых камер авторы для этого режима не предусмотрели, предлагая свою собственную версию, склеенную на манер телетрансляции. Соревноваться приходится с семью достойными (что радует) противниками в трех лигах - бронзовой, серебряной и золотой, наматывая на счетчик километры аж на 36 различных трассах, включая и заснеженные зимние варианты. Изюминкой этих трасс является не отменная графика и даже не симпатичный дизайн (видали, и много раз, а что толку?) - а нигде доселе невиданная интерактивность окружающего вас мира, винить в которой приходится навороченный физический движок, который ни в чем не уступит собрату из Half-Life 2. Разрушать, шпынять, ломать и крушить здесь можно практически все, кроме разве что зданий. Стоящие вдоль обочины рекламные плакаты и хлипкие заборы, строительные машины, дорожные знаки и аккуратно сложенные у обочины вязанки из бревен, батареи разукрашенных в яркие цвета автомобильных покрышек и столбы электропередач, столы с ящиками, недостроенные деревянные "халабуды", бочки, водокачки, строительные леса, мусорные баки и даже ни в чем неповинные летние кафе под зонтиками. В общем, голубая мечта краш-тестера, воплотившаяся в реальность и переплюнувшая самые смелые его ожидания.
После пары кругов дистанции вся трасса начинает напоминать пострадавший от тайфуна городок, где на дороге валяется все, что было не привинчено намертво. Мало того, все это еще и оказывает влияние на езду, ибо попадает под колеса, застревает под кузовом или заставляет машинку крутиться юлой буквально на ровном месте. Знаете, как обидно бывает идти в тройке лидеров и внезапно вылететь с дистанции всего за сотню метров до финиша, наехав на незаметный дорожный колпак или чью-то вырванную с корнем запчасть? Зато дюже реалистично, поэтому и прощается.
Ломать - так ломать.
Также повышенным реализмом отличается и модель повреждений вашего драндулета, на котором отчетливо проявляются все помятости, потертости краски и повреждения основных кузовных конструкций при столкновении с другими участниками местного дорожного движения и прочими неодушевленными объектами. У машины отваливаются не только бампера и двери, но и крылья, капот, под которым даже видно работающий вентилятор радиатора, а сама она начинает напоминать старенькую развалюху, на свою беду столкнувшуюся со скоростным поездом. Если же чиркнуть, к примеру, об забор боком, то колесо начнет выписывать "восьмерку", создавая ощущение, что оно вот-вот отвалится. Довольно странно, но все поломки практически никак не сказываются на скоростных качествах вашего "болида", который одинаково неплохо управляется и в новом, и в изрядно потрепанном состоянии. Можно уверенно проходить повороты в управляемом заносе, даже если вашему мотору осталось жить от силы одно крохотное столкновение с встречным отбойником. Критиковать за это авторов сильно не станем, ибо они и не скрывали, что делали развеселые гонки, где во главу угла ставится его величество "fun factor", а уже где-то уже потом - реализм. При этом управление скорее тяготеет к раллийному, нежели к аркадному стилю.
Ну, а заканчивается в подавляющем большинстве гонка "по техническим причинам" не взрывом и даже не фатальной поломкой двигателя, а эффектным вылетом водителя через лобовое стекло. Подобно тряпичной кукле этот бедолага, пробив бронированным лбом лобовое стекло, охая и ахая, начинает бодаться со встречными столбами и заборами, пока окончательно не затихнет в какой-нибудь немыслимой позе. Поначалу это вызывает легкое удивление, потом поросячий восторг, и, наконец, желание перепробовать все мыслимые варианты столкновений, всячески испытывая водилу на прочность.
Страйк!
К счастью, разработчики предусмотрели и этот момент. В карьере помимо обычных гонок можно проходить и каскадерские трюки, за успешное выполнение которых вам будут начислять далеко не лишние дензнаки. Которые можно с чистой совестью потратить на тюнинг своего автомобиля или же покупку нового "железного коня" (всего представлено 16 моделей, не считая разных вариантов раскраски). Тюнингу здесь отведена довольно существенная роль (неожиданно большая для столь забавных гонок), потому что без своевременной модификации движка, подвески, трансмиссии, кузова, покупки новых колес или глушителя - не видать вам победных кубков и первых мест, как своих собственных ушей.
Но вернемся, собственно, к трюкам. Им выделили целый особый раздел, который предлагает поучаствовать в 12-ти различных состязаниях. 6 отвели для бонусных треков, а остальные для мини-игр. Обычные кольцевые гонки по мини-трассам, каким-то боком затесавшиеся в "каскадеры", особого интереса не представляют, а вот все остальное... Три заезда отведены под типичные "гонки на выживание" (вот и Destruction Derby в чистом виде) на особых аренах, где необходимо натурально переколошматить всех оппонентов и "остаться в живых". Кстати, для этого вовсе не обязательно гоняться за каждым лично и рихтовать недотепу неровностями своего бампера. Достаточно подождать, пока большая часть участников сама друг друга передавит, а потом лишь добить оставшихся. А теперь - самое интересное - экстремальные развлечения, где главным спортивным снарядом (в буквальном смысле) является безропотная тушка водителя, вылетающая через лобовое стекло!
Изгаляться, катапультируя его подобным образом, следует для того, чтобы изобразить самый длинный прыжок в длину или в высоту (смотрится довольно эффектно). А также поиграть в дартс и в боулинг, и все, заметьте, телом несчастного, отважившегося на свою беду сесть в вашу колымагу. До подобного изощренного цинизма не доходили даже создатели "Carmageddon'а". Бред?! Бесспорно. Но, надо признать, весьма увлекательный. Я еще не рассказал про клоуна - стандартное, в общем-то, развлечение для парков аттракционов (необходимо попасть мячиком в глаз или нос клоуна), вот только исполнить его на машине, используя в качестве мячика все то же покалеченное тело - совсем не то же самое. И последнее - бросок по мишени, где необходимо просто добросить своего тест-пилота как можно ближе к "яблочку" у нарисованной метки. Думаете, просто? В общем и целом да, если бы только он все время не проскакивал по инерции еще с десяток метров, разбивая стоящую на стреме баррикаду из пустых картонных коробок. Если бить собственные рекорды скоро надоест, то это можно делать в компании друзей, благо авторы предусмотрели возможность игры за одним компьютером до четырех человек - но только по очереди и для каскадерских трюков. Кроме этого присутствует и обычный мультиплейер для 8-ми участников по сети.
Напоследок еще разок хотелось бы остановится на графике. Просто потому что подобных по качеству машин, с фотореалистичными текстурами и достаточно правдоподобным поведением на дороге, разваливающихся на куски при каждом удобном случае, не было еще ни в одном гоночном симуляторе. Господа разработчики, теперь у вас есть на кого равняться. Не подкачала и музыка, предлагая на выбор охапку бронебойных мотивов. Возможно, кому-то они могут показаться излишне тяжеловатыми, но такова уж специфика гонок, и с этим ничего не поделать.
Опережение на круг.
Если бы титул "королевских гонок" не приватизировали симуляторы "Формулы-1", то его безоговорочно следовало бы презентовать нашему сегодняшнему гостю. Который, без тени сомнения, чертовски хорош, безумно красив, а главное - играбелен. Так что если вам уже надоело скучно наматывать круги в трековых или раллийных симуляторах, с лупой выискивая крохотные трещинки после лобового столкновения на скорости в 200 миль/час с бетонным забором на "пуленепробиваемых" лицензированных "Порше" и "Ламборджини", тогда аркадно-реалистичный Flat-Out - это ваш выбор. Игра, достойная называться Гонкой Года. Ярчайший представитель "гонок на выживание", сочетающий в себе эффектные моменты прошлых хитов с собственными интересными идеями. Снимаем шляпу.