Еще один шаг к аркаде... "На крутых поворотах машину бросает в кювет..."
"Земляне"
Не прошло и года, как свет увидел очередной раллийный симулятор без преувеличения легендарной серии - Colin McRae Rally 2005. Прославленный "летучий шотландец" продолжает нещадно эксплуатироваться товарищами из Сodemasters, удивлять народ которым с каждым разом становится все сложнее. И дело даже не в том, что в спину стали активно дышать оперившиеся конкуренты вроде Richard Burns Rally. В погоне за потрясающими визуальными эффектами, впечатляющим дизайном спецучастков и сногсшибательной картинкой разработчики как-то забыли о продвижении в плане физики (а не это ли для ралли главное?), позволив своему детищу в плане управляемости постепенно дрейфовать в сторону красивой аркады. Впрочем, запаса прочности еще хватит, чтобы в ближайшее время отбивать атаки на свой раллийный трон, но далеко на таком багаже не уехать, факт.
Изменения по сравнению с предшественником поначалу сильно не заметны, хотя их и немало. Начнем, как водится, с графики. Сказать, что Colin McRae Rally 2005 красив, значит, не сказать ровным счетом ничего, к тому же грубо погрешив против истины. Он не просто красив, он практически безупречен (разве что немного разочаровали плоские зрители вдоль опасных участков, неуклюже размахивающие ручками). Медленно вращающиеся в менюшках автомобили настолько хороши и правдоподобны, что, кажется, будто они превосходят оригиналы. По ходу гонки отполированный кузов покрывается пылью и грязью, а при виде из кабины видно, как дворники начинают смахивать капли дождя с лобового стекла. Subaru Impreza WRX, Citroen Xsara, Mitsubishi Lancer, Ford Focus, Peugeot 206 заставляют разглядывать себя вплоть до проглядывающих тормозных дисков сквозь дырки в литых колесных дисках или боковых фальшпанелек на кузове. Рычат они также каждая по-своему. Впрочем, качественный звук в этой серии уже давно стал нормой. Кстати, здесь можно в игровых настройках выбрать себе штурмана, который будет предупреждать о предстоящих маневрах не только на английском, но и на немецком, французском или испанском языках.
Не уступают автомобилям и трассы, поражающие не только своим дизайном, но и отменным вкусом и стилем. Дорога, вдоль которой иногда можно увидеть одиноко стоящие трактора или джипы, пролегает через живописные лесные просеки, деревушки и аккуратные фермы, узкие каменные мосты, петляет мимо полей и нередко пересекает приличные асфальтовые шоссе. На выбор предлагается покататься на 8-ми трассах в каждой из 9-ти стран (плюс в некоторых есть и одна дополнительная): Испания, Англия, Финляндия, Германия, США, Япония, Греция, Швеция и Австралия. В Австралии, как и положено, вас встретит душное лето и клубы рыжей пыли из-под колес, Швеция порадует снежными заносами и накатанным катком вместо дороги, а Финляндия - хмурой облачностью и ненастным дождичком.
Конечно, стоит вам только отъехать на несколько метров в сторону, как череда презентабельных деревьев кончится, текстуры под колесами размажутся, и вы упретесь бампером в сплошную стену "густого леса", но разве это уже так важно? Главное, что во время прохождения дистанции спецучастки выглядят и ощущаются именно так, как должно. Глаз никак не нарадуется аппетитным декорациям и неожиданным "сюрпризам", да и машинка то и дело отзывается радостным повизгиванием мотора, особенно при резком переходе с гравия на асфальт, или счастливом влипании в лужу на крутом повороте.
Количество игровых режимов по сравнению с "МакРеем-04" выросло, причем самым интересным можно считать появление режима карьеры. Помимо него можно покататься еще и в пробных заездах, так называемых Challenges, выбрав либо гонку на время, либо же соревнование с друзьями по сети или за одним компьютером - по очереди или в режиме разделения экрана. При этом машина соперника демонстрируется призрачным контуром, хотя и это изображение в опциях можно отключить, чтобы все было взаправду. Онлайн-игра до 8-ми человек по Интернету также присутствует, выделена в отдельное меню. Заезды на время, как обычно, позволяют выбрать любую трассу, машину, погодные условия и время дня. Естественно, речь идет об уже открытых трассах и авто, которые вам еще придется зарабатывать в режиме карьеры, которая построена таким образом, что продвинуться по карьерной лестнице вверх можно только в случае победы в гонках. Тогда вам удастся, зарабатывая трофеи и очки рейтинга, добыть себе нечто более весомое, нежели первоначальный VW Polo.
Остался на месте режим чемпионата, где вы выступаете в роли самого Колина МакРея, проходя этапы и борясь за место в турнирной таблице. Желающие могут даже заглянуть в биографию шотландца, подивившись внушающей уважение всеобъемлющей статистике. В перерывах между гонками в гараже машину дозволяется тюнинговать, подкручивая и регулируя тормоза, подвеску, сцепление и т.п., причем сделано это максимально наглядно для новичков - только полоски с несколькими плашками и ничего более. Некоторые изменения сразу же становятся видны на представленной модели, видимо, для еще большей наглядности.
Куда уж тут без починки, причем ремонтировать "колеса" можно всего лишь после двух спецучастков, как и в предыдущей версии, а не трех, как в СMR3. На сглаживание всех повреждений отводится строго определенное время, которое лучше потратить с пользой, ремонтируя только основные узлы и агрегаты. Чтобы зализать все раны, его, как правило, все равно не хватает, так что приходится выкручиваться, отдавая предпочтение, например, двигателю в ущерб трансмиссии или системе охлаждения. Вдобавок после переезда в новую страну предлагают (по желанию), как и прежде, пройти не далеко не самые банальные тестовые миссии, чтобы получить какой-нибудь новый апгрейд вроде керамических тормозов или улучшенных амортизаторов. Часть тестов проходит в боксе на стенде (это вам не на техосмотр заехать, все гораздо серьезнее), а часть на открытом воздухе.
Теперь перейдем к авто, количество которых заметно возросло. Всего в игре можно покататься на 34-х автомобилях, разбитых на классы: 4WD, 2WD, супермощный класс экстремалов "Группы B" из далеких 80-х, RWD, Super 2WD, класс внедорожников 4x4, способных обогнать соперников из прочих весовых категорий чуть ли не на четверть дистанции, еще представлены четыре легенды в разделе "классики" и столько же экзотики в "special" (неужто кто-то и вправду считает коротышку Mini Cooper с объемом двигателя в 1.2 раллийным автомобилем?). Естественно, что далеко не все машины доступны поначалу, а некоторые вообще можно открыть, зарегистрировавшись на сайте производителя. Надо ли говорить, что в Сети уже давно существуют и другие способы, позволяющие при желании и без подобной тягомотины открыть все необходимое.
Поведение машин на трассе, как уже упоминалось, было слегка упрощено, так что теперь разница между ездой по траве или грунтовой дороге, заснеженному полю или потрескавшейся от жары земле менее очевидна, хотя все же имеется. Входить и выходить из поворотов, вписываться в узкие "траншеи" или ворота, пользоваться ручником в управляемых заносах и бороться с капризами размокшей жижи или гравийной полосы стало немного легче. Не всем ведь, наверное, по душе вылететь с трассы на первой же кочке, основательно разбив машину и лишиться даже теоретической возможности приподняться хоть на строчку с самого последнего места местного чарта. Для них и стараются разработчики, стремясь сделать его доступным и понятным самым широким геймерским слоям.
А также и более зрелищным. Любое столкновение тут же скажется не только на внешнем виде вашего стального скакуна, но и на его управляемости. Модель повреждений в игре довольно приличная. В зависимости от выбранного уровня сложности, нормального или продвинутого, это происходит по-разному. Если на "normal'е" довести машину до невменяемого состояния довольно сложно, то на продвинутом болид начинает не по-детски ломаться, корежиться и ежесекундно выходить из строя. Например, после многочисленных "поцелуев" с деревьями (с которых, как и обещали, при столкновении осыпаются листья) вашего четырехколесного друга начинает вести в сторону, а мотор просто глохнет и его приходится по полминуты, а то и больше заводить. Впрочем, ситуации, когда бы он умер окончательно, за все время игры у меня не случилось. Задымиться немного способен, но это, похоже, его максимум. Детали кузова плющатся и царапаются, двери открываются и хлопают, бампера отрываются, поворотники и капот остаются валяться на дороге, стекла сначала трескаются, а потом крошатся. Покрышки лопаются и рваными ошметками улетают прочь, так что приходится ехать дальше на голых дисках, хорошо, если с полным комплектом из всех четырех колес, ведь нередки случаи, когда одно натурально отваливается. Хотя, при желании, доползти до финиша без колеса и на одних дисках здесь не проблема, хватило бы терпения ковылять на скорости в 10 км/ч, постоянно вылавливать машину из сносов и через каждые пять метров заново запускать движок. Реализм? Нет, конечно, зато экстремально и весело.
В итоге - весьма и весьма достойная игра, которая, по сравнению с предшественницей, стала еще эффектнее внешне, поражая просто эталонно-фотореалистичной графикой, запоминающимся дизайном и разнообразием трасс, а также богатым выбором самых разнообразных марок автомобилей. С массой игровых режимов, включая мультиплеер, возможностями по тюнингу и апгрейду, а также весьма достойной моделью повреждений. Атмосфера и обаяние раллийной серии Колина МакРея тоже на месте. Все это в сумме завораживает и затягивает, и не поддаться этому влиянию просто невозможно, как бы кто ни пытался.
Конечно, вопросов с каждым разом прибавляется, а упрощения в управлении и постепенное скатывание к гоночной аркаде удручают.
Впрочем, до Need for Speed еще очень далеко, так что всем желающим приобщиться к миру реальных гонок более симпатичного проводника просто не найти.