Череп, летящий на крыльях ночи. Черный плащ, квадратные плечи, накачанные бицепсы, выпирающие из-под черной футболки с изображением черепа, хмурый взгляд исподлобья, брови, встретившиеся у переносицы, и перекошенные от злобы губы. Знакомьтесь - Фрэнк Кастл. Смерть жены и ребенка навсегда похоронила в нем примерного семьянина, выпустив на волю немногословного монстра. Машину для убийства. Безжалостного и беспощадного борца с преступностью. Судья, присяжные и палач в одном лице, не брезгующий самыми грязными и бесчеловечными методами в своем крестовом походе по искоренению всемирного Зла. Прошлое имя ушло вместе с прошлой жизнью, теперь его зовут - Каратель.
Пан или пропал?
Едва на горизонте забрезжил очередной игровой боевик по мотивам развесистой голливудской "клюквы", как в душу закрались сомнения, чем же нас собираются попотчевать на этот раз... На шедевр вроде "Риддика" надеяться, вроде бы, не приходилось, но и, с другой стороны, получить очередной невнятный шутер вроде недавнего "Miami Vice" очень не хотелось. Первые впечатления оказались, увы, безрадостными, а дальнейшее знакомство только подтвердило самые худшие опасения. Судя по всему, исключением из длиннющего списка проходных проектов, сделанных по мотивам кинофильмов, наш сегодняшний гость стать так и не смог. Хотя и пытался, например, включив в арсенал главного героя богатый ассортимент пыток и казней, проводимых с особой жестокостью.
Впервые персонаж "Карателя" появился в Marvel Comics еще в 1974 году, в "The Amasing Spider-Man", а вот до собственной экранизации добрался только в 1989-м. Тогда в роли Фрэнка Кастла, бывшего ФБР-овца, обитающего в канализации и карающего преступников по собственному разумению, не забывая по ходу дела отомстить врагам и за погибшую семью, снялся Дольф Лундгрен. В 2004-м году на широкий экран вышел еще один "Каратель" с Томасом Джейном. На сей раз гроза преступности в черном плаще и маечке с черепом выплеснул свою злобу всего на одного гангстера - Говарда Сэйнта, разрушив сначала его преступный бизнес, потом убрав его же руками самых близких ему людей, чтобы прикончить в финале самого босса весьма оригинальным способом.
Черный список.
Сюжет The Punisher не является точным переложением событий последнего фильма, ни даже его предшественника, взяв за основу все же линию оригинального комикса. Так, из последнего кино взята сценка драки со здоровенным русским в квартире Фрэнка, из предыдущего - война с якудзой, а из комиксов - битва с Bullseye (лысый маньяк, обожающий метать ножи) и противостояние с Kingpin'ом - главарем преступного мира, Уильямом Фиском. Кстати, двух последних персонажей вы могли видеть совсем в другом кинокомиксе - "Сорвиголова" (Daredevil).
Начинается игра... с самого конца. Ход уже не оригинальный, хотя и не сильно заезженный. Фрэнк Кастл пойман полицией и находится в тюрьме, в комнате для допросов, где дает показания двум агентам, не в меру умной дамочке и ее глуповатому напарнику. Здесь-то он и вспоминает шаг за шагом, как отправил на тот свет чуть ли не половину криминального мира Нью-Йорка. Каждый новый эпизод дела (читай - миссия) - это очередная глава бесконечной вендетты, новая строчка его личного черного списка. Шестнадцать эпизодов - шестнадцать кровавых бань с бесконечной пальбой, горами трупов и особо садистскими казнями, к которым мы еще вернемся. Убивать Кастлу не дают только мирных граждан, игра при этом сразу же прерывается, зато преступников, даже стоящих на коленях и молящих о пощаде - сколько угодно и в любых количествах. Разборка с распоясавшимся криминалом в доме по соседству сменяется бойней в автомастерской, потом плавно перетекает в бар и далее в зоопарк, где Фрэнк пытается спасти свою подружку Джоан из лап киборга с оружием вместо руки.
Кино, собственно говоря, как раз и отличалось от прочих комиксов тем, что герой и его враги не обладали какими-то суперсилами, то есть не могли летать, прожигать бронированные двери лазерами из глаз или переворачивать вагоны легким движением мизинца. Если бы не знаменитая маечка с черепом и временами мелькающий пафос, то Карателя легко было бы принять за самый обыкновенный боевик. Игра же этим, пожалуй, похвастаться не может. Помимо упомянутого киборга приходится воевать под занавес и с главным злодеем, убийцей семьи Фрэнка, который напялил на себя типичный костюм супергероя, летает не хуже Карлсона и к тому же не брезгует различными суператаками. Впрочем, до этой разборки еще предстоит дожить, ураганом просвистев через автомастерскую и мясокомбинат, уничтожив подпольную нарколабораторию в доках, стерев в порошок охранников на предприятии Фикса и бронированных стражей в белых доспехах (а-ля "Звездные Войны") в небоскребе корпорации Такаги. В списке геройских подвигов еще значится: потопить русский транспорт "Игорь Балтийский" и организовать скромный атомный взрыв на маленьком океанском острове, где располагается военная база сумасшедшего русского генерала.
Max Payne. Облегченная версия. Сильно облегченная.
В плане геймплея Каратель, к сожалению, оказался много хуже, чем можно было ожидать. Не последнюю роль в этом сыграла и его мультиплатформенность, ведь, как известно, угодить запросам владельцев, скажем, PlayStation 2, намного проще, нежели обладателям PC. В общем, получилась очередная слабенькая пародия на Max Payne, имеющая гораздо больше общего с играми вроде уже упомянутой "Miami Vice" или "Dead to Rights". Сходство наблюдается не только в слабой графике, но и управлении, однообразном действе и полном отсутствии такого понятия, как "атмосфера". Главный герой здесь даже не умеет прыгать (имеется в виду вверх, прыжок вперед с вытянутыми руками имеется, хотя практически бесполезен), и любое, пусть даже самое небольшое препятствие становится для него непреодолимым барьером. Не способен он и крошить врагов своими пудовыми кулаками или резать ножичком (если только это не "quick kill"), если вдруг закончатся патроны, что вообще-то довольно странно. Еще приходится констатировать отсутствие какой бы то ни было интриги - все миссии похожи друг на друга, как две капли воды, за исключением разве что антуражей. Начните с любого места, и вы не почувствуете разницы - те же толпы "пушечного мяса", мальчиков для битья, с упорством зомби вылезают изо всех щелей. Бесконечная беготня по коридорам и подвалам с беспрестанной пальбой по туповатым противникам (находясь всего в метре от вас, любят разворачиваться спиной и с воодушевлением палить в другую сторону) надоедает уже к концу первых миссий, а ведь ничего более интересного вам здесь никто не предложит. Нашинкуете пулями пару сотен боевиков, отправляйтесь в следующую миссию, где повторите все это снова, и так еще и еще: полтора десятка раз. Один раз пришлось повоевать с танком, другой с вертолетом, вот, пожалуй, и все сюрпризы. Иногда валить преступность помогают напарники (надо думать, знакомые любителям комиксов), появление которых почему-то никак не объясняется.
Арсенал Карателя довольно стандартен и включает пистолеты, несколько типов гранат, большую коллекцию автоматического оружия, дробовик, базуку, огнемет, снайперскую винтовку и гранатомет. Особенность заключается в том, что стрелять Каратель умеет одновременно с двух рук, правда, тогда он не сможет метать гранаты, поскольку должна быть свободна левая рука.
Беспредельщик за работой.
Фирменная "фишка" Карателя - это его маниакальные пристрастия к изощренным убийствам и пыткам, хотя со временем даже они надоедают. Дело в том, что любого противника Фрэнк Кастл может схватить в охапку и: дальнейший выбор действий зависит уже от вас. Можно использовать супостата в качестве живого щита или же моментально убить, причем десятком самых разнообразных способов. Здесь разработчики, отбросив ложную скромность, заявляют, будто бы в игре можно встретить более сотни разных техник смертоубийства. Например, защитник всех обиженных и оскорбленных обожает засовывать жертвам гранату в рот и может не только перерезать горло ножом, но и воткнуть его в глаз или сверху в темечко. Вид казни даже зависит от того типа оружия, которым он вооружен в данный момент. Если это дробовик, то жертва сама его перезарядит, а если огнемет, то Фрэнк подносит его к самому лицу и прожигает струей пламени насквозь. Ломать шею и сбивать преступников на землю, чтобы довершить дело контрольным выстрелом, Каратель также умеет целым ворохом эффектно смотрящихся приемов.
Помимо "быстрой смерти" Фрэнк заготовил для своих жертв и четыре типа пыток, позволяющих выведать кое-какую информацию. Выглядит это следующим образом - сначала хватаем противника за шкирку, потом, пока он трепыхается, быстро делаем свой выбор (кнопки как для перемещения - "wsad") и: начинаем беспредельничать. Если тыканье пушкой в голову не даст своих результатов, то можно попробовать отбить почки, припечатать морду в пол или же использовать удушающий приемчик. Каждая пытка - это своего рода мини-игра, где необходимо, активно елозя мышкой, удерживать индикатор специальной полоски в оранжевой области в течение трех секунд. Задачка, прямо скажем, не самая простая, и в большинстве случаев подопытный откинет коньки еще раньше, чем вам удастся выбить из него полезные сведения. Над некоторыми головорезами светится символ черепа - это самые ценные свидетели. Если их пытать, то удастся выведать, где находятся потайные ходы, каким кодом открывается дверь, или куда убежал прятаться их босс. Если вы ненароком убьете такого, с черепушкой, то возможен затык. Например, на последнем уровне пришлось переигрывать только из-за того, что пришил охранника, которого следовало бросить на электрощит, что должно было вызвать замыкание в проводке и открытие дверей.
"Пыток мало не бывает", - подумали разработчики и насочиняли до кучи еще несколько дюжин особых способов допроса, что называется, с пристрастием. Вы легко обнаружите места для подобных экзекуций по специальным светящимся областям, которые встречаются через каждые пару комнат. Стоит дотащить свою жертву до такого места - и ее уже можно стращать далеко не только банальными угрозами или зуботычинами. Вот лишь небольшой перечень подобных истязаний: засунуть голову в петлю или в горящий камин, потыкать сверлом в глаз, переехать грудь автопогрузчиком, скормить физиономию пираньям в аквариуме, бить по голове дверцей от холодильника или по груди оконной рамой, запихивать тело в топку морга или машинку для превращения бревен в труху. В общем, фантазия разгулялась не на шутку.
От всех вышеописанных злодеяний у Карателя растет дополнительная полоска энергии, позволяющая активировать режим "мясника", весьма, надо сказать, неудачную попытку изобрести собственное slo-mo. Экран теряет резкость, расплываясь в черно-белой дымке, зато Фрэнк получает возможность носиться со скоростью урагана и кидаться в противников ножами. Плюс этого режима еще и в том, что одновременно с исчезновением синей полоски восполняется красная - собственное здоровье.
Лица необщим выраженьем.
Наверное, многие из вас плюнут на эту игру, так и не увидев большинство ее прелестей, ибо первая половина так сильно отличается от второй, как будто их делали абсолютно разные люди. Совершенно никакой дизайн начальных уровней контрастирует с более-менее симпатичными текстурками из поздних этапов, когда дизайнеры все же вышли из летаргического сна и вместо однотипных баров и коридоров в старых трущобах нарисовали зоопарк, старинный особняк, красиво обставленный офис японского босса, не говоря уже об армейской базе в джунглях. Не справились разработчики и с толковым использованием возможностей физического движка Havoc, всей мощи которого хватило лишь на то, чтобы нам позволили разбрасывать стулья или ящики по сторонам.
Единственное, к чему нет никаких претензий - это звук. Отлично "работает" оружие, перекрывая своим грохотом стильные композиции, которые смогли бы запросто украсить собой любой хит. Стоит отдельно отметить и озвучку главного героя. Авторы не зря пригласили для этого дела Томаса Джейна (жаль, что внешность перенять не захотели), который просто блестяще справился с возложенными на него обязанностями. Поневоле вспоминается грубиян Риддик, также обожающий говорить медленно, с хрипотцой, при этом всегда мрачно, лаконично и по существу.
Последнее слово.
В итоге - еще один невзрачный шутер от третьего лица, серый, пресный и совершенно не запоминающийся, не считая пары шуточек про видеоигры и доктора Фримана. Хотя, казалось бы, наличие такой харизматической личности, как Каратель, должно было основательно встряхнуть это застоявшееся болото. Ан нет, не вышло. Если бы не великое разнообразие пыток и казней, то привлечь внимание игроков было бы просто нечем. Причем, на мой взгляд, авторы явно переусердствовали с допросами с пристрастием. Так что, если вы не в восторге от немотивированного насилия в играх, можете спокойно вычесть из итоговой оценки пару баллов, если же относитесь к нему спокойно и Manhunt или Postal не вызывают раздражения - добавьте один сверху. В остальном - отсутствие внятной истории (даже боссов нормальных придумать не сподобились, от остального "мяса" они отличаются только более крепким здоровьем), весьма средняя графика, не самое удачное управление, слабый искусственный интеллект и заурядный геймплей - явно не те достоинства, которые смогли бы заинтересовать поклонников жанра. После выхода "Риддика" хотелось и в этот раз немного удивится. Жаль, не получилось.