О, где же ты, брат? Разработчикам из чешской компании Black Element Software очень нравится вывешивать на официальном сайте своего нового ужастика от третьего лица под названием Shade: Wrath of Angels заоблачные рейтинги и образные журналистские сравнения (по большей части, весьма спорные) с далеко не последними играми в жанре. Дескать, Shade - это Prince of Persia, Indiana Jones и Tomb Raider вместе взятые, смешанные с ужасами Archangel'a и Suffering'ом, и для остроты приправленные гнетущей атмосферой Silent Hill'а. Это еще можно было бы как-то понять, если бы игра действительно претендовала на лавры нового короля ужасов, но, к сожалению, даже до уровня того же Archangel'a ей в этой жизни не допрыгнуть. Даже если очень постараться.
Взять хотя бы сюжет, развивающийся вяло и без огонька. Сначала главному герою снится некий бредовый сон (он же одновременно является тренировочным уровнем), а потом он зачитывается письмом от собственного братца. Тот, роясь в древних гробницах и развалинах, что-то там раскопал, о чем и спешит уведомить родственника, приглашая его в гости. Как и положено, на место встречи брат не явился, зато из всех щелей местной гостиницы зачем-то повалили странные демоны, поэтому хмурая личность, олицетворяющая ваше виртуальное "я", немедленно отправляется на его поиски. Сначала спускаясь все глубже и глубже в подземелье под ближайшим храмом, а затем блуждая там по запутанным катакомбам. Довольно скоро ему является ангел и начинает рассказывать сказочку о происхождении мира. Оказывается, его брат нарыл нечто такое, что вызвало на него проклятье, и в итоге он застрял между мирами. Какими мирами? Как, вы еще ничего не слышали о том, что некогда древние боги разделили наш мир на четыре части (читай - параллельные вселенные), каждой из которых управляет свой ангел, опираясь на мощь могучего артефакта? Тогда внемлите. Уже упомянутые только что боги, опасаясь за свою власть, заточили ангелов в их мирах, но брат нашел способ сломать это колдовство. За что и поплатился. Короче говоря, теперь нужно прочесать все части некогда целого мира, включая настоящее, средневековье и мир теней, найти все артефакты, вернуть силу ангелам и снять проклятье с нерадивого могилокопателя.
Еще первый попавшийся на вашем пути ангел наградит волшебным мечом-кладенцом и возможностью превращаться в монстра по своему желанию по аналогии с Suffering или Archangel. При помощи меча можно также лечиться, втыкая его в землю в определенных местах. Демон же разочаровал полностью. Думаете, что от ударов этого шипастого и рогатого монстра с культями вместо лап противники начнут разлетаться в стороны, как брызги от упавшего в воду камня? Да уж, разбежались. Неповоротливое страшилище не только не способно прыгать и бегать (передвигается исключительно медленным шагом, как какой-нибудь неповоротливый голем), грамотно отвешивая полновесные пинки всяким рыцарям, зомби и скелетикам, но и еще ограничено временем действия специальной полоски энергии. Во время появления демона весь экран вдобавок заволакивается кровавой поволокой, что лишь усугубляет впечатление. Главным образом этот хмырь необходим для перетаскивания тяжелых предметов с место на место. Там, где невесомая Лариска легко управлялась с необъятными ящиками, бедный демон тужится и упирается из последних сил, пытаясь сдвинуть их еще на пару сантиметров. Кажется, еще одна такая потуга - и он рухнет без сил, смертельно придавленный собственной усталостью.
Помимо перетаскивания ящиков прохождение разбавляется достаточным количеством паззлов, хотя лишь некоторые из них можно назвать оригинальными или хотя бы любопытными. В основном приходится разыскивать ключи от дверей, дергать за цепочки, крутить рычаги или нажимать на кнопки. Вся сложность здесь состоит не в том, чтобы правильно решить очередную головоломку, а просто хотя бы для начала найти нужную цепочку или факел, которые нередко банально сливаются с общим фоном. Например, вы легко можете не заметить потухший факел рядом с дверью, а ведь только после того, как он будет зажжен, эта треклятая дверца соизволит открыться.
Раздражение вызывают совершенно дурацкие прыжки и карабканье по уступам, которое, кажется, хуже сделать уже просто было нельзя. И когда вы в ...надцатый раз сорветесь с тонкой балки или самой верхушки колонны, пытаясь с включенным ускорением долететь во-о-он до той досточки, вы вспомните даже те ругательства, о которых вы уже и думать забыли.
Довольно оригинально сделана и местная система сохранения. На первый взгляд, она похожа на приставочную - добежали до чекпойнта, сохранились, побежали себе преспокойно дальше. На месте чекпойнта появляется застывшая статуя главного героя, которую вы легко можете разрушить, как и любой маг средней руки, пальнув в нее файерболом. Ну, разрушили save-статую, и что с того? Чекпойнт считается недействительным? Да в том-то и дело, что нет, просто создатели решили таким образом лишний раз выпендриться, только и всего.
Очередной "финт ушами" они проделали и со стрельбой. Как известно, новый спаситель человечества не только светящимся джедайским мечом помахать может (открывая по мере прохождения все новые и новые комбосы, один тормознутее другого) или же отобранными у противников дубинками и палицами, но и из пистолетов с арбалетами пострелять горазд. Во время стрельбы включается совсем иной режим, нежели при беге: на экране замирают в позе "целься" голова и плечи, которыми можно вертеть по сторонам на манер пресловутой "Beach Head". В общем, борец с демонами за секунду превращается в некую статичную "пушку". Если кто еще недопонял, то поясню, что стрелять и целиться на бегу в этой игре нельзя, не предусмотрено. Извольте остановиться и замереть, превратившись во вращающуюся вокруг своей оси статую, и никак иначе. О том, что неплохо было бы приделать к этому "чудо-юду" хотя бы прицел, разработчики как-то не сообразили. Так что приготовьтесь к тому, что поначалу выстрелы легко будут уходить "в молоко", а местные противники успеют прибежать и настучать вам по голове с расстояния в километр, пока вы приноровитесь в них целиться.
Демоническую сущность также не оставили в стороне, наградив ее возможностью пуляться различными спеллами, которые можно покупать в специальном "магазине", тратя на них найденные в катакомбах и развалинах светящиеся "слезки". Честно говоря, ничего впечатляющего эта магия собой не представляет (огненные шарики, неуязвимость, заморозка и т.п.), хотя все же умудряется внести в геймплей кое-какое разнообразие, отдадим ей должное.
Графика, позволяющая немного приподнять итоговую оценку, как ни странно, является, пожалуй, самым лакомым кусочком в Shade. Не зря в свое время разработчики подружились с NVidia и включили в свой движок поддержку многих наворотов последнего поколения видеокарточек, только краткий список которых занимает полстраницы. В общем, на симпатичный движок и оформление у авторов сил все же хватило, чего никак нельзя сказать о динамичном геймплее. Текстурки поражают своей детализацией и четкостью, архитектура и дизайн уровней по большому счету нареканий не вызывают, а реалистичная игра теней, дымовые и световые эффекты от пролетающих мимо файерболов вполне органично смотрелись бы даже в "Принце". Атмосферу неплохо оживляют и пугающие моменты (мгновенно появляющийся и столь же быстро исчезающий в лучах пламени демон в метре от вас), хлопающие створками оконные глазницы, летающее в вышине воронье или же раскачивающиеся под завывания ветра пыточные клети на цепях. Внешний вид противников оставляет самое приятное впечатление, хотя их анимация могла бы быть и немного получше.
Расписанные ранее возможности физического движка Meqon по большей части так и остались невостребованными. Покрошить можно только несколько бочек или ящиков, (они падают согласно правильной физике - например, если выстрелить в нижнюю бочку, то она треснет и сверху попадают остальные), да обстановки интерьера. Все же остальное прикручено намертво - ни отодрать, ни попортить его не удастся. В общем, никак не получается у разработчиков вдохнуть полноценную жизнь в красивые антуражи, и ничего с этим не поделать.
Звук, за исключением некоторых ляпов, можно назвать вполне добротным. Например, когда вы утыкаетесь носом в тупик или запертую дверь, то хмурый меченосец тут же поспешит вам об этом сообщить. Иногда его реплики приходится выслушивать по десятку раз за уровень, и это начинает понемногу доставать. В остальном - все как ожидалось: мрачноватые (в данном случае это похвала) фоновые мелодии заглушаются грохотанием пролетающего мимо огненного шарика, скрипом плохо смазанных петель, позвякиванием цепей или чьей-то шаркающей поступью в соседнем коридоре. Атмосферно, ничего не скажешь.
Эх, если бы не столь посредственное управление и местами выводящая из себя акробатика вкупе с боевой хореографией (зомби запросто успевают вас несколько раз пнуть, прежде чем боец, вволю намахавшись мечом, соизволит наконец-то выставить блок), скучноватый сюжетец, бездарная стрельба и беспомощный демон, то из Shade вполне мог бы получится крепенький представитель жанра "horror-action от третьего лица". Впрочем, заметим, что бегать здесь вполне можно и от первого, только жутко неудобно - ни подпрыгнуть нормально, ни мечом помахать.
В итоге - посредственный ужастик, что называется, "с претензиями", красивый, но малосъедобный и утомительный. "Благодаря" попытке подружить топорное управление с головокружительными прыжками и ползанью по тонким жердочкам. Хотя, вполне возможно, любителей средневековой мистики Shade все же сможет заинтересовать. Но большинство любителей жанра просто пройдут мимо, вряд ли сбавив шаг, оставшись равнодушными к непонятным новациям и откровенно слабой "режиссуре".