Голливудский стандарт. Сразу несколько симпатичных фэнтезийных стратегий вышли под конец года, видимо, чтобы игрокам было чем порадовать себя на длинных рождественских и новогодних каникулах. Об одной из них мы сегодня и поговорим. - амбициозный проект от венгерской команды разработчиков из Black Hole Entertainment. Студия эта интересна тем, что ютится под крылом Cinergi Interactive, дочерней структуры Cinergi Pictures, которой, в свою очередь заправляет небезызвестный Эндрю Вайна. Народная мудрость гласит, что раз уж за дело взялись крупнейшие голливудские продюсеры, да еще в издатели сосватали саму Electronic Arts, то жди если не чуда, то как минимум игры, о которой будут говорить повсюду, причем долго и шумно.
Так оно, в принципе, и получилось. Претензий на революцию в жанре создатели и не предъявляли, но со стапелей их сборочного цеха к нам выплыла одна из самых атмосферных и красивых стратегий уходящего года. Правда, с настолько традиционным геймплеем, что дальше уже, кажется некуда. Базовые принципы так и остались незыблемыми, поэтому собирать ресурсы, строить базу, клепать войско и долго и упорно бегать по карте в поисках попрятавшимися под деревьями и в подземельях жучками/паучками приходится как в старые, добрые времена. Для оригинальности разработчики лишь добавили второй, подземный уровень, да смешали в своей RTS черты сразу нескольких столпов жанра (Warcraft 3, Age of Mythology и... Starcraft), видимо, чтобы даже непосвященные прониклись к Exigo еще большим трепетом.
Сюжет, развивающийся в выдуманной авторами вселенной и раскрываемый на протяжении трех кампаний, что выливаются в 36 одиночных миссий, повествует о борьбе Империи (содружества людей, эльфов и гномов) с Нелюдями (троллями, ограми, гоблинами, ящерицами, ведьмами и т.п.), в которую внезапно вмешивается мощная третья сила в лице Падших, что весьма напоминают... вы не поверите -зергов из Starcraft'а. Вступительные ролики к кампаниям выполнены в лучших традициях "нетленок" от Blizzard, а между сценариями перед нами разыгрывают сценки с участием главных действующих лиц этого повествования. Масштабные и stealth-миссии идут вперемежку, как обычно. Где необходимо тихой сапой и с минимальными потерями пробраться с маленьким отрядом через всю карту, где отстоять город в течение получаса (причем главный персонаж даже не способен сдвинуться со своего места - дескать, бейте все кому не лень), а где и банально вычистить с территории все признаки враждебно настроенной расы, вернее целого сообщества рас.
Теперь подробнее о враждующих сторонах. Хотя они и отличаются друг от друга исследуемыми технологиями, возводимыми строениями и монстрами, но кардинальных различий не так уж много. До Старкрафта, на который местами так стараются походить, увы, далековато. Итак, имперцы, нелюди и падшие развиваются по вполне традиционной схеме (строим базовые здания, бараки, центры изучения технологий, охранные вышки...), используя для своих нужд всего три имеющихся в игре ресурса: золото, дерево и кристаллы. Основное отличие Падших заключаются в том, что строить они могут только на подготовленной (читай зараженной - ну чисто зерги!) земле, которая появляется рядом с возведенными и строениями. Вдобавок вовсе не обязательно стучать молоточком у возводимого здания все время, достаточно только заложить фундамент, а дальше оно уже само собой . Потолком для производимой популяции юнитов у людей служит количество возведенных ферм, у тварей - численность крупных мясных животных, боронов, (гоблины спокойно могут их оседлать, превратив в неплохую боевую машину), а у - построенные главные здания. Соответственно, чем больше вы всего вышеописанного добра наворотите, тем лучше, однако более двухсот юнитов все равно отштамповать не удастся. Управляться с такой оравой подопечных было бы непросто, если бы не придуманные авторами супергруппы. В обычный отряд можно запихнуть всего до 16-ти юнитов, зато потом их довольно легко объединить в супергруппу, с которой и устраивать набеги через всю карту.
Набор опыта у людей и чудовищ идет по аналогичной схеме, где каждый юнит набирается экспы отдельно и самостоятельно повышает свои характеристики, у Падших с их коллективным разумом все иначе. Весь опыт, накопленный в процессе боев, складывается у них в особую копилку (специальное здание), и уже потом уровень повышается сразу для всей группы однотипных зверушек, например для паучков или бехолдеров. Только были все второго - как моментально стали третьего. Соответственно, и новые юниты уже будут производиться такого же уровня. Радует, что горожане способны самостоятельно начинать собирать ресурсы (жалко, что не всегда), что юниты вежливо расходятся, если вдруг кому-то вздумалось пройти через их плотный строй. Столь же решительно лезут в драку (когда не просят), иногда даже хрен оттащишь.
Каждая сторона обладает как наземными, так и воздушными боевыми единицами. В наличии и вместительный летающий транспорт, и убойные осадные орудия/монстры, суперюниты (например, три ведьмы, скооперировавшись, могут вызвать здорового демона, сами после этого благополучно погибают), и маги. Честно говоря, магия особым разнообразием не балует, хотя вызвать землетрясение или там извержение вулкана все же можно, так что как дополнение к основному блюду вполне сгодится. Отличаются противники и разными способами перемещения под землей. Например, у имперцев есть гномы-рудокопы, которые способны строить шахты, при помощи которых можно проползти через всю карту. У нелюдей ведьмы могут превращать любые юниты в особую форму, которая позволяет им просто так в любом месте спускаться в подземный мир и подниматься обратно. Падшие вообще предпочитают для подземных прогулок пользоваться уже готовыми шахтами, а переноситься по карте при помощи собственноручно установленных порталов, которые могут построить два summoner'a.
Вообще, так сильно разрекламированный разработчиками подземный уровень оказался не настолько интересным, как ожидалось. Например, увидеть здесь сразу и подземный и надземный мир (например, через дыры или пещеры) не получится. Не позволит прибитая гвоздями камера. Просто это еще одна карта (заранее нарисованная, причем далеко не во всех миссиях), на которой также можно строить базу, хотя, конечно, в первую очередь она используется для быстрой переброски войск, которые могут заползать и вылезать из нее в определенных местах (специальные юниты - в любых). Переключаться между уровнями можно одним кликом мышки, а для удобства на экран интерфейса сразу же выводится две мини-карты, расположенные, соответственно, в правом и левом нижних углах. Некоторые заклинания магов даже способны оказывать влияние на юниты и строения сразу над и под землей, но это, пожалуй, максимальный уровень взаимодействия.
Зато недостаток разнообразия в экономике или боевых тактиках с лихвой компенсирует просто роскошная графика. Не припомню, чтобы в последнее время какая-то другая стратегия в реальном времени так впечатляла. Ландшафты вышли просто на загляденье, глаз не оторвать. В изумительной воде отражаются колышущиеся кроны деревьев, а на полянках аппетитно расположились аккуратные людские поселения с черепичными крышами, тентовые хижины кочевых нелюдей или же явно инопланетного вида искрящиеся постройки падших. Скалы и ущелья выглядят как живые. Не поленились авторы проработать до мелочей и подземный мир, где нашлось место ничуть не менее красивым декорациям, припрятанным по углам сокровищам и ядовитым паучкам. Битвы на открытом воздухе способны привести в восторг даже видавших виды стратегов, достаточно посмотреть, как от дубинки могучего огра разлетаются в разные стороны крошеные лучники или всадники, или же как эффектная катапульта, взгроможденная на спинку могучего животного, отправляет в полет свой огненный подарок. Если сильно понравилось, то можно пересмотреть все вышеописанное в записи, по окончании прохождения миссии.
Спецэффектов также не пожалели, поэтому любоваться на битву двух кланов магов можно с нескрываемым восхищением. В общем, все, что касается визуального ряда, дизайна карт, анимации юнитов, красивых фейерверков - выполнено на твердую пятерку. По большому счету и упрекнуть-то не в чем, не считая крохотных и почти незаметных огрехов. Единственное, что серьезно огорчает - это работа камеры. Разработчики загнали ее в такие узкие рамки, что просто караул. Ни тебе нормального масштабирования (чтобы рассмотреть чью-нибудь демоническую рожу на весь экран), ни даже достойного поворота на девяносто градусов, все больше какие-то корявые пробуксовки и недостойные такого проекта предсмертные конвульсии. Недогляд!
В плане звука все стандартно: харизматичные голоса главных действующих лиц переплетаются с ежесекундными отчетами юнитов (которые желают отрапортовать начальству при каждом клике "мышкой"), грохотом осадных орудий, лязганьем клинков, и все это на фоне эпических композиций. Владельцы мощных акустических систем в накладе не останутся.
Напоследок упомянем скирмиш и мультиплейер. Возможно, именно эти компоненты позволят Armies of Exigo остаться на жестких дисках поклонников фэнтези намного дольше, нежели это необходимо для прохождения одиночной кампании. В первом случае можно, как обычно, выбрать любую расу, карту и отправится пудрить искусственные мозги противникам. Мультиплеер представлен набором стандартных режимов, включающих сценарий, CTF, "царя горы", Melee или Team Melee, по сети или Интернету до 12-ти. Предусмотрена и возможность побыть в роли зрителя, подглядывая за баталиями других игроков или машин. В наличии - набор из более чем двух десятков разнообразных в плане дизайна карт. Очень рекомендую посмотреть на карту под названием "шахматы" - где на обычной шахматной доске по всем правилам сражаются монстры из игры. Оригинально, хотя, кажется совсем из другой области. Если возникнет желание, то карты можно наштамповать и в прилагаемом редакторе.
В итоге мы получили одну из самых красивых трехмерных стратегий на сегодняшний день. К сожалению, за внешним великолепием прячется очередной клон, пусть и на новом движке и с собственным сюжетом. С другой стороны - более чем добротный, выполненный с соблюдением всех норм и канонов, принятых в жанре. Стандартный набор из трех рас, различающихся не так радикально, как хотелось бы, весьма протяженная одиночная кампания, возможность сражаться сразу на двух уровнях, наземном и подземном, делая подкопы. Новаторской эту фичу назвать язык не повернется, но в плюсики ее все же запишем. В общем, если вы не ищете больших сюрпризов, а согласны довольствоваться очень качественной стратегией с внушающим уважение графическим движком, то Armies of Exigo вас, несомненно, не разочарует. Главным событием сезона ей не стать ни в коем случае, но шансы занять достойное место - скажем, в пятерке лучших стратегий по итогам года - есть однозначно.