Мрачное будущее куется в суровом настоящем... Далекое будущее. Конфедерация и Империя делят между собой открытое пространство, в то время как средь их шумного бала проступают контуры третьей силы - повстанцев. В этот самый момент один из агентов Империи заброшен на планету-столицу Конфедерации с миссией разведывательно-диверсионного характера.
"Саботаж" - шутер от первого лица с элементами RPG. Для начала предстоит выбрать одного из двух агентов: коммандос (мужчина) или убийца (женщина). Каждый обладает определенным набором приоритетных навыков (те, что быстрее будут развиваться), а также своим собственным именем - отождествить с собой персонажа игроку не придется. Сразу скажу, что различий в прохождении не наблюдается, так что выбирать приходится исключительно по половым предпочтениям.
Выбрав персонажа, мы можем принять уже проставленные значения характеристик или разбросать очки самостоятельно. Ролевая система в "Саботаже" выглядит, как упрощенная донельзя система SPECIAL. 5 характеристик оказывают самое непосредственное воздействие на геймплей. Три из них: живучесть, выносливость и сила отвечают за здоровье, энергию и грузоподъемность соответственно (1 пункт характеристики дает +20 к показателю). Четвертая - интеллект - влияет на получаемые очки опыта, согласно определенному коэффициенту. Благодаря чему, играть "тупым" персонажем становится не очень выгодно - слишком медленно будет идти развитие. Ловкость же просто увеличивает показатели сопротивляемости персонажа.
Помимо характеристик, персонаж обладает 12 навыками, разделенными на две группы. Первая группа - боевая. Здесь все просто: чем выше показатель данного навыка, тем большее количество повреждений нанесет персонаж из данного вида оружия. Вторая группа - "полезные", как их назвали разработчики, делятся, в свою очередь, на активные и пассивные. Увеличения показателя активных позволяет уменьшить потребление энергии во время их применения, одновременно усилив эффект, а повышение вторых дает плюсы в процессе игры (повышение регенерации, или дополнительные очки навыков при поднятии на уровень).
Кстати, такие важные показатели, как "меткость" и "увертливость" зависят исключительно от того, насколько ловок игрок в обращении с мышкой и клавиатурой. FPS, понимаете ли...
И вот нашего героя встречает футуристический космопорт, навевающий явные ассоциации с "Deus Ex". По улицам ходят охранные роботы и множество прохожих. Ездят машины и шастают полицейские. Кругом все пестрит рекламными щитами, а под ногами - горы всяческого мусора. Впрочем, нас пока это не интересует - мы идем искать своего первого связного...
Для передвижения между районами города разработчики дали нам так называемую "Транспортную систему". Подошли к воротам, нажали клавишу "Использовать" - получите экран карты. Кликнули на нужный район - подсветились возможные выходы. При этом, если мы уже побывали в каком-то из внутренних помещений (типа бара или квартиры с ключевым персонажем), мы можем сразу попасть сразу в нужное место, избавившись от долгого забега по улицам. Кстати, как только необходимость во встреченном персонаже отпадает, исчезает и маршрут к нему. Помимо простого перепрыгивания с места на место, мы можем выбрать нужное время суток - день или ночь. Зачастую жизненно необходимо, так как время в игровом мире идет своим чередом, а улицы мегаполиса с наступлением темноты существенно преображаются.
Вот мы и у связного. Овдовевший владелец бара безутешен - пропала его единственная дочь. Как не помочь страдальцу (тем более столь полезному в плане информации), и вот мы направляемся на спасение пропавшей девицы, которую последний раз видели в каком-то баре, танцующей в клетке. Немного разговоров, много стрельбы - девица спасена, мы разжились большим количеством всяких полезных вещей, а бармен охотно делится с нами необходимыми сведениями. Двигаем дальше, а по дороге присмотримся повнимательнее к городу.
Мегаполис похож на большой муравейник, в котором все заняты своим делом. Вот мимо просвистело несколько машин на воздушной подушке. Какой-то бедолага перебегал дорогу в неположенном месте и... Ан нет, отряхнулся, дальше пошел. Множество подозрительных пятен на мостовой. Как опытный агент, сразу узнаем кровь - тут что, было побоище? Полиция осматривает место происшествия, задумчиво разглядывая труп неизвестного мужчины.
Тем временем смеркается. Пока залезали в транспортную систему, пока добирались на место, ночь вступила в свои законные права. Ничего себе! Теперь понятно, откуда на улицах столько подозрительных пятен - под покровом ночи развернулась настоящая война! Десятки... Или сотни? Нет, вроде десятки... Десятки людей атакуют патрульных роботов, вооруженные лишь ножами и дубинками. Огнестрельного оружия практически не видно, но периодически мелькают вспышки выстрелов. Будем изображать законопослушного гражданина, помогающего силам правопорядка. А заодно и поправим свое материальное положение...
И вот уже забеги от одного человека к другому начинают утомлять, и лишь периодические перестрелки (как сюжетные, так и случайные стычки) немного спасают положение. Сбегай туда, принеси то, потом сбегай сюда, спроси у этого. И никаких побочных квестов! Более того, все NPC, что попадаются на улице - немы как рыбы. Хоть из вежливости и останавливаются перед нашим персонажем, но лишь глядят глазами преданной собаки в ответ на все наши попытки с ними заговорить.
Что касается вооруженного противостояния, то здесь нас не ждет никаких откровений. Оппоненты достаточно шустро бегают, стрейфятся и перекатываются, и выжить было бы совсем непросто, если бы не навык "Галаспешка". Иными словами - замедление времени. Помогает экономить боеприпасы и значительно повышает меткость игрока. Кстати, если вы решите поправить свое материальное состояние за счет толпы всякого сброда, ставку лучше делать на оружие массового поражения, как-то: базуки, гранаты и взрывчатку.
В ходе бесконечных забегов (отметим удобную и наглядную карту) мы уже не раз поднялись на уровень, набрали под завязку всяких шмоток и нашли несколько усилений. Что ж, рассмотрим эти явления поподробней.
Повышения уровня происходит точно так же, как и при генерации, с единственным исключением - нам дается 1 очко для повышения характеристик и 1 очко для повышения навыков. Впрочем, благодаря развитому навыку науки мы можем увеличить второй показатель, исходя из расчета 20% - 1 дополнительное очко.
Что касается возможности купить или продать, то тут разработчики не стали утруждать себя какими-либо изысками, создав по всему городу сеть Интернет-магазинов. Подходим к устройству типа "банкомат", нажимаем кнопку "использовать" - и вот мы уже вовсю занимаемся торговлей. Непонятно, правда, куда мы засовываем трофейный дробовик и откуда получаем тяжелый бронежилет (не из щели же для кредитной карточки), ну да ладно. Цены разнятся в зависимости от района пребывания.
Теперь пара слов об усилениях. Это татуировки(!) и имплантанты, повышающие характеристики и навыки (вроде +3 к силе; +20% к тяжелому оружию). Никаких встроенных фонарей и силовых щитов замечено не было.
Напоследок скажем об альтернативе пешим прогулкам - машине. Стоит это удовольствие немало, продается только в магазине (угнать не получится), но существенно экономит время. Более того, автомобили снабжены щитами и могут быть отремонтированы.
Графическая составляющая решительно устарела годика на два-три, хотя местами и сегодня смотрится неплохо (квартал развлечений, в частности). Никак не удается отделаться от ощущения, что могло бы быть и лучше. С другой стороны, отмечу неплохие модели машин, с любовью прорисованное оружие и красивые спецэффекты от применения оного.
А вот звук подкачал. Более того, его тут как бы вообще нет. Точнее, есть звуки шагов и эффекты от выстрелов. Есть шум города. Зато музыка появляется по своему собственному желанию - вот мы минут десять бегаем в тишине, вот прорезалась какая-то мелодия, поиграла минуты две и опять исчезла. А персонажи вообще предпочитали общаться со мной на языке глухонемых - то бишь, посредством субтитров. Выдавить из них хоть слово мне так и не удалось. Возможно, их забыли этому научить, что не может не удручать.
В итоге, назвать "Саботаж" провалом рука не поднимется, но и до уровня крепкого середнячка игре дотянуться тяжеловато. Сюжет, по которому нас ведут, как по рельсам, не давая ни отклониться в сторону (при этом все-таки целых три альтернативных концовки), ни поискать иные пути решения. Магазины, которые используются лишь для продажи вещей, но не для покупки - все необходимое (в том числе и ключи от машины) можно спокойно найти в разбросанных повсюду контейнерах. Глюки со звуком (будем надеяться, что это всего лишь баг, а не особенность самой игры).
Ролевая система, притянутая за уши под девизом "чтобы было". Почему было нельзя, внедрив в игру приличный набор параметров, не позволить им более существенно влиять на прохождение игры - непонятно. Вспомните хотя бы, как это было реализовано в том же Deus Ex, когда на начальных уровнях попасть из снайперской винтовки было весьма проблематично из-за дрожащего прицела. Или, к примеру, возможность пройти квест не одним, а несколькими способами? Для чистого же шутера в игре слишком много трепа и мотаний взад-вперед.
В общем, сыграть можно, особенно если вы страдаете избытком свободного времени. Но вряд ли более одного раза.