Новая напасть Двести лет прошло со времен войны пяти рас с клисанами. Жизнь постепенно вошла в прежнюю колею - лайнеры перевозят пассажиров, торговцы покупают и продают, пираты грабят торговцев, патрульные ловят пиратов, малоки воюют, пеленги шпионят и разбойничают, фэяне усиленно думают над тайнами Вселенной. Однако, как гласит старая земная поговорка, свято место пусто не бывает. И вот уже новый враг нетерпеливо стучится наномодульным кулаком в двери, и вот опять возрождается институт рейнджеров - вольных охотников за удачей, по совместительству - спасителей Вселенной.
Первая часть "Космических рейнджеров" пришла достаточно скромно, потопталась в прихожей и... была вознесена игровой общественностью до небывалых высот. Скромная по графике, с незамысловатым сюжетом, игра давала геймеру небывалую свободу игрового мира, множество путей для достижения конечной цели, несколько альтернативных концовок. В ней, как в жгучем коктейле, перемешались угарная аркада, вдумчивые квесты, кропотливый менеджмент и походовые бои в космосе. И все это - на простеньком спрайтовом движке. И это в наши дни, когда в 3D не делают разве что только пасьянсы! И люди играли! Играли самозабвенно, проходя "Рейнджеров" по третьему кругу, скачивая апдейты и патчи, обмениваясь самопальными квестами. И вполне возможно, играли бы себе и дальше - если бы не вышли "Космические рейнджеры 2".
Надо сказать, что к появлению второй части "Рейнджеров" автор отнесся несколько скептически. Как неоднократно наглядно демонстрировала история, подавляющая часть сиквелов нашумевших игр почему-то стремительно попсеет. Исчезает изюминка, упрощается геймплей, добавляется несколько новых, но зачастую совершенно ненужных элементов - и вот уже рядовые игроки с ворчанием откладывают диск со второй частью, и вновь берут диск с первой. Однако разработчики из "Elemental Games" с честью справились с поставленной задачей, создав полноценную вторую часть нашумевшего хита.
Осмелюсь предложить нашим читателям обзор, выстроенный в ключе "было - стало". Так, на мой взгляд, будет нагляднее видна преемственность.
1. Было: Клисане и Речихан - главные "редиски", которых и нужно было отстреливать ради завершения игры. Первые - неизвестная форма жизни из другой галактики, второй - пират, который и привел Клисан в известный сектор космоса.
Стало: Доминаторы. Еще одна неведомая форма жизни (впрочем, кто это такие, игрок узнает достаточно быстро). Делится на три типа - Блазер, Террон и Келлер, причем все трое враждуют между собой.
2. Было: Космический кораблик рейнджерского класса с несколькими слотами для установки оружия, оборудования и нескольких артефактов, обладавших полезными эффектами.
Стало: Снова кораблик, слоты для оборудования и артефактов. Однако теперь игрок не ограничен только корпусом класса "рейнджер". В любой момент можно приобрести любой другой тип корабля, исключая разве что корабли Доминаторов. Теперь корпуса делятся не только по грузоподъемности и количеству брони, но и по количеству доступных слотов для оборудования. К примеру, тот же самый корпус "рейнджер" может нести три слота для пушек и всего один - для артефактов, а может и пять орудийных, и четыре для артефактов. Понятное дело, сие отличие влияет и на цену кораблей.
3. Было: Набор доступного оборудования, который делился на несколько классов, а также по весу и качеству. В любой момент, каждая из отдельно взятых систем могла быть улучшена в научных лабораториях (но только один раз) или же усилена найденным артефактом.
Стало: Набор остался тем же, изменились разве что картинки, названия и, разумеется, существенно подросло количество. Сохранилась возможность апгрейда. Однако большим качественным изменением послужил новый тип улучшения - микромодулями. Благодаря этим хитрым штучкам, любая задрипанная система может стать на порядок лучше дорогой и навороченной.
4. Было: Четыре вида станций. На станции рейнджеров мы сдавали протоплазму (останки клисан), повышая свой рейтинг и опыт. На научной станции - продавали клисанские запчасти, продвигая вперед изучение этой непонятной формы жизни. На военной - продвигались вверх по званиям, получая за это различные бонусы. На пиратской - меняли документы, закупались контрабандной протоплазмой, решали черные грязные делишки...
Стало: Добавилось два вида станций - медицинская и бизнес-центр. В первой мы сможем вылечить подхваченный где-то очередной мутировавший штамп гриппа или накачаться стимуляторами. Кстати, не всегда подхваченная болезнь дает только минусы, а вколотый стимулятор - только плюсы. В бизнес-центре можно взять денежный кредит (главное - не забыть его потом отдать, а то еще ловить начнут по всему космосу), субсидировать какую-нибудь из программ вроде изучения новых видов оружия, постройки в определенной системе военного флота или организации фонда "Семьи погибших рейнджеров", и даже застраховать свою жизнь.
Что касается предыдущего набора, то здесь также произошло несколько изменений. Теперь на научной станции мы можем купить зонды для исследования ненаселенных планет (очень неплохое денежное вложение). Как и в случае с клисанами, продавая здесь оборудование доминаторов, мы существенно продвигаем науку вперед. Точнее - три ее направления: Блазер, Террон и Келлер.
Сдавая на станции рейнджеров ноды доминаторов (вместо протоплазмы клисан), мы не увеличиваем опыт, а зарабатываем себе на микромодули.
На военной - сможем заказать военную операцию, дабы не в одиночку вломиться в захваченную врагом систему, а с почетным эскортом кораблей ВКС, или же загрузить несколько хакерских программ для взлома систем доминаторов.
5. Было: Три режима игры - аркада, квест и походовая тактика. В первом случае маленький кораблик в лучших аркадных традициях отчаянно метался по замкнутому уровню, расстреливая из разных пушечек такой же кораблик (или несколько корабликов) противника. За что и получал какой-нибудь приз, а иногда - и ценный артефакт. Во втором - взяв задание у правительственного агента и долетев до точки назначения, игрок переходил на экран классического постраничного квеста. Выбирая варианты ответов и действий, он постепенно продвигался к благополучному (или нет) концу. Полные юмора, иногда откровенно стебные или совершенно бредовые, квесты составляли одну из многих изюминок первых "Рейнджеров".
Походовый режим а-ля "НОММ" являлся главенствующим, ибо именно в нем игрок перелетал с места на место, торговал и вел боевые действия. В то же время, в отличие от "НОММ", игра необязательно должна была вставать "на паузу" по окончании хода. Это значительно упрощало игру, помогая не зациклиться на многочисленном нажатии клавиши "Конец хода".
Стало: Добавлен четвертый режим - планетарные бои с применением роботов. Получив задание, игрок оказывается на поверхности планеты. Имея в подчинении завод по сборке механических солдат, на который периодически капают 4 вида ресурсов, необходимо уничтожить или захватить базы Доминаторов. При этом роботы собираются на заводе из блоков, что дает весьма приличный разлет фантазии в формировании собственной армии. В любой момент можно взять подчиненного робота на ручное управление, занявшись личным отстрелом противника.
С одной стороны, достаточно примитивная RTS, с другой - заставляет подумать, ибо тактика "обвел рамкой и послал" срабатывает лишь при подавляющем превосходстве "своих" над "чужими".
6. Было: 6 умений, доступных для прокачки. Каждое давало бонус к определенным сферам жизни персонажа, как-то: меткость, маневренность (уменьшение повреждений, полученных игроком), техника, торговля, лидерство, харизма.
Стало: Все осталось по-прежнему. Те же шесть навыков, те же эффекты. Разве что опыт теперь начисляется еще и за выполнение правительственных заданий, отчего ценовая политика по увеличению навыков была немного пересмотрена. Вот, кстати, и возник двойственный вопрос - неужели нельзя было добавить парочку новых умений? Но с другой стороны - каких и зачем?
7. Было: Большая вселенная, состоящая из нескольких секторов, которые, в свою очередь, делились на звездные системы. Множество возможностей для игрока для заработка и апгрейда своей верной космической лошадки.
Стало: Все то же самое, исключая тот факт, что секторов прибавилось на 3 штуки, а возможностей стало еще больше. Можно сделать ставку на выполнение правительственных заданий, а можно - на охоту за Доминаторами. Можно заняться торговлей, а можно пиратством. Археологические раскопки с применением зондов дают немалое денежное вливание, особенно в начале игры, когда денег катастрофически не хватает; а приключения в черных дырах - редкие артефакты, помощь которых зачастую просто неоценима. Множество хакерских программ для взлома доминаторских систем существенно облегчает космические бои, а возможность самому конфигурировать механических воинов - бои планетарные.
По большому счету, перед нами всего лишь дополненные и расширенные первые "Рейнджеры". Движок игры остался двумерным, но заиграл новыми красками, а планетарные бои в 3D позволили создателям гордо навесить цифру 2 на свое творение. Остального хватило бы лишь для достойного add-on'а. При этом подключение третьего измерения более чем существенно нарастило системные требования. Наверное, стоило все-таки поплотнее заняться его оптимизацией.
В общем и целом - весьма удачное продолжение нашумевшей ранее игры, счастливо избежавшее множества ошибок, которыми нередко грешат сиквелы.