Спецназовец и наркоманка Невзрачная обложка, привычно обещавшая манну небесную, настраивала на пессимистичный лад. Тем приятнее было ошибиться в предчувствиях. Игра обладает по-настоящему достойным движком, как графическим, так и физическим, симпатичными моделями противников, классным оружием и большим обилием самых модных спецэффектов. Да, конечно, это не уровень DOOM 3 или Half-Life 2, но вполне сопоставимый, например, с Painkiller'ом. Удивлены? Я не меньше. Как отечественной команде "Orion", новичку на игровом рынке, удалось за всего за полтора года сотворить (это, кстати, их первый проект) нечто подобное - загадка из загадок. Впрочем, не будем идеализировать, проблем и глюков хватит на пару игр, и тем не менее "Чистильщик" может смело претендовать на лавры лучшего отечественного шутера на сегодняшний день.
Духи атакуют.
Авторы честно заявляют, что над сюжетом они не шибко корпели, но от подобной честности, как понимаете, нам легче не становится. Действие происходит в ближайшем будущем, как водится, мрачном и разлагающемся, где сатанинская "Церковь Нового Рассвета" собирается оказать посильную помощь в завоевании мира силам тьмы во главе со слугой Сатаны - Бафометом. Ее ученые научились извлекать души из тел, используя первые в качестве мощных источников энергии, а вторые - как контейнеры для своих тварей. Главный герой, Стивен Гейст (немного смахивающий на Киану Ривза), бывший спецназовец и бармен, пытается найти свою подружку, которая попала под дурное влияние дьявольской церкви и вот-вот готова продать им свою страдающую душу. Бедняжка мучается от наркотической ломки, и никто не в силах ей помочь. Поиски попавшей под дурное влияние девицы, а после и тех, кто стоял за ее перевоплощением, заставляют Гейста посетить несколько разных мест на планете, а также прочесать вдоль и поперек иные измерения, включая и сам Ад. История раскрывается посредством сюжетных роликов "на движке" (а также небольших комиксов, даже близко не валявшихся с Максом Пейном), где Стивен в комнатке беседует с неким агентом Интерпола и рассказывает ему историю своей жизни.
Поди туда, поди сюда.
А заносила судьба его на неспокойные городские улицы и в бандитские притоны, канализацию и подземные коммуникации, секретные научно-исследовательские комплексы, древние храмы и футуристические города пришельцев, населенные агрессивными дроидами. Здесь на самом деле есть на что посмотреть (и не только на плакаты с обнаженными девушками). Проходить дальше хочется не из-за сюжетной развязки, а просто, чтобы полюбопытствовать, что же еще такого интересного припасли разработчики. Графика на самом деле впечатляет. Челюсть искать под столом не приходится, но ходить с раскрытым ртом, нередко ловя случайную пулю из-за угла - сплошь и рядом. Огромные размеры, приличный дизайн уровней, отменная игра света и тени... Добавьте сюда еще очень, очень "симпатишные" морды монстров, туман, отражающие поверхности, технологию ragdoll, bump mapping и поддержку шейдеров, реалистичную воду (жаль, не без глюков) - и вы поймете, что на это, по крайней мере, стоит взглянуть. А неожиданные ловушки и увлекательное разгадывание загадок, например, прохождение нескольких испытаний в поисках нужной комбинации загадочных символов для активации портала? А, наконец, приличная физика? При желании можно пинать бочки и ящики (сталкивающиеся друг с другом и отскакивающие в разные стороны согласно всем физическим законам), толкать контейнеры и даже немного поиздеваться над трупами врагов. Если есть желание залезть на уступ, то никто не мешает, например, подтолкнуть к нему ящик, и уже по нему влезть наверх. В общем, хотя коньком игры это и не стало, но для развлечения возможностей более чем достаточно.
Интеллект противников, большая часть из которых все же человекообразные, я бы назвал средним. Большим "умом и сообразительностью" они не отличаются, но на роль пушечного мяса сгодятся вполне. Например, можно не только укладывать их штабелями из огнестрельного оружия, но раскалывать зомби черепушку надвое или отрывать им ручки обрезком трубы. При этом они будут продолжать вас преследовать.
Меч джедая
К оружию отношение сложилось двоякое. С одной стороны - нарисовано и анимировано оно на "пять с плюсом" (Half-Life'у не уступит), а вот стреляет не всегда так, как ожидаешь. Есть вопросы и к его озвучке. Зато многие имеют альтернативный режим стрельбы и стволов придумали столько, что на три шутера с запасом хватит, судите сами. Одних только предметов ближнего боя пять штук: уже упоминавшийся обрезок водопроводной трубы, бейсбольная бита, нож, тесак и мачете. Плюс три пистолета, дробовик, два автомата (включая AK) и миниган. Еще импульсная пушка, базука и футуристическая винтовка с лазерным прицелом. Похоже, есть и еще, но станут доступными они, видимо, уже ближе к финалу.
Показателей у героя всего два - здоровье и броня, так что с этим все стандартно. Чего нельзя сказать об артефактах. В игре можно нарыть полтора десятка довольно странных предметов, часть из которых лежит тут просто так, а часть очень даже помогает в кризисных ситуациях. Скажем, магнитофон вам пригодится только для прослушивания рэпа, а вот "очки Тринити (той самой, из Матрицы) - чтобы лучше видеть в темноте. Есть еще "трубка Холмса", "челюсть Дракулы" и даже неработающий "световой меч Люка Скайуокера".
Работа над ошибками.
Напоследок придется остановиться на недоделках, которые все же сказываются на общем впечатлении. В диалогах отсутствует лицевая анимация. По словам создателей, ее таки сделали, но выкинули в последний момент, чтобы игра все же уместилась на двух дисках. Причина, скажем так, странная. Герой слишком резко приседает, а про двойной прыжок (дважды быстро кликнуть), необходимый во многих местах, нигде не упоминается. Загрузка осуществляется невыносимо долго даже по QuickLoad, и никаким макаром нельзя пропустить сюжетные ролики. Ну, про встречающиеся графические ляпы (довольно частые, чтобы не давать забывать о себе, но все же не так, чтобы серьезно мешали играть) я уже упоминал. Спастись от них помогает отключение постпроцесса и антиалиасинга в настройках. Для устранения этих и прочих багов разработчики уже изготовили пару патчей (второй - с включением лицевой анимации), которые обещают выложить в самом ближайшем времени. Обещают добавить в игру и мультиплейер, уже в виде третьего патча. Плашка "мультиплейер" в главном меню есть, но ее роль - чисто декоративная.
Правильной дорогой...
Несмотря на все выявленные недостатки, игрушку можно считать состоявшейся. Играть интересно, а это главное. Уровни удивляют своим размахом и фантазией, не приедаются, все время предлагая нечто новое, благо монстров и загадок в них насовали в достаточном количестве. По уровню графики и эффектов "Чистильщик" вполне в состоянии заткнуть за пояс добрую половину тех, что принято считать крепкими середняками. В общем, достоин уважения, как минимум. И будем ждать продолжения банкета.