Мы не бандиты! Мы - благородные пираты!
Весельчак У Немногие игры могут похвастать тем, что их с ностальгией вспоминают 17 лет спустя. Даже для человека это весьма изрядный срок, а уж для компьютерных игр эпоха ХТ - и вовсе античная древность. Тем не менее, ветераны хорошо помнят такие хиты той поры, как Defender of Crown от Cinemaware и, конечно же, Pirates! От одного из самых прославленных разработчиков игр в истории - Сида Мейера. В прошлом году первый из этих хитов обрел свой ремейк, а теперь мы, наконец, дождались и Pirates! Причем в обоих случаях над ремейками трудились главные создатели оригиналов, что очень правильно.
Перед разработчиками ремейков всегда стоит непростой вопрос, насколько точно нужно следовать оригиналу и насколько - пополнить игру качественно новыми возможностями, учитывая, что вместе с ТТХ компьютеров за эти годы возросли и запросы пользователей. Если возрожденная Cinemaware явно сделала крен в сторону второго (в результате чего игра стала значительно длиннее, но пропал интерес переигрывать в нее снова и снова), то Мейер возродил собственную классику очень близко к оригиналу - хотя, конечно, новшества тоже есть.
В частности, теперь в игре появилась сюжетная линия. Нет, вы по-прежнему вольны делать, что угодно, атаковать кого пожелаете и закончить игру, когда захотите, а линия с поиском четырех родственников была и раньше - но теперь у героя появилась предыстория и конкретный враг, которому надо отомстить. Это маркиз де ля Монтальбан, некогда разоривший вашу семью и обративший родственников в долговое рабство. Вы, тогда еще ребенок, ускользнули от стражников, а 10 лет спустя нанялись матросом на корабль, где затем произошел бунт (на сей раз вам не приходится реально драться с капитаном, вы лишь смотрите мультик о своей победе) - ну и, соответственно, дальше начинаются классические Pirates! Где к прочим возможным достижениям - сделать карьеру вплоть до получения герцогского титула от каждого из четырех королевств - Испании, Британии, Франции и Нидерландов (как и прежде, единообразие торжествует над исторической правдой - Нидерланды в XVII веке были республикой); освободить четверых родственников (прежде это была вполне логичная семья - сестра, мать, отец и дядя, а теперь почему-то сестра, дядя, тетя и дедушка - причем дедушку освобождаем в последнюю очередь, когда вашему герою может уже основательно перевалить за тридцать, так что как дед умудряется до этого дожить, тем более в плену, совершенно непонятно); найти 4 затерянных индейских города (инков, ацтеков, майя и ольмеков; в прежней игре им соответствовали 4 инкских клада, каждый из которых, надо сказать, давал больше денег, чем города сейчас - 100 тысяч против 50) - прибавилось и возмездие Монтальбану. Охотиться за ним и побеждать его приходится несколько раз; каждый раз, проиграв дуэль на корабле, он прыгает за борт, но если для других ваших противников подобное означает гибель, то Монтальбан, как и положено главному негодяю, остается в живых, а вам в качестве трофея достается кусок карты, где обозначено его сухопутное убежище (охраняемая индейцами крепость в джунглях, которую нужно взять штурмом - в плане геймплея это то же, что штурм города). Максимальное число кусков карты - 4, но на низших уровнях сложности вам могут давать несколько кусков, а то и всю карту за раз. Кроме того, иногда достаточно и неполной карты, чтобы понять, где искать (правда, теперь сопоставлять карту с местностью намного сложнее, чем в исходной игре: местность стала трехмерной, при этом после высадки на берег ее масштаб становится значительно больше, чем у карты). Аналогичным образом, кстати, дело обстоит и с картами местоположения родственников, пиратских кладов и затерянных городов. Кстати, клады эти теперь не генерятся случайным образом до бесконечности: их всего 9, каждый принадлежит известному пирату. Этих пиратов также можно встретить в море и победить (в реальности они не были современниками; об их истинных биографиях вы можете прочитать во включенной в игру "пиратопедии", уяснив заодно разницу между романтическими "благородными пиратами" и реальными безжалостными убийцами, порою не щадившими не то что пленных, но даже собственную команду); нахождение кладов и победы над знаменитыми пиратами также являются вашими опциональными задачами в игре.
Брать вражеских капитанов в плен для дальнейшего освобождения за выкуп вы больше не можете (хотя, разумеется, для реальных пиратов это была существенная статья дохода), зато можете заработать более благородным способом - охотой за беглыми преступниками (они прячутся в тавернах, где их надо побеждать на дуэлях). Впрочем, чтобы совсем уж не погрязнуть в благородстве, вы вместо денег от правительства можете принять взятку натурой (о коей ниже) от самого преступника - правда, предлагает он это не всегда.
Но лучше всего окупаются усилия по охоте на Монтальбана - и не только моральным удовлетворением (бывший поработитель ваших родственников отныне сам станет вашим слугой) и повышением рейтинга: поверженный враг отдает вам 100 000 золотых и восьмерых специалистов, облегчающих вашу пиратскую жизнь (правда, не исключено, что к этому времени вы уже успеете самостоятельно захватить их на разных кораблях - точнее, убедить их примкнуть к вам добровольно, используя в качестве самого убедительного аргумента приставленную к горлу саблю). Эти специалисты - штурман (увеличивает скорость вашего флота), плотник (чинит корпус прямо во время плавания), парусный мастер (аналогично чинит паруса), пушкарь (увеличивает скорость стрельбы из пушек), бондарь (в бочках дольше сохраняется еда), хирург (уменьшает боевые потери), боцман и кок (один кнутом, другой пряником поддерживают дисциплину и боевой дух команды). Раз приобретенные, специалисты не гибнут и не покидают вас (даже при дележе сокровищ), исключая ситуацию гибели вашего последнего корабля (в этом случае вам придется ждать нового на необитаемом острове) - правда, потери в последнем случае зависят от уровня сложности.
Другое облегчающее жизнь новшество - 17 категорий специальных предметов (в каждой по два предмета, оказывающих одинаковое по смыслу действие, но один из них эффективнее и, как правило, обходится дороже другого). Эти предметы можно покупать в тавернах у "таинственных путешественников" (тех самых, что периодически предлагают карты пиратских кладов, а чаще всего просто сообщают информацию о городах - эти их функции в игре тоже остались), получать в подарок от дочерей губернаторов или в качестве взятки от пойманного преступника. Вот эти категории: улучшенные шпаги, однозарядные пистолеты (разовый ущерб противнику в начале дуэли), свободные рубашки, облегчающие фехтование, доспехи, улучшенные подзорные трубы (позволяют замечать чужие корабли на большем расстоянии), метеорологические инструменты (уменьшают повреждения во время шторма), навигационные книги (содержат координаты мелких поселений, изначально не отображаемых на общей карте), модные шляпы (облегчают получение приглашения на бал - это может понадобиться лишь в начале карьеры, дальше от губернаторских дочек и так отбоя не будет), обувь для бала (очень полезно - хотя и не полный автопилот для танцев, но часть ваших ошибок исправляются автоматически), драгоценности для подарков губернаторским дочкам (увы, это необходимо - без этого дочка приносит пользу лишь один раз), медикаменты (помогают дольше сохранять здоровье), индейские и христианские артефакты (для произведения впечатления на индейских вождей и иезуитских миссионеров, соответственно), музыкальные инструменты (для поддержания хорошего настроения команды), маскарадные принадлежности (чтобы обмануть торговцев во враждебных городах, не желающих иметь с вами дело), отмычки для побега из тюрьмы и средства подачи сигналов проходящим кораблям на случай, если окажетесь на необитаемом острове (без этих вещей вы все равно выберетесь из тюрьмы и с острова, но позже). За исключением подарочных драгоценностей, которые приходится приобретать и тратить заново на каждую дочку (кстати, кольца вполне достаточно, более дорогое ожерелье совершенно ни к чему), все эти вещи приобретаются раз и навсегда - если, опять же, вы не потеряете их в результате крушения последнего корабля.
Ваш флот по-прежнему может насчитывать до 8 кораблей - правда, большого смысла таскать с собой столько нет, так как много кораблей требуют большой команды, а чем ваша команда больше, тем она не только быстрее жрет запасы провизии (их-то как раз легко пополнить, захватив пару кораблей - кстати, в реальной истории бывали случаи, когда пираты брали на абордаж судно лишь для того, чтобы пополнить съестные припасы, хотя, конечно, далеко не всегда отношения между пиратами и их жертвами складывались столь благостно), но и, что важнее, быстрее становится несчастной (ибо меньше получается сумма денег в пересчете на одного пирата). Если народу не хватает, вы не теряете корабли, как раньше, однако и плавать, и стрелять они начинают медленней. Более важное новшество заключается в том, что в портах корабли можно не только ремонтировать и продавать, но и апгрейдить. (Кстати, по мере вашего продвижения по карьерной лестнице сначала ремонт, а потом и апгрейд в портах соответствующей страны становится для вас бесплатным; вообще каждый новый титул приносит теперь какую-то выгоду.) Апгрейдов 8 (некоторые уже могут иметься на корабле изначально). Это хлопковые паруса (увеличивают скорость), тройные койки (увеличивают максимальное количество экипажа), более меткие пушки, улучшенный руль, позволяющий быстрее разворачиваться, пластины, повышающие прочность корпуса, улучшенный порох, позволяющий стрелять дальше, и два типа боеприпасов в дополнение к обычным ядрам, поражающим в первую очередь корпус и пушки - цепные ядра (против парусов) и картечь (против экипажа).
Благодаря трем видам боеприпасов тактика морского боя стала разнообразней. Важно отметить, что (в полном соответствии с реальностью) ни один из этих видов не поражает только "свою" цель - речь лишь о преимущественном поражении. Физика ядер, кстати, смоделирована неплохо - они вполне могут, например, перелететь через палубу, не причинив вреда. Оптимальным кажется снести паруса и потом расстреливать потерявший ход корабль с удобной позиции - но для этого надо сначала подойти к нему достаточно близко, (цепные ядра имеют значительно меньшую дальность, чем обычные, а картечь - еще меньшую), рискуя получить хорошие удары по корпусу из его пушек. В результате обстрела, особенно обычными ядрами, некоторые матросы с пораженного судна живыми падают за борт. С присущим мне гуманизмом я решил подавить их корпусом своего корабля - и оказалось, что они при этом не давятся, а, напротив, оказываются спасенными и присоединяются к вашей команде! Что во время боя особенно нелишне (конечно, даже в ходе долгой перестрелки больших судов сотня человек в воде не окажется, но десяток-другой насобирать реально). Во время боя динамически меняется время суток (в сумерках враг может ускользнуть, если вы долго плывете за ним и не стреляете). Вы, как и раньше, посылаете в бой лишь один корабль (ваш флагман, причем, что неудобно, вы не можете сменить его и сразу же вступить в бой - после смены флагмана игра возвращается в режим обычного плавания, и нужно вызывать врага заново), но вражьих судов может быть два, включая корабль эскорта. Вот это новшество я не одобряю: уж раз враг может вести бой сразу двумя кораблями, то надо было и нам дать такую возможность - пусть даже вторым судном управлял бы AI'шный капитан, которого надо было бы отдельно нанимать. Любопытно, кстати, что если первым вы топите или захватываете корабль эскорта, то бой продолжается, позволяя вам сразу разобраться и с главным кораблем. Если же вашей первой жертвой становится сей последний, то бой прекращается - игра возвращается в режим обычного плавания, корабль эскорта уходит (но вы можете догнать его и снова навязать ему бой). Еще одно сомнительное нововведение - вам, даже на высшем (пятом) уровне сложности, навязать бой никто не может. Вас могут преследовать (и на старших уровнях сложности делают это особенно охотно), плыть рядом и стрелять, постепенно нанося повреждения (все это - в режиме обычного плавания; только в нем теперь стреляют и форты вражеских городов), но в бой вы вступите только тогда, когда сами захотите и нажмете соответствующую кнопку ("5" на кейпаде). Еще любопытный момент - если на борту вражеского корабля некто, кого вы должны захватить (или освободить), потопить такой корабль невозможно.
Атаковать город с моря теперь нельзя (хотя, если город враждебен, при попытке войти в порт вам, как и прежде, могут предложить покинуть его, прокрасться внутрь - что теперь сопровождается блужданием по ночным лабиринтам улиц и игрой в жмурки со стражниками - или атаковать город; но и в этом последнем случае атака начнется уже на берегу). Перед боем ваша армия и армия противника автоматически делится на отряды, вам предлагают выбрать одну из фиксированных начальных позиций, а дальше начинается пошаговая стратегия на разделенном на квадраты поле (в исходной игре была урезанная RTS, где можно было управлять лишь одним отрядом - боевые действия на других участках на это время замирали). Поле теперь трехмерное, и рельеф, разумеется, влияет на геймплей. Отряды делятся на вооруженные холодным оружием и стрелков (стрелки могут воевать и в рукопашную, но слабее); у врагов, кроме этого, бывает еще кавалерия и артиллерия (к счастью, редко). Чтобы победить, вам достаточно прорваться хотя бы одним отрядом к воротам (ну или обратить в бегство все отряды врага). Дуэль с начальником гарнизона теперь происходит только в том случае, если у обороняющихся слишком мало солдат для битвы в поле. Что однозначно радует - теперь можно завоевать (то есть не просто ограбить, а посадить там своего губернатора) любой город! Достаточно, чтобы численность солдат там упала ниже критической, что логично.
Впрочем, теперь, помимо городов, имеются также небольшие поселки, которые нельзя атаковать в принципе. Вместо губернатора в них мэр, и если с ним поговорить, он попросит сопроводить его в крупный город; если он благополучно доберется до места (с вашей помощью или без), это будет считаться услугой соответствующей стране. Также в поселках нельзя пополнять команду, а у торговцев мало денег, так что они не могут купить крупные партии товара. В остальном поселки аналогичны городам. Бывают также пиратские поселки, где вместо мэра - пиратский капитан. Это может быть один из 9 известных пиратов (который не станет иметь с вами дело, если вы уже выкопали его клад) или некто безымянный. Поговорив с ним, можно натравить его на один из соседских городов и либо воспользоваться уроном, который пиратский рейд нанесет тамошнему гарнизону, либо, напротив, напасть на вышедших в море пиратов и тем оказать услугу официальным властям. Еще два особых вида поселений, в которых нет таверн и верфей, а возможности торговли минимальны - индейские деревни (индейский рейд во всем аналогичен пиратскому, разве что плавают индейцы на каноэ, но это довольно неслабые парусные лодки с 4 пушками; правда, сделать бой на палубе с индейцами разработчики поленились, поэтому, если вы возьмете на абордаж каноэ, оно сразу капитулирует) и миссии иезуитов, которые, если вы у них на хорошем счету (чему способствует оказание услуг типа эскортирования иммигрантов), могут выхлопотать вам амнистию у той или иной страны.
Дуэли, несмотря на все разительное отличие в графике, проходят по прежней, по сути, схеме - в одной плоскости (хотя и могут сопровождаться беготней по лестницам), три удара - поверху, понизу и прямой, соответственно три противодействия - приседание, блок, прыжок. Правда, добавилась еще возможность показать "нос" противнику - похоже, больше для прикола. Иногда можно при нижнем ударе схватить (или пнуть в сторону противника) какой-нибудь лежащий на полу предмет. Если и раньше побеждающий теснил проигрывающего, но поражение могло настичь того в любом месте - достаточно было лишь получить соответствующее число уколов (что логично), то теперь способ победить строго один - оттеснить противника на самый край отведенной для дуэли территории (соответственно, нет и меняющегося в ходе дуэли боевого духа). При этом лишь изредка ваш противник просто встает на колени, признавая поражение - чаще финал бывает более забавным: скажем, преступника бьет бутылкой по голове трактирная служанка, на ревнивого поклонника падает ваза, а многих пиратских капитанов скидывает за борт подвешенным ящиком (после того как вы - уже в режиме мультика - перерубаете удерживающую его веревку; причем мультиков с ящиком аж 3 варианта). Трудность дуэли сильно зависит от уровня сложности, но даже на последнем, что приятно отличает эту игру от ремейка Defender of Crown, скорость вполне приемлемая, и вы можете осмысленно выбирать удары и блоки, а не просто тупо долбить две-три клавиши по очереди.
Ну и последнее существенное новшество (не считая, конечно, графического движка) - это отношения с губернаторскими дочками. Раньше вам достаточно было понравиться ей, чтобы получать от нее информацию при каждом визите в город (ну или, если уж совсем невтерпеж, жениться и тем самым лишиться дальнейшей пользы). Теперь, увы, все сложнее. Отношения с каждой дочкой развиваются строго последовательно: вы должны станцевать с ней на балу (довольно непростое дело - нужно вовремя жать кнопки, отвечающие за соответствующие па, правда, вам их подсказывают и иконками в углу (на младших уровнях), и жестами партнерши), подарить драгоценность, победить на дуэли ее поклонника, снова станцевать и, наконец, освободить ее от похитителя. (В принципе, все это можно проделать в считанные дни, выходя из города и заходя в него снова - вот только похитителя придется искать в море.) На каждом этапе она говорит или дает вам что-нибудь полезное (лучше всего, если это кусок карты затерянного города - по этой причине рекомендую прикидываться влюбленным в городах на юго-востоке, типа Campeche, благо там это рядом), но после освобождения она - отработанный материал, с которым делать уже нечего. Ну, то есть можно жениться, конечно, но проку от этого, разумеется, никакого - даже приданого не дают, что уже совсем свинство. Впрочем, женитьба не мешает вам крутить романы в других городах, не доводя их лишь до последней стадии - но все равно, хорошее дело браком не назовут. Но в порядке компенсации за то, что губернаторские дочки быстро становятся бесполезными, трактирные служанки бесплатно делятся с вами информацией в любой ваш визит.
Графика в целом весьма приятная, хотя и не свободная от некоторой угловатости. Штормовых волн так и не последовало, зато недурны черные штормовые тучи с молниями, как и обычные облака. Особенно хорош режим боя с великолепной детализацией кораблей, впечатляющей на крупных планах (прорисована каждая лесенка и доска, видно, как отрываются порты пушек, как летят обломки, флаги и вымпелы развеваются в соответствии с направлением ветра, в воде плавают люди и бочки...), динамической водой с отражениями и кильватерными следами, плавной сменой времени суток... Как в режиме обычного плавания, так и в режиме боя имеются два переключаемых вида - классический сверху под углом и сзади в перспективе. Второй в бою практически бесполезен, а вот при плавании бывает удобно посмотреть вперед, не переключаясь в режим карты (правда, игровое время при этом замедляется). В режиме обычного плавания правой кнопкой мыши можно еще активизировать подзорную трубу, что особенно полезно для вида сзади - как и в реальности, вы можете разглядеть то, что едва различимо на горизонте (игровое время замедляется еще сильнее - специально чтобы было время все рассмотреть). Подзорная труба работает и при высадках на сушу, и именно здесь она наиболее полезна - с ее помощью вы можете заглянуть за край экрана, высматривая очередной ориентир. И еще один приятный момент - с возрастом меняется не только внешний облик героя, но и притупляется реакция, так что фехтованием ближе к пенсионному возрасту (40 лет) не стоит увлекаться без нужды. Куда проще, обладая мощным фрегатом, вынудить противника выбросить белый флаг, чем бросаться на абордаж, теряя людей. Хотя, впрочем, лишь последний уровень сложности заставляет всерьез напрячься в дуэлях.
Теперь о глюках. Если в исходной игре имен для вражеских капитанов было довольно много, и повторялись они не так часто, то здесь с этим совсем беда. Информацию о родственниках вы раз за разом выбиваете из барона Раймондо, дочек похищает исключительно полковник Мендоза, и беглых преступников тоже всего парочка. Причем ладно бы еще это происходило последовательно! Но когда несколько Мендоз одновременно плавают с похищенными дочками разных губернаторов по всей карте... Проверил я и другую возможную коллизию - пока дочка плавает с похитителем, захватить ее город и посадить там другого губернатора. Здесь все оказалось достаточно логично: дочку по-прежнему можно освободить, и она скажет "а теперь поплыли ко мне домой, и там ты поговоришь с моим отцом о нашем будущем" (наивная!), но по прибытии в город вас встречает уже новый губернатор со своей дочкой; освобожденная при этом бесследно исчезает - ну а что ей еще остается. А вот ситуация, когда новый губернатор прибывает в город мирным путем, без захвата другой страной, не отслеживается - дочка остается прежней, отношения с ней продолжаются с прежнего места. Или это переходящие дочки такие? Регалии губернаторской власти - флаг, печать и дочка...
Есть и менее забавные глюки - заплыв в одну маленькую бухточку на западе Флориды, где находится пиратское поселение, я так и не смог оттуда выплыть. Корабль застрял на месте и лишь скачкообразно и самопроизвольно разворачивался на 180 градусов. Пришлось восстанавливаться из старой записи. А вот мелкий безобидный глючок: когда герой, уже будучи в чинах, кланяется, его орденский крест проминается вместе с одеждой. Впрочем, если вспомнить, сколько было глюков в первых Pirates!, это все ерунда.
К недостаткам я бы отнес отсутствие чего-то вроде обучающей миссии, объясняющей интерфейс. Например, в игре нигде не сказано, что масштаб можно менять колесом мыши, а включать подзорную трубу на море - ее правой кнопкой. Не помешал бы режим ускорения времени, особенно во время прогулок по суше.
Но, хотя общее впечатление очень недурное и от игры, особенно поначалу, трудно оторваться, все же ей не помешало бы побольше разнообразия, недостаток коего со временем утомлял и в первых Pirates! Даже когда перед вами ставятся формально разные задачи (вроде поиска разных родственников или городов), решаются они по абсолютно одинаковому алгоритму... Хотелось бы надеяться, что Сид Мейер не остановится на достигнутом и сделает уже не просто ремейк, а Pirates 2.