Vampire: The Masquerade - Bloodlines ( Saimon Gray )
Новая пешка в старой игре Сказать, что "Bloodlines" ждали, было бы явным преувеличением. Отчасти в этом повинна предыдущая игра на вампирскую тематику - "Redemption", сильно перекошенная в сторону чистого action'а, чем разочаровала многих. Отчасти, имя разработчика. "Arcanum" производства студии Troika Games был бесспорно самобытным, но всемерной популярности не снискал. Тем не менее, фанаты вселенной "World of Darkness" ждали, что же получится на этот раз...
"Первая традиция: Маскарад.
Ты не будешь раскрывать свою природу тем, кто не твоей крови. Если ты сделаешь это, ты будешь лишен прав твоей крови.
Вторая традиция: Территория.
Твоя территория принадлежит только тебе. Все остальные должны выказывать свое уважение к тебе, находясь в ее пределах. Твое слово - закон, пока ты на своей территории.
Третья традиция: Потомство.
Ты можешь стать Сиром, только с разрешения твоего Сира. Если ты создашь другого без разрешения Сира, ты и твой потомок будете уничтожены.
Четвертая традиция: Ответственность.
Ты создаешь свое собственное дитя. Пока твое потомство не станет самостоятельным, ты будешь управлять им во всем. Его проступки - это твоя ответственность.
Пятая традиция: Гостеприимство.
Уважай чужую территорию. Попав в чужой город, ты должен представиться тому, кто правит в нем. Если ты не будешь принят - ты ничто.
Шестая традиция: Уничтожение.
Ты не должен уничтожать других твоего вида. Право на уничтожение принадлежит только старейшинам. Только старейшины могут призвать к Кровавой Охоте".
Нарушение Традиций карается смертью. Камарилья следит за соблюдением законов, и жестко наказывает отступников. Но в вампирах слишком многое осталось от человека - именно поэтому, когда нарушитель Третьей Традиции и его незаконнорожденное дитя были доставлены на суд Принца, интриги и междоусобица подарили смерть Сиру и жизнь его потомку. Случай редкий, оттого необычный. Вышивший только благодаря милости Принца, затеявшего новую игру со своим политическим противником, наш герой теперь зависит только от самого себя и своих новых способностей. На шахматной доске появилась новая пешка.
Как водится, игра начинается с процесса создания персонажа. Мы можем или ответить на ряд вопросов, получив в итоге того героя, к которому расположено наше "второе я", или же сами создать персонаж, выбрав приглянувшийся клан и вручную раскидав доступные очки умений. Кстати, если вы выбрали первый вариант, то рекомендуется отнестись к тесту посерьезней - несмотря на шуточный характер вопросов. В противном случае, вы рискуете получить в качестве героя аристократа Вентру вместо более симпатичного одиночки Гангрела. Если вы выбрали второй вариант, следует внимательней приглядеться к доступным нам семи кланам.
Существует 13 кланов каинитов, объединенных в несколько сект. Кланы Бруджа (Brujah), Гангрел (Gangrel), Малкавиан (Malkavian), Носферату (Nosferatu), Тореадор (Toreador), Треми (Tremere) и Вентру (Ventrue) - принадлежат Камарилье. Именно Камарилья установила Шесть Традиций и следит за их выполнением. Участвуя в Маскараде, эти семь кланов тайно живут среди людей, тщательно скрывая от смертных факт существования вампиров. Еще два клана Ласомбра (Lasombra) и Тзимиск (Tzimisce) образуют Шаббат (Sabbat) - секту каинитов, ратующих за превосходство вампиров над смертными. Шаббат придерживается точки зрения, что вампиры как вершина эволюции должны не скрываться от смертных, а править ими. Естественно, из-за своих убеждений Шаббат постоянно конфликтует с Камарильей, причем отнюдь не на дипломатическом уровне.
Еще четыре клана: Ассамиты (Assamites), Последователи Сета (Followers of Set), Джиованни (Giovanni) и Равнос (Ravnos) - отказались участвовать в войне Шаббата и Камарильи, предпочитая сохранить нейтралитет. Впрочем, это не мешает им продавать свои услуги как первым, так и вторым.
Помимо кланов так же существуют две группы вампиров - Мятежники (Anarchs) и Неприсоединившиеся (Inconnu). Первые - это свободолюбцы, не желающие принимать правила кланов, вторые - могущественные одиночки, преследующие свои собственные цели.
Начав игру, мы можем выбирать только из семи кланов Камарильи, однако по ходу игры встречаемся и с остальными сектами. Каждый клан обладает набором своих собственных Дисциплин, определенным количеством преимуществ и недостатков, а также своим собственным социальным статусом, как среди людей, так и среди каинитов.
Выбрав клан, мы попадаем на экран с Характеристиками. Надо сказать, что в системе "Vampire the Masquerade" нет уровней и нет очков опыта в общепринятом смысле. В процессе игры за какие-либо действия мы будем получать в награду несколько очков умений (Skill points), которые и будем раскидывать по Атрибутам, Навыкам и Дисциплинам. Сразу хочу предупредить, что награда в 5 очков - это событие исключительное. Обычно все укладывается в 1-3 очка.
Итак, в нашем листе персонажа есть 4 группы характеристик. Это Атрибуты (Attributes), Способности (Abilities), Дисциплины (Disciplines) и Черты (Feats). Атрибуты и Способности можно увеличивать за счет доступных очков умений (при этом, понятное дело, каждое новое увеличение показателя будет обходиться дороже), а также за счет найденных в процессе игры книг или тренировок с другими персонажами. От этих двух групп напрямую зависят Черты, которые и являются "рабочими" в большинстве игровых ситуаций. Изначально, они вычисляются по формуле "Атрибут + Способность = Черта", но в дальнейшем, могут быть увеличены за счет амулетов и артефактов.
Дисциплины - это сверхспособности вампиров, Магия Крови. Каждый клан обладает своим собственным набором из 3 Дисциплин, характеризующими его концепцию. Так уродливые Носферату обладают возможностью маскировки, а красавчики Тореадоры - возможностью видеть ауры, как живых, так и неживых. Как и первые две группы, Дисциплины можно увеличивать за счет кровно заработанных очков умений. Помимо этого есть несколько общих Дисциплин, но они не отражаются в листе персонажа.
Помимо этих четырех групп у нас есть еще два очень важных показателя. Это Человечность (Humanity) и Маскарад (Masquerade). Первый показатель является 10-ступенчатым и отображает, насколько наш герой контролирует Зверя внутри себя. В зависимости от совершенных действий показатель Человечности падает или возрастает. В случае, когда он стоит на максимальной отметке, то нам ничего не грозит, но чем ниже падает Человечность - тем больше вероятность того, что оболочка цивилизованности слетит с нашего вампира, выпуская на свободу Зверя. Наш подопечный войдет в состояние Резни, не способный контролировать свои действия, и будет кидаться на всех подряд. Естественно, это может негативно отобразиться как на нашем социальном статусе, так и на нашем здоровье - людям не нравится, когда их кушают, а Камарилье не нравится, когда кто-то раскрывает перед людьми сущность вампира.
Второй показатель является 5-ступенчатым и характеризует соблюдение правил Маскарада. Действия, выдающие людям сущность вампира и подрывающие основы Маскарада (например - попить кровушки посреди улицы), снижают этот показатель. Когда он упадет до нуля - игра окончена.
Заканчивая краткий (а он был краткий) экскурс по генерации персонажей, нельзя не отметить три вещи: во-первых, компьютерная версия системы, по сравнению с настольной, сильно упрощена. Во-вторых, как бы громоздко это ни выглядело, на самом деле - все просто и понятно. Тем более, что при наведении курсора на какой либо из показателей, в низу экрана выводится небольшая справка, значительно облегчая процесс ориентации. И, в-третьих, нельзя будет поменять одежду или лицо персонажа. К сожалению, внешний облик героя зависит исключительно от выбранного клана.
Итак, наш герой или героиня созданы. Пришло время игры. И первое, на что стоит обратить наше внимание - это два индикатора с левой и правой сторон экрана. Левый (тот, что синий) - показатель нашего здоровья. Падение его до нуля приводит к смерти, на этот раз последней.
Красный индикатор справа - это очки Крови, степень нашей насыщенности. Вся магия вампиров замешана на крови и все Дисциплины в той или иной степени потребляют ее. Падение этого индикатора ведет к Голоду, а тот в свою очередь может привести нас к Резне. Так что следите, как говорится, за своим желудком. Под индикатором жизни отображается оружие, которое мы данный момент используем, под индикатором Крови - выбранная Дисциплина.
Последним на экране (но не последним по важности) является символ данной местности. Грубо говоря, в "Bloodlines" все локации разбиты на три типа:
1) Стилизованное изображение пистолета. Здесь нет невинных, оттого можно кушать кого угодно, можно убивать кого угодно и как угодно - ни человечность, ни Маскарад не пострадают.
2) Стилизованное изображение маски - Маскарад. Здесь необходимо соблюдать правила поведения и безопасности, и вести себя как самый обычный смертный. Впрочем, некоторые Дисциплины при применении не выдают в нас вампира, не нарушая Традиции.
3) Стилизованная буква Е (лат) - Элизиум. Владения какого-либо могучего вампира. Здесь запрещена агрессия и применение Дисциплин, так что в случае чего придется рассчитывать только на свои силы (в смысле, на прокачанность наших Черт).
Для начала нам нужно будет пройти небольшое обучение. Конечно, его можно пропустить, однако если вы играете в первый раз - настоятельно рекомендуется его пройти. Обучение будет проходить в боевых условиях: Шабат устроил рейд на штаб-квартиру Камарильи, отчего юному свежеобращенному вампирчику придется поберечь свою шкурку.
К чести разработчиков, как бы ни хотелось, но парой слов о геймплее не обойтись. Во-первых, все Черты, Атрибуты, Способности и Дисциплины будут задействованы в той или иной мере. Конечно, все зависит от вашего стиля игры, но в тоже время - задействовано будет все. Во-вторых, разработчики не стали изобретать велосипед, и взяли из других игр множество элементов, ставшими уже классикой. Впрочем, обо всем по порядку.
Существование вампира как такового, ограничивается несколькими факторами. Во-первых, это вечная ночь, в которой ему придется жить. Солнечный свет, как мы помним, убивает вампира быстрее иного оружия. Во-вторых, это сосуществование с другими вампирами. На данный момент расстановка политических сил выглядит следующим образом: семь кланов Камарильи ведут войну с двумя кланами Шаббата. Меж двух огней оказались Мятежники, которых хотят прибрать к рукам и первые, и вторые. Впрочем, если прибрать к рукам не получится - могут и уничтожить... Есть еще 4 клана Нейтралов, прекрасно чувствующих себя в образе наемников. И есть еще Неприсоединившиеся - вампиры-одиночки, преследующие свои собственные цели. Думаете, это все? Нет, далеко не все. Следует помнить, что все вампиры делятся на поколения. Согласно легендам, Каин создал трех детей-вампиров, которые в свою очередь дали жизнь еще 13. От внуков Каина возникли Кланы и остальные потомки. Но с возникновением нового каждого поколения, кровь Первого Вампира слабеет, отчего каждое новое поколение каинитов слабее предыдущего. К какому колену принадлежит наш новообращенный герой - разработчики благоразумно умолчали. Все это стоит принять во внимание нашему герою, волею судеб оказавшимся без Сира, без клана (на первых порах) и живущим исключительно милостью Принца.
В-третьих, это сосуществование с людьми. Как каиниту, что придерживается Традиций Камарильи, нам придется тщательно следить за собой. Кушать в одиночестве, без наблюдателей или в специально отведенных для этого местах (к примеру - в вампирском клубе а-ля "Blade"). Не нарушать социальных законов - то есть не грабить (открыто), не убивать (при свидетелях), не вскрывать замки (открыто и при свидетелях)... В противном случае на экране возникнет надпись "Criminal violation", за которой очень скоро может прийти "Police hunting". В этом случае рекомендуемые действия - убежать и спрятаться где-нибудь за углом или в канализации. Рано или поздно полицейским надоест искать неуловимого преступника, о чем засвидетельствует надпись "Police give up".
Тем не менее, нам оставлено множество лазеек, которые позволяют обойти большинство ограничений. К примеру, разговор. Помимо обычного диалога, мы можем воспользоваться новыми опциями ответов/вопросов благодаря ментальным Чертам. Это запугивание, убеждение и обольщение. Первое в диалоге подсвечивается зеленым, второе - синим, третье - розовым. Однако, далеко не всегда эти опции могут возникнуть одновременно - все зависит от степени прокачки данных черт. К примеру, попав в городок Санта Моника, рядом с домом мы обнаруживаем хорошо одетого молодого человека. Если у нас хорошо прокачано запугивание - то мы можем развести его сначала на 20$, потом - на его дорогие часы. Если у нас хорошо прокачано обольщение - то бедолага отойдет вместе с нами в переулочек, обеспечив тем самым немного вкусной и свежей крови. Кстати, для облегчения жизни игроку, бедняга надолго обоснуется в том переулочке, а у нас надолго будет халявный источник питания.
Единственно, в чем можно упрекнуть разработчиков - в игре практически отсутствует возможность "выломать" что-то, чем резко снижается альтернативы взлому. То есть, если у нас не получается вскрыть замок, тогда все, что мы можем сделать - это применить Дисциплину для повышения Ловкости (которая отвечает за взлом) или идти искать ключ. Выбить дверь нам не дадут...
Любителям киберпанка и реалистичности обязательно придется по вкусу как возможность полазить по компам в игре, так и реализация оной возможности. До "Windows" мы еще не доросли, так придется вводить команды вручную в стиле DOS/Linux. Есть даже команда "help", позволяющая просмотреть доступные операции. Однако большая часть информации обычно закрыта паролем, поэтому нужную комбинацию надо подбирать ручками - за что и отвечает черта "хакер". И в случае взлома замков, и в случае подбора паролей на экран будет выведена шкала, обозначающая время для данного действия, надпись "Попытка с показателем умения...", а потом - или успех, или надпись "необходимо умение уровня..." Сразу стоит отметить, что и взлом замков, и хакерство могут существенно облегчить жизнь игроку, так что не стоит пренебрегать этими немаловажными чертами.
В принципе, дальнейшее описание геймплея способно растянуться еще на несколько страниц. Но как бы не хотелось подробно описать все детали, мы все же сделаем это покороче, предоставив игроку самому разбираться во всех тонкостях игры.
Итак, нам дана возможность не только сойтись с противником в рукопашной, лицом к лицу, но и убить его тихо, зайдя со спины. При этом используется Черта "красться" и холодное оружие (голые руки). В зависимости от предмета в руках, меняется и сам процесс убийства. Разнообразия "Manhunt'а", конечно, не будет, но и того, что есть - вполне достаточно. Тут и мозги на стене от бейсбольной биты, и сломанная шея при помощи монтировки... Хотя с тем же успехом можно и попить из супостата кровушки (для женских персонажей сей процесс живо напомнит "Bloodrayne").
В процессе игры мы всегда сможем переключиться с вида от первого лица на вид от третьего. При этом, при применении огнестрельного оружия, обычно используется первый вариант, в то время как для рукопашной - второй. Хотя при желании, стрелять можно и с "видом от третьего лица". А вот драться с "видом из глаз" уже не получится.
Кажется, мы о чем-то забыли? Ах, да - инвентарь и вещи, которые в него кладут. Во-первых, сразу разочаруем товарищей "манчкинов" - +20 мечей здесь нет. Так же, как и нет "Калашникова" с подствольным гранатометом, лазерным целеуказателем и ящиком бронебойных патронов. К сожалению, нас вообще не радуют большим разнообразием огнестрельного оружия, ввиду чего долгое время придется бегать с допотопным револьвером, из которого и человека-то сложно пристрелить - не то, что вампира. Более того, мы не можем подобрать более 1 экземпляра данного вида оружия. Есть бита - вторую не взять, пока не избавимся от первой. Есть один дробовик - и хватит. Усугубляет ситуацию то, что, даже подбирая патроны, мы получаем их столько, сколько оставалось в оружии - то есть, если противник выстрелили из револьвера 5 раз, то нам достанется всего 1 пуля. Выстрели он 6 раз и перезаряди - нам бы досталось 6.
Во-вторых, все предметы можно разделить на пять типов: 1) которые можно только продать; 2) которые можно использовать (типа упаковок донорской крови или вампирские амулеты); 3) холодное оружие; 4) огнестрельное оружие; 5) одежда и/или броня. Удивительно, но большая часть этих предметов стоит буквально копейки - золотое кольцо за 28$... Как-то оно... странновато.
Напоследок, пара слов об управлении. Как это ни удивительно, но "Bloodlines", при всем вышеописанном, обходится удивительно малым количеством клавиш. Классический WSAD - для передвижения, пробел - прыжок, пяток клавиш для информации о себе любимом и прочего, плюс мышка, включая ее колесико, для атак и Дисциплин.
Графическая составляющая на высоте, несмотря на всю мрачность окружающего мира. Да, нет ничего идеального. Периодически можно наткнуться на какой-нибудь из ляпов. К примеру, в заставках на движке игры видно, как голова живет отдельной жизнью от тела персонажа, или плакаты на стене, которые перерезаны напополам другой стеной. Но стоит посмотреть на пластику движений, с которой двигаются персонажи, чтобы понять, как должны выглядеть игры. Волны фиолетового огня, стекающие со стен в доме с привидениями. Живая мимика персонажей:
Звуковая составляющая столь же хороша: тут и соответствующие мелодии, и правдоподобные звуки, и озвучка персонажей. Более того, можно включить радио и послушать DJ, или включив магнитофон, насладиться полноценной(!) песней... Осталось только дождаться возможности самому выбирать песню - и "Оскар" наш!
Итого. В принципе, итоги еще подводить рано. Ведь есть еще удивительно гармоничный сюжет, что возникает перед игроком, как картина гениального художника. Мелкие детали побочных квестов лишь подчеркивают атмосферу и общую сюжетную линию. Сюжет, что петляет самым причудливым образом, проводя нас рядом с маньяками-убийцами, аристократичным Принцем и призраком жестоко убиенной жены (правда, не такой уж и невинной), по трущобам Лос-Анджелеса и кораблю с древним саркофагом... Сбалансированность геймплея, в котором нельзя обойтись только диалогами или только драками. Не идеальный, но близкий к этому перенос настольной системы на компьютер. К примеру - если вы шутки ради выбрали себе в герои уродливого Носферату, то учтите - простые люди просто откажутся с вами разговаривать. Слишком уж страшен ваш герой.
Удивительная атмосфера игры поражает и затягивает. Разработчикам удалось добиться сбалансированности геймплея между "делайте, что хотите" и "идти туда, принести то". С одной стороны, игрок может сосредоточиться на выполнении главного квеста, но с другой... Ведь так трудно пройти мимо работающего компьютера и не заглянуть в него. Увидеть в нем интересные электронные письма, а потом походя выбить из главврача клиники энную сумму денег (сумма будет зависеть от уровня Торговли и Запугивания).
Если после всего вышеизложенного вы еще не поняли, что в "Vampire the Masquerade: Bloodlines" НАДО поиграть, то вам играть в нее не стоит. Всем остальным - приобретать в обязательном порядке.