Пять элементов Казалось бы, что с новым уровнем развития технологий у двухмерных аркадных шутеров не осталось никаких шансов на выживание, разве что на приставках. Однако итальянские разработчики с этим не согласились, успешно позаимствовали многие идеи из аналогичных игр, в частности, небезызвестной серии R-Type и даже попытались задействовать некоторые возможности современных видеокарт. Получившийся в результате проект вряд ли способен заинтересовать новичков и рассчитан, скорее, на геймеров со стажем, с ностальгией вспоминающих былые времена.
Конечно, местный сюжет напоминает микс идей из различных фантастических фильмов, но, безусловно, сам факт его наличия в данном случае добавляет игре очков. Итак, древняя цивилизация, которую здесь почему-то отождествляют с человечеством, смогла получить власть над 4 важнейшими элементами жизни: огнем, водой, энергией и ветром. Как это обычно случается, высокомерие и чрезмерная агрессия привели к тому, что магические элементы были безвозвратно утрачены, а планету охватил хаос, повсюду неся разрушения. Безымянный главный герой, ведущий повествование от первого лица, решает вернуть родной земле прежний облик и случайно в руинах обнаруживает заброшенный инопланетный звездолет. Очевидно, воспользовавшись забытым в кресле пилота руководством, он не только возвращает "Стального Спасителя" в боеспособный вид, но и находит секретный проход, ведущий в глубь земли и, естественно, решает отправиться навстречу приключениям, в ходе которых ему встретятся все пропавшие компоненты жизни и безмерное Зло. Авторы не поленились и поработали над созданием текстовых описаний и даже видеовставок, раскрывающих особенности сюжета.
Игра включает 3 режима сложности и 5 больших уровней, где первые четыре посвящены добыче отдельного элемента, а последний - представляет собой путешествие по огромному чудовищу. Каждая локация содержит своих врагов, декорации и секретное оружие.
Противник атакует бесконечными волнами и даже на минимальной сложности переигрывать придется не один раз, заучивая различные стили поведения оппонентов, часть из которых умеет не только стрелять, бомбить, но еще и обладает неуязвимостью или настолько велика по размеру, что просто идет на таран со всех концов экрана. Еще труднее будет при встречах с боссами, обладающими большим запасом жизни и защиты. В плане тактики игра предлагает несколько интересных моментов. Так, группа врагов одного вида будет постоянно пытаться окружить ваш корабль, двигаясь по кольцевой траектории, но, быть может, вам посчастливится обнаружить ту самую точку пространства, находясь в которой вы без труда расправитесь со всеми агрессорами, пока они будут перестраиваться для очередного захода на цель.
Хотя никаких магазинов для посещения не предусмотрено, карты изобилуют бесконечными бонусами, добавляющими очки, и другими приятными подарками, среди которых могут встретиться дополнительные жизни, здоровье (3 полоски энергии наглядно показывают, сколько еще ударов или столкновений может пережить ваш звездолет), и главное - новые виды вооружения. Основу экипировки составляет боевой лазер, причем, за скоростное уничтожение очередной волны пришельцев засчитывают проведенную серию комбо-ударов и усовершенствуют пушку или дают больше амуниции. В любой момент времени в дополнительном комплекте могут числиться еще 3 типа оружия, между которыми можно свободно переключаться. Вспомогательный арсенал включает несколько разновидностей ракетниц и даже энергетический пулемет, причем, новые образцы приходится "выколачивать" из специальных контейнеров, не лишенных систем обороны. Центральное звено огневого комплекса составляет "умная бомба", ликвидирующая всех врагов и запущенные ими снаряды в небольшом радиусе, при этом предоставляя вашему кораблю кратковременную защиту.
Карта неумолимо движется вправо, бросая на вас врагов в различных сочетаниях и статичные объекты, столкновение с которыми не менее опасно. Вдобавок, необходимо учитывать различные мелкие нюансы, к примеру, если противник успешно поразит активированное вами дополнительное оружие, навешиваемое на корабль с нижней стороны, то пушка теряет половину боезапаса. Зачастую вести ответный огонь просто невозможно из-за многочисленности врагов, поэтому нужно умело маневрировать, ускоряться, замедлять движение, избегая их, или просто стрелять без прицеливания. Интересной возможностью является поиск секретных проходов, например, можно погрузиться на дно глубокого водоема, скрывшись от наземных обитателей. Однако это было учтено авторами, добавившими группу морских супостатов, представленных как статичными боевыми островами, так и вылетающими из недр железными машинами, не считая того, что воздушные цели могут вести беспрерывную бомбардировку. Облегчение наступает, лишь когда волна неприятеля проходит мимо, что дает передышку на несколько секунд.
Какие бы ухищрения не придумывали разработчики, монотонность игрового процесса нельзя не заметить. К тому же, если вы вдруг решите все начать сначала, а здесь имеется возможность переиграть ранее законченные уровни, то вам встретится тот же самый набор монстров в тех же самых местах. Чуть привлекательнее игру делает режим кооперативного прохождения, где второму пилоту можно выделить участок на клавиатуре или геймпад, только вот огонь противника тут будет гораздо интенсивнее, как и запас здоровья пришельцев. Конечно же, количество призовых объектов тоже увеличится.
Не обращая внимания на ограничения двухмерного пространства, разработчики решили назвать свой графический движок Atlanteq3D. В первую очередь, на картинке заметна неплохая проработка фона, наполненная различными объектами, которые частенько вы будете путать с препятствиями на пути вашего корабля. Все локации выполнены в полном соответствии с их тематикой. Суда противника совершают захватывающие пируэты, а дополняют их многообразие неплохих спецэффектов, где выделяются, прежде всего, моменты, центрирующие камеру на отдельных объектах, отображая крупный план, поворачивающие ее под небольшим углом, создавая некое подобие горки, а отдельного внимания заслуживает работа с освещением и проявление погодных условий. На экране льется вода, беспрерывно сверкают молнии, сгустки энергии и огоньки. В такие декорации, созданные в определенной цветовой гамме, не вписываются разве что бонусы, напоминающие, скорее, новогодние сувениры, нежели улучшения для звездолета. У игры есть собственный стиль, подчеркивающий общую атмосферу и полнее раскрывающий сюжет. Впечатление портят разве что бедность анимации и слишком низкое разрешение экрана.
Музыкальное сопровождение представлено эмоциональными мелодиями, органично дополняющими происходящее на экране. Музыка и звук были сбалансированы по громкости, чтобы не отвлекать пилота от его прямых обязанностей, но и полной тишины не ждите. Разумеется, на месте и главный атрибут подобных игр - таблица лучших результатов.
Интерфейс чутко реагирует на ваши команды, хотя управление мышью не предусмотрено. Не очень удобно и то, что корабль управляется стрелочками, а кнопки огня находятся в левой части клавиатуры, и вообще непонятно, почему ключевые клавиши нельзя изменить на свое усмотрение.
Успех Steel Saviour в Северной Америке выражался в большом числе скачиваний игры через Интернет, что натолкнуло создателей на мысль выпустить полноценную коробочную версию для европейских стран, хотя эту мысль трудно считать удачной. В Интернете подобные продукты представлены в изобилии, и мне трудно найти причину, по которой человеку захочется выложить деньги за то, что можно скачать совершенно бесплатно.