Круглосуточное веселье Если автором и исполнительным продюсером проекта выступил Крис Сойер (Chris Sawyer), то от геймплея следует ожидать увлекательности, а от экономической модели - детальности и сбалансированности. Если же в помощь Крису выделить команду талантливых разработчиков, способных создать красивую картинку, то результаты работы этого творческого тандема могут оказаться очень даже впечатляющими. Однако, как это обычно случается, не обошлось и без нескольких досадных технических неточностей, вызванных лишь недостаточным вниманием к бета-тестированию. Все это, а также то, как полюбившиеся многим идеи обретают новое трехмерное воплощение, нашло отражение в третьей части серии по управлению виртуальным парком развлечений.
Еще при первом запуске RollerCoaster Tycoon 3 (RCT3) определит способности вашего компьютера. Проблема заключается в том, что если сразу же вам захочется что-либо здесь изменить в лучшую сторону, то игра быстро до предела увеличит разрешение экрана. В результате некоторые обладатели ЖК-мониторов, не поддерживающих такие установки, могут увидеть черный экран, что будет повторяться при каждом запуске по той причине, что за рамки игры настройки видеоизображения вытащить никто не потрудился. В этом случае просто отыщите на диске с операционной системой файл и сами внесите туда требуемые изменения.
Хотя обучающий режим не является обязательным для прохождения, но ознакомление с ним сэкономит уйму времени. 7 тренировочных сценариев включают уроки по управлению камерой, постройке аттракционов, в т.ч. водных, созданию простенького дизайна горок и фейерверков, изменению ландшафта и общему менеджменту парка. Если вам этого покажется мало, то загляните в 113-страничный мануал, в котором бОльшая часть пространства отводится описанию каждой иконки, а в конце даются различные советы и подсказки, часть из которых в игровое обучение не попала. Вычурного стиля и цветных картинок в руководстве почти не заметно, но в аккуратности не откажешь.
Основных игровых режимов всего два. В кампании вашему вниманию предлагаются 18 миссий, 6 из которых доступны сразу, а остальные открываются после последовательного завершения предыдущих. Цели уровней разбиты на 3 группы: базовые (ученик), промежуточные (предприниматель), сложные (магнат). Для прохождения карты достаточно выполнения первой группы заданий, однако финальная миссия потребует достижения целей из сложной группы во всех без исключения сценариях. Хотя авторы потрудились придумать оригинальные аннотации к уровням, тем не менее, задачи в большинстве случаев ставятся стандартные: увеличить рейтинг парка, привлечь определенное количество посетителей, достичь величины запрашиваемых доходов (от аттракционов, магазинов или всего вместе), встретить важного гостя или построить горку требуемой длины. Все представленные здесь карты интересны, прежде всего, тем, что над ними поработали талантливые дизайнеры, создав для вас лишь кусочек обустроенного в каком-либо стиле парка и позволяя в полной мере проявить личные творческие способности.
В , представляющей не самую интересную часть игры, потому что в вашем распоряжении будет неограниченный бюджет и все доступные разработки, от посетителей даже в пустом парке не будет отбоя. Сами клиенты тут ведут себя так, словно посещают подобное заведение в первый и последний раз в жизни, поэтому они сразу набрасываются на любую забаву.
Строительство парка, в любом случае, начинается с разработки главной концепции и подготовки территории. Ваш парк может быть окружен горной цепью или бескрайними водоемами, оказаться частью дворца раджи или старинного замка. Совсем необязательно владеть всей окрестной территорией - быть может, вас устроят права на воздушное пространство, разрешающие прокладку рельсов над чужой землей. Желательно, чтобы все декорации были выполнены в единой стилистике, среди которых приключенческая, устрашающая, ковбойская, фантастическая и стандартная.
Разобравшись с пропорциями воды и суши, рельефом местности, украсив ландшафт любыми из 100 вариантов растительности (деревья, кустарники), следует приступить к расстановке аттракционов. Перечислять их все не имеет смысла, можно лишь сказать, что в RCT3 присутствуют более 50 безрельсовых развлечений, начиная с построек, знакомых еще со времен первых частей серии, кинотеатра, мини-цирка, дома с привидениями и заканчивая набором каруселей, машинок и колесом обозрения. В отдельную группу вынесены горки, которых также насчитывается несколько десятков, и, конечно, имеется возможность придумать и сохранить свой собственный дизайн. Обособленно отображаются водные аттракционы (лодки, скутера, катамараны), причем вы можете либо указать рамки озерного маршрута или предоставить гостям всю территорию водоема. Завершают этот список транспортные магистрали, позволяющие организовать обзорную экскурсию с использованием поездов или доставку пассажиров в труднодоступные участки. К примеру, канатная дорога пригодится, если часть парка располагается на вершине высокой горы, ведь просто соединить две точки пешеходной тропинкой не всегда получится. Подземные развлечения отсутствуют, хотя, манипулируя с рельефом можно попытаться создать видимость тоннеля, только вряд ли затраченное время будет стоить результата.
Игра обязана своим названием тем самым американским горкам, которые могут окольцевать весь ваш парк. В процессе создания собственного шедевра необходимо учитывать параметры удовольствия, страха и тошноты. Если первый нужно всегда стремиться увеличить, то последний - снизить, поэтому, возможно, вам придется скорректировать свою модель, добавив различные поворотные сегменты и участки торможения, чтобы изменить остроту ощущений. На дорожку разрешается добавлять различные петли или секретные события. Как только поезд проезжает определенную точку на рельсах, и произойдет их активация. Мастера по спецэффектам предложат вам комплект происшествий, среди которых атака механического динозавра, мнимая катастрофа в ущелье, извержение вулкана или даже взрыв на нефтяной платформе с густым дымом и бочками, разлетающимися по окрестностям. Если же вы никак не можете соединить два конца рельсов, то поручите это компьютеру, который попытается найти кратчайший путь, предложив вам свой вариант завершения строительства.
Микроменеджмент делает игру еще более увлекательной. Для каждого аттракциона необходимо провести процедуру тюнинга. Во-первых, его следует протестировать при отсутствии пользователей, чтобы получить технические данные. Во-вторых, можно изменить окраску контура и униформы персонала, цвет и тип кабинок (иногда еще и их количество), указать режим загрузки, поставить кассу и точку выхода. В-третьих, весьма полезной окажется информация от клиентов о данном объекте.
Потратив массу энергии, вашим гостям обязательно захочется покушать и обзавестись подарками. Для этих целей предусмотрено 16 типов забегаловок, 10 точек продажи напитков, включающих какао, лимонад и коктейли, 19 стендов с сувенирами (шляпы, футболки, пиратские сабли и другие). В парке также желательно соорудить банкомат, медицинский пост, справочное бюро и уборные. Полная свобода действий позволит вам регулировать цены на отдельные товары и убирать их из продажи, а также предлагать покупателям бесплатные бонусы, например, мороженое к коктейлю в том количестве, которое вы укажете, а, быть может, по доброте душевной вы разрешите клиенту взять столько холодного лакомства, сколько ему захочется.
Кадровые решения также повлияют на успешность всего предприятия. Уборщики должны своевременно опустошать урны, ухаживать за растительностью и удалять мусор с дорожек, механикам следует осматривать все аттракционы, имеющие различные показатели надежности, строгие охранники с рациями и дубинками патрулируют парк, предотвращая беспорядки, а веселые актеры в карнавальных костюмах развлекают посетителей. В ваших силах каждому работнику, вплоть до продавца газировки, изменить уровень оплаты труда, задать патрулируемый участок, сделать выговор или отправить на обучение для повышения эффективности.
Дополняют игровой процесс такие неизменные атрибуты хорошей экономической стратегии, как кредитование с плавающими процентными ставками, сфера исследований, постоянно снабжающая вас новыми объектами, и маркетинговые кампании в газетах, нацеленных на различные аудитории - от старушек до студентов. Реклама имеет принципиальное значение, т.к. все посетители парка представляют различные социальные группы. Наплыв тинэйджеров означает, что у вас должно быть больше молодежных аттракционов, в то же время не следует забывать о семьях, где взрослые ждут, пока дети катаются на каруселях. Вместе с тем, главной проблемой зачастую остается распределение пропорций между допустимым размером очереди и числом желающих попасть на аттракцион. Короткая дорожка до кассы не позволит разместиться всем желающим, а длинная - создаст прецедент длительного ожидания.
Утилита для создания фейерверков Fireworks MixMaster поможет вам создать такие потрясающие воображение салюты, о которых вы даже не мечтали. Примерно 30 видов различных по эффектам ракет привязываются к нескольким типам пусковых установок, которые вы можете разместить, как вам захочется. Затем на манер песенного секвенсора музыкальной программы вы выкладываете на временную дорожку отобранные снаряды в желаемом порядке, к тому же имеется возможность изменить цвет ракеты и добавить музыкальное сопровождение, которое также разрешается привязывать к любому аттракциону. В дальнейшем опять-таки следует стадия тестирования, а уже ночью вы поразите воображение гостей прекрасным пиротехническим шоу.
Еще одна интересная особенность вашего предприятия - периодическое его посещение VIP персонами, среди которых политик Клинт Буштон, спортивная звезда, начинающие актриса и певица, а также инспектор. Последний, к счастью, работает на вас, без передышки бегает по парку, оценивая работу персонала и аттракционов, очереди, качество продаваемых товаров. Хотя сводная таблица жалоб посетителей была упразднена, отчеты этого персонажа всегда будут полезны, т.к. он своевременно замечает и записывает в блокнот назревающие проблемы, а уж как забавно смотреть как он, словно ребенок, восхищается полученным билетом и бежит на очередной аттракцион. Если вы хорошо себя показали, то получайте награды и денежные призы за чистоту, стиль, безопасность, а если плохо - то и это найдет отражение в соответствующем документе. Другие важные посетители требуют серьезного внимания: кто-то не переносит мусор, а другому подавай толпу поклонниц. В этом случае необходимо выстроить маршрут звезды к желаемому объекту таким образом, чтобы его никто или ничто не расстроило.
Трехмерный графический движок открывает взору обширные пространства, дополненные горами, водоемами, каньонами и ущельями, причем, все это вы можете самостоятельно. Обновленный ландшафт, представленный различными типами поверхности, украшается всем многообразием растительности и декорациями, среди которых дорожки, фонтаны, фонари, скульптуры, оживающие статуи, скамейки, домики, переходы и перегородки. Авторы проделали огромную работу, поэтому парк предстанет перед вами во всем своем великолепии. На каждый аттракцион приходится большое количество анимации, что также касается и посетителей. Машины вращаются в соответствии с законами физики, постепенно увеличивая скорость до кульминации, а потом они замедляются и останавливаются. Все без исключения объекты прекрасно детализированы, а клиенты не просто слоняются по парку, а перемещаются группами, в которых можно даже различить лидера, уговаривающего друзей пойти в какую-либо сторону. Неоновые вывески перед входом демонстрируют статус работы объекта или его название, возможно, придуманное вами. Люди останавливаются, общаются, размышляя, куда дальше им отправиться, заметна и радость в их движениях от купленного билета после длительного пребывания в очереди, а также моменты, когда некоторым становится плохо после слишком лихо закрученных горок. Гости передают вам весь набор эмоций, позволяя точно проследить их физическое и эмоциональное состояние.
В RCT3 заметна хорошая реализация освещения (изменение окраски неба и солнечные блики), теней и водных поверхностей, отражающих окрестности, и даже деревья колышутся под порывами ветра, а периодически косяками пролетают птицы. Погодные эффекты покроют экран ливнем с грозами и молниями, а смена дня и ночи зажжет ваш парк множеством огоньков, превратив курсор в луч прожектора. Виртуальный фейерверк не слишком отличается от реального салюта, разве что в этом случае вы сможете повторять его неограниченное количество раз в желаемых вариациях и наслаждаться этим под любым углом наклона камеры.
RCT3 фактически сочетает две игры в одной, т.к. вам дозволяется прокатиться на любом аттракционе. Разработчики хитро вышли из ситуации с закрытыми помещениями, позволяя вам в максимальном приближении увидеть забегающих в здания посетителей, а на стене вы быстро заприметите, к примеру, экран со сменяющимися картинками, визуально разъясняющий, что же происходит внутри, или подвижные куклы из дома с призраками. С открытыми объектами все даже еще лучше: усаживайтесь поудобнее на колесо обозрения, вращающийся корабль или вагонетку на горках и ощутите все, что испытывают ваши гости, которые, кстати, будут сидеть рядом с вами. В ключевых местах аттракциона установлены камеры, с помощью которых можно получить вид с самого конца поезда, с его носовой части или даже из центра кабины. Скорее всего, вас также заинтересует возможность поставить фотокамеры на рельсах, чтобы сфотографировать лица посетителей, миновавших очередной пируэт.
Звуковое сопровождение по качеству не уступает графике. Треки записаны в стиле популярной, электронной и рок-музыки, а также дополнены композициями "new age" и "house", к тому же дозволяется добавить свои мелодии и назначить их на развлекательные постройки. Шум парка, грозы, дождя, аттракционов, посетителей, кричащих от радости и страха, разрывы фейерверков настолько органично вписываются в атмосферу, что возникает ощущение пребывания в реальном парке. Интересная особенность заключается в том, что при удалении от источника шума его громкость уменьшается. Таким образом, слушайте взрывы ракет в непосредственной близости от места их запуска или расположитесь поодаль, различая на слух лишь их отголоски.
Хотя представленный интерфейс понравится не всем из-за обилия кнопок, но все-таки к этому аспекту авторы подошли довольно ответственно, попытавшись сделать иконки интуитивно понятными, не забыв про общий стиль. В левой части экрана собраны по группам различные команды, отвечающие за размещение построек или менеджмент парка, местоположение которых очень быстро запоминается, а в правом нижнем углу происходит точная настройка каждого объекта. Сделанные вами скриншоты будут дополнять главное игровое меню наравне с картинками, добавленными авторами. Недостатком здесь является слишком маленький размер иконок на высоких разрешениях. В соответствии со своими предпочтениями дозволяется выбрать игровую валюту, температурную и метрическую системы, а вот кнопка выхода слишком блеклая и неприметная, поэтому иногда на нее нажимаешь совершенно случайно. Судить об эффективности вашей работы позволяют подробные финансовые отчеты, прогнозные показатели прибыли и набор наглядных графиков.
Практически любое действие можно совершить мышкой, либо с клавиатуры. Строительство объектов и изменение рельефа происходит довольно просто, а горы создаются многократным нажатием или, наоборот, удерживанием кнопки мыши с передвижением ее самой вперед для увеличения высоты и назад - для ее уменьшения. Очистить разрешается сразу большой участок территории или просто удалить конкретный предмет с карты. Дизайн горок быстро освоят поклонники серии, потому что он сочетает удобство и преемственность, а вот с созданием домиков авторы перемудрили, добавив такое множество сегментов стен, окон и дверей, что еще долгое время вы будете привыкать к тому, что установку крыши необходимо проводить, учитывая ее высоту по отношению к поставленным ранее перекрытиям, иначе она просто провалится до пола. Также проблемы возникнут с речными аттракционами, так как придется прокладывать дорожки от суши до самого сердца водоема.
Управление камерой осуществляется в одном из 4 режимов: обычном, свободном, изометрическом (для поклонников-консерваторов с разворотом карты на 90 градусов) и продвинутом. Последний наиболее полно отвечает устоявшимся правилам и довольно удобен, а вот остальные содержат различные ограничения. Определившись с интересующим режимом, необходимо заучить комплект кнопок для перемещения камеры, где-то потребуется попеременно зажимать сразу две кнопки мышки, при этом вращая ее.
Разумеется, учитывая масштабность проекта, не стоило надеяться на отсутствие ошибок. Эйфория от получившегося результата охватила разработчиков, они выпустили игру до намечавшегося ранее срока, а список недоработок пополняется с каждым днем. Все начинается с банальных ошибок в математике при подсчете доходов и расходов, изредка встречающихся подвисаниях, перезагрузках и заканчивается поведением клиентов. Остается загадкой, почему сейчас они обожают один аттракцион и не обращают внимания на другой, а через несколько минут ситуация может кардинально поменяться; даже если цены остаются прежними или опускаются до нуля, привлечь гостей это не помогает. Важные персоны почему-то иногда отправляются на детскую карусель вместо горок, которые вы для них подготовили. Естественно, их недовольство выражается в лишении вас хорошей денежной премии. Слишком длинное поле для очереди приведет к тому, что пользователи просто не в состоянии найти дорогу к аттракциону, а иногда люди вообще навсегда застревают в ожидании билетов. Забавно, но такие же проблемы с тропинками к входу встречались и в первых частях серии. Вряд ли можно упрекнуть разработчиков в незнании примитивных законов рыночной экономики. Скорее всего, здесь имеют место недостатки программирования. Авторы незамедлительно приступили к работе над пакетом исправлений, однако устранить все неточности одним патчем у них вряд ли получится.
С логической точки зрения странно, что в режиме бесконечность бюджета не является опциональной, а информационный киоск требует частого ремонта. Для игроков следовало предложить набор подготовленных карт, хотя бы уже содержащих горы, леса, водоемы и различные типы ландшафта. Сценариям кампании явно не хватает единой сюжетной линии. При разрастании парка уменьшается частота смены кадров, хотя это не так заметно, как в Zoo Tycoon 2. При максимальном приближении все-таки можно отыскать одинаковых человечков и отметить идентичную походку некоторых групп посетителей и отсутствие пальцев на руках, однако в этом плане предъявлять настолько суровые требования было бы жестоко.
Мощный комплект утилит редактирования позволяет создавать собственные сценарии, постройки, дизайны горок и группы посетителей, варьируя возраст, одежду и лица, а затем результатами своего творчества можно поделиться с другими пользователями.
Хотя финальный рейтинг следовало бы занизить из-за встречающихся проблем, но игра настолько захватывает, что изменять оценку не хочется. Конечно, критики справедливо заметят, что считать реализованную концепцию принципиально новой нельзя, но необходимо также учитывать тесные рамки самой идеи, в которых трудились разработчики, сделав все возможное и создав одну из самых реалистичных и красивых на сегодняшний день экономических стратегий, которую можно смело порекомендовать всем поклонникам жанра. Только не забудьте скачать и установить последний патч, прежде чем начать знакомство с RollerCoaster Tycoon 3.