Бог любит пехоту "- В начале был Господь - и кругом была тьма. И Господь создал Рай и Землю. Он разделил землю на твердь и воду, и населил ее множеством различных существ. Темных склизких существ в океанах Господь назвал моряками. И одел их соответственно. Существ, летающих в небесах, Господь назвал летчиками и одел их в форму, что была неряшлива и вся в складках. Существ, ходящих по земле, Господь назвал солдатами, дав им слишком короткие штаны, слишком длинные рукава и карманы, чтобы греть свои руки. И на седьмой день, как вы знаете, Господь отдыхал. И на восьмой день, в 05:00, Господь посмотрел на землю и был несчастлив! И в мыслях о своих созданиях, в своей безграничной мудрости, Он создал совершенное существо. И назвал его морским пехотинцем. И были морские пехотинцы, которых Господь создал по своему образу и подобию, на земле, на море и в воздухе..."
Неизвестный сержант-инструктор.
Начать этот обзор хотелось бы с небольшого каламбура - любой русский знает, что любой американец знает, что во Второй Мировой Войне победили американцы с небольшой помощью англичан. Однако в очередной игре из серии "Medal of Honor" ситуация несколько иная. На этот раз действие переносится с полей Европы на южную оконечность Тихого Океана, где Америка с самого начала войны вела боевые действия против Страны Восходящего Солнца. И где русские появились гораздо позже...
20 ноября 1943 года. Американские войска начинают штурм атолла Тарава. Десантные транспорты, простреливаемые насквозь, орудийные разрывы и фонтаны воды, пикирующие "Зеро" и длинные трассеры авиационных пушек. Трупы соратников, отчаянные крики, яростная рукопашная схватка... Разработчики не смогли отказаться от так хорошо зарекомендовавшего себя хода с массированным штурмом в стиле "Спасения рядового Райана". Первая же миссия бросает игрока в самую мясорубку, не давая опомниться и хоть как-то разобраться в ситуации. Однако дальше следует несколько неожиданный (хоть и ожидаемый) поворот, и мы оказываемся в учебном лагере.
Стоит отметить, что в Electronic Arts сделали работу над ошибками, переведя геймплей на новые рельсы. Правда, эти рельсы пролегают неподалеку от старых - но все же! Теперь главный герой, Том Конлин, бегает не в одиночку, а в составе команды не менее чем из четырех человек. Тактическим шутером игра от этого не стала - командовать соратниками нам не придется.
Поскольку процесса обучения игроку не избежать, то особо заострять внимание на возможностях нашего героя мы не будем. Однако вкратце пробежимся.
Действия.
Идти/бежать, сидеть, лежать, прыгать, использовать что-нибудь на чем-нибудь, выглядывать из-за угла. Последняя функция, кстати, реализована неважно - со стороны смотрится еще ничего, но когда пытаешься сделать сам, получается криво. Грубо говоря, выглядывает наш герой недалеко (шея короткая?), отчего для применения этой функции приходится подходить к самому краю укрытия, стараясь при этом не особо промахнуться и не вылезти из-за угла целиком. Вскоре это надоедает, ибо проще вылететь на всем скаку, ошарашить, пристрелить (забить до смерти), нежели долго и упорно вытягивать шею и в результате быть пристрелянным или забитым прикладом самому.
Что касается "огнестрельной части", то тут все просто, хотя и немного непривычно. По умолчанию, по левой кнопке идет стрельба, по правой - удар прикладом, прицельная стрельба - по клавише "Alt". На самом деле, так даже удобней, ибо бить противников прикладом или колоть штыком в пузо (тем оружием, где это предусмотрено) придется гораздо чаще, чем выстреливать headshot'ы.
Предметы.
Пять слотов для предметов в одиночной игре: 2 оружейных, гранаты, взрывчатка, бинокль. Оружие, согласно устоявшимся канонам, делится на пистолеты, винтовки, дробовики, пистолеты-пулеметы и пулеметы. Базук не предусмотрено, хотя есть возможность пострелять из минометов, хотя последние - обычно стационары. Естественно, что носимое оружие можно в любой момент заменить валяющимся рядом трофеем.
В мультиплейере, количество предметов увеличивается до 6 за счет так называемых "профессиональных" паков.
Почему "крики"? Ну, назвать это приказами сложно - в целом, наши соратники не подчиняются нам напрямую. Поэтому данная функция игры предусматривает, что однополчане сделают что-то, если у них будет таковая возможность. Плюс - они и сами не прочь провопить что-либо подобное. Думаю, объяснять для чего служит каждый из них не стоит - все говорят сами за себя.
Геймплей.
Да, в отличие от предыдущих частей, теперь наш герой бегает исключительно в команде. Редкие исключения ("Кто-нибудь видел Вилли? Томми, сбегай, поищи...") лишь подчеркивают правило. Команда состоит не менее чем из четырех человек: тяжеловооруженный пехотинец, снайпер, медик, и, собственно, сам Том Конлин. Хотя обычно народу бывает больше.
Кстати, наличие в команде медика приводит нас еще к одному нюансу - теперь если показатель НР свалился до 0, это еще не означает конца игры. Громкий вопль (тихий сип) "Помоги, док!", а также клавиша "Н" (лат.) - и нас поднимут на ноги. Правда, есть два маленьких ограничения: а) медик должен успеть добежать; б) за это время нас никто не должен пристрелить или ударить.
Кстати, в мультиплейере деление происходит немного иначе - там у нас есть пехотинец, который способен стрелять из любого вида оружия и обладает наибольшим количеством HP; есть медик, который лечит, есть инженер, который устанавливает мины и взрывчатку, и есть снабженец, который подносит соратникам боеприпасы. Последние три класса персонажей ограничены в выборе оружия, и несут те самые "профессиональные паки".
По боевым местам
Нам предстоит побывать в Перл-Харборе во время атаки его японской авиацией. Естественно, ролью простого наблюдателя Том никак не удовлетворится, отчего придется нам и вентили на гибнущем крейсере завертывать, и на патрульном катере из авиационного пулемета пострелять, и из ПВО торпедоносцы сшибать, прикрывая как свой, так и соседний крейсер. В составе 2-го Рейдерского Батальона (2nd Raider Batallion) нам предстоит побывать на атолле Макин, участвуя в диверсионной операции. Кругом джунгли, униформа противника сливается с пейзажем, а каждый куст может скрывать вражеского солдата. Кустов тут, понятное дело, более чем достаточно. Мы будем участвовать и в боях при Гуадалканале, делая гадости Империи в составе все того же 2-го Рейдерского.
Надо сказать, что в этот раз ставка делается именно на массовость и драматизм, действуя отработанными голливудскими методами. Патрульная лодка, зажатая между двумя тонущими крейсерами; сотни японских самолетов в небе; двойка "Зеро", расстреливающая три утлые лодчонки с морскими пехотинцами; тишина ночных джунглей внезапно разрывается от грохота пулеметных очередей и громких криков на английском и японском вперемежку. Именно это, а также продуманность мелких деталей захватывает больше всего.
Графика
Графическая составляющая "МОН: Pacific Assault" сделана на "четверочку". С одной стороны - потрясающее небо, бликующая вода, ночные джунгли! О! Какие тут ночные джунгли! Они действительно НОЧНЫЕ! Впрочем, "дневные" тоже не подкачали. С другой же стороны - висящая в воздухе тушка убиенного противника, не очень правдоподобный огонь, хибара, склепанная из щитов, и непонятно на чем держащаяся. В смысле - щиты есть, а то, чем они должны быть скреплены - нет. Пули не оставляют следов на объекте - стреляй, не стреляй, а стена или разрушится (если калибр подходящий), или будет стоять, как ни чем не бывало. Еще не порадовал баг с осветлением объектов - иногда во время игры, некоторые модели резко теряли цвет. При условии того, что явление носило динамичный, а не статичный характер, и что возня с настройками так ничего и не дала - немного напрягает и разочаровывает. Особенно учитывая заявленные минимальные и рекомендуемые требования.
Звуковая часть порадовала. Все сделано качественно - и выстрелы, и взрывы, и голоса персонажей, и музыкальные темы. Петь дифирамбы не будем - это стоит услышать самому.
Подводя итог, хочу сказать, что многое в этом обзоре осталось за кадром. Качественные ролики перед и после миссий, в которых смешались документальная хроника и великолепная компьютерная анимация. Множество различных моментов, вроде гонки на джипе со стрельбой и эффект контузии от близкого взрыва. Отчаянная стрельба по торпедам, плывущим к нашей подводной лодке, и забег по горящему крейсеру "Аризоне" с топором в руках. Остались в стороне так называемые "Героические моменты", запустив которые мы сможем заново переиграть самые напряженные минуты игры. Не были упомянуто и наличие так называемых "Спрятанных заданий", о которых можно узнать только после их выполнения. Но что-то надо оставить и для вашего собственного расследования.
Автор лишь добавит, что голливудские методы и стандарты все прочней входят в игровую индустрию. Эпичность, что подчеркивается мелкими, ни к чему не обязывающими штришками. Откаты в прошлое и наличие ярких персонажей второго плана. Стремительный экшн в сочетании с драматическими паузами. Конечно, далеко не все могут реализовать подобное, но Electronic Arts это, несомненно, удалось. Так что даже если вы не ярый фанат FPS жанра, а предпочитаете лишь "часок побегать пострелять", "MOH: Pacific Assault", несомненно, та игра, которую стоит взять в коллекцию.