Бизнес и благотворительность Первая часть стратегии по управлению зоопарком стала настоящим хитом. Только в США продажи Zoo Tycoon (ZT) превысили отметку в 2 миллиона копий, включив ее в список 15 самых продаваемых на территории страны компьютерных игр и заработав различные награды за умелое сочетание образовательной и развлекательной составляющих. Вдохновленный таким успехом сиквел содержит не только различные улучшения, но и основан на новом трехмерном движке, позволяющем с еще большей детальностью проследить жизнь своего зоосада. Впрочем, сравнений с его ближайшим конкурентом Zoo Empire (ZE), появившимся в конце лета, все равно не избежать.
Как новичкам, так и игрокам уже опытным, можно порекомендовать начать знакомство с ZT2 с обучающего режима, представленного 3 короткими сценариями, доступным языком рассказывающими об основах управления камерой, строительстве и получении необходимой информации. Здесь же полученные знания удастся закрепить на практике, выполняя простейшие задачи. В стильно оформленном руководстве, снабженном различными схемами и иллюстрациями, авторы пошли еще дальше и не только разъяснили назначение всех кнопок интерфейса, но и оставили несколько советов, о том, как быстрее всего осчастливить всех животных и посетителей.
ZT2 предлагает на выбор 3 режима. 6 кампаний содержат примерно по 3 миссии в каждом, успешное прохождение которых последовательно открывает призовые объекты для украшения вашего парка. Задания вертятся, в основном, вокруг показателей, связанных с общей репутацией и содержанием животных. Наибольший интерес все-таки вызывает свободная игра без каких-либо целей. Выбрав понравившуюся область (климатические зоны различных уголков земного шара) и размер парка, получив в свое распоряжение неограниченные денежные средства и сразу все доступные разработки, здесь можно просто построить зоосад своей мечты и получить удовольствие от процесса и последующего наблюдения за результатами усилий. В сценариях делать придется то же самое, только вот компанию вам составят серьезные финансовые трудности и дополнительные задания. В частности, исследования, которые необходимо проводить, и предложения животных со стороны других питомников.
Прежде всего, необходимо обустроить различные вольеры для будущих постояльцев. В этом плане возможности игрока довольно широки, позволяя создавать горы, низины и даже водопады. Со времен ZE принципиально новых изменений не наблюдается, а вольер включает стандартный набор компонентов, среди которых предпочитаемый тип поверхности, растительность, убежище и игрушки. Инструмент Biome Brush позволяет "перекрасить" в нужную климатическую зону желаемый участок, только, как и в ZE, от рутинных обязанностей по высаживанию деревьев, кустарников и разбрасыванию камешков управляющих никто не освобождал. Однако если в ZE ландшафт хотя бы включал различимую глазом траву, то здесь даже этого не наблюдается.
Постоянные жители парка представлены 30 видами животных, что все-таки меньше числа видов, доступных в ZE. Вместе с тем, вряд ли создатели ZT2 оставят свое последнее творение без всяческих дополнений, ведь здесь имеет место явный дефицит водных обитателей. Покупать животных для зоопарка не принято, хотя за то, чтобы приютить нового питомца, все-таки придется заплатить. В наборе зверей можно встретить верблюда, медведей, слона, тигра, снежного леопарда, крокодила, бобра, жирафа, шимпанзе, гориллу, гиппопотама, носорогов, лемура, кенгуру, пингвина, зебру, панду и других.
Персонал включает всего 3 типа сотрудников (цифра "3" чем-то очень полюбилась разработчикам). Уборщики опустошают урны и ликвидируют мусор с дорожек, зоотехники чистят, лечат, кормят, поят зверушек и убирают за ними, а обучающие консультанты при наличии небольшого подиума для прочтения лекций просвещают гостей парка относительно объектов животного мира. Зоотехников можно при желании прикреплять к отдельным вольерам, что существенно повышает их эффективность. Как и обычные люди, в перерыве работники могут расслабиться и посидеть на скамеечке, пока вы не придумаете для них новые поручения. Повышать квалификацию штата наемных рабочих (формальная постройка для этой цели - не в счет), а также манипулировать со способностями и зарплатой в данном случае не позволяется, хотя мнение сотрудника о своей работе все же лучше учитывать. В этом аспекте ZT2 серьезно уступает ZE, ведь даже клиенты здесь - люди на удивление мирные и не особо склонны раскидывать мусор из корзин, воровать и ломать объекты.
Виртуальные посетители требуют не меньшего внимания, чем животные, ведь необходимо позаботиться об их голоде, жажде, тяге к прекрасному, сувенирам, местам отдыха и любимым зверушкам. Все коммерческие объекты подразделяются на мобильные (тележки с едой и напитками), которые можно переносить в другое место, и статичные, навсегда остающиеся там, где вы их разместили в первый раз. По территории необходимо разбросать кафетерии, ресторанчики, уборные, магазинчики, фотографов и детские аттракционы, выполненные в виде животных. В скором времени вы поймете, почему вольер с редкими видами животных необходимо расположить как можно дальше от входа, а сувенирную лавку - как можно ближе к нему. В торговых точках разрешается регулировать уровень цен (низкий, средний, высокий), а также следует учитывать различия в ассортименте, связанные с типом объекта. В ZE набор построек не сильно отличался, однако там еще были забавные экскурсионные маршруты, а вместо ценообразования дозволялось варьировать список предлагаемых товаров.
Украшение самого парка играет значительную роль, ведь от того, как вы расставите скульптуры, фонтаны, скамейки, бинокли, банкоматы и даже урны будет зависеть реакция посетителей. Помимо платы за вход, которую можно при желании отменить, ведь она регулирует число желающих попасть в зоосад, есть еще пожертвования на благотворительность, в будущем являющиеся основным источником дохода. Рядом с вольерами необходимо в избытке разместить контейнеры для взносов, тогда, если ваш парк тронул чуткие струны души клиента, то он обязательно расстанется с некоторым количеством наличности, чтобы ваше заведение и дальше процветало, радуя глаза и уши окружающих. Посетители всегда счастливы, если все ваши животные здоровы, а их нужды удовлетворены. Они обожают смотреть за звериными малышами, соседством различных видов в одном вольере и т.д. Доход также приносят постройки инфраструктуры, возвращаемая часть стоимости продаваемых объектов и переработка отходов жизнедеятельности, а потратиться придется на содержание животных, сотрудников и сооружений.
Неизменные атрибуты многих экономических стратегий вроде кредита и рекламы отсутствуют, зато имеется интересная возможность выпустить зверя на волю. Для этого придется выполнить все запросы подопечного, а уж дальше решайте сами - благородно расстаться с редким видом навсегда или поспособствовать его размножению путем создания комфортных условий проживания. В любом случае, будет велика вероятность получения награды за такие добрые дела.
Еще один интересный момент ZT2 заключается в том, что при желании вы всегда можете включить вид от первого лица и прогуляться по зоопарку, навестить постояльцев, в целях экономии на зарплате выполнить различные функции от уборки территории до ухода за животными, для этого нужный объект вначале придется обнаружить, а само действие отнимет пару секунд. Иногда вам будут предлагаться несложные задания по фотоохоте на заданные виды животных, а лучшие фотографии можно сохранить в фотоальбоме для последующего использования (возможен экспорт в веб-страницу).
Первая неприятная особенность новой трехмерной графики - ее чрезмерная прожорливость по отношению к системным требованиям. Получить четкую и красивую картинку просто, только вот играть уже не получается из-за низкой частоты смены кадров, в особенности, при большом количестве посетителей. ZT2 начинает безнадежно притормаживать даже в пустом парке с обширными пространствами. Еще один минус - пустынность ландшафта до тех пор, пока вы его не обработаете, и почти полная безжизненность растительности. Впрочем, про все это вы забудете, разместив и оборудовав более десятка вольеров. Авторы хорошо потрудились над анимацией, а все животные получились очень подвижными. Они сидят, лежат, тигры лижут лапы, взаимодействуют с собратьями и окружающими объектами, а если вы подселите хищников к беззащитным зверушкам, то они, не задумываясь, ими пообедают, как только проголодаются. В выгодную сторону от ZE игра отличается более правильными пропорциями, поэтому большое животное при максимальном приближении займет весомую часть экрана. Хотя походка людей не совсем реалистична, тем не менее, за остальными их действиями в большинстве случаев приятно наблюдать. При исполнении обязанностей уборщика у персонажа отсутствуют руки, поэтому в воздухе из ниоткуда появляется ведро, полное воды, или пакет с мусором.
Интерфейс прост в освоении и выполнен довольно удобно, только вот авторам следовало бы чуть больше поработать над изображением иконок и общим стилем. Зоологический консультант всегда все расскажет о потребностях конкретного животного, предлагая вам на выбор подходящие деревья, кустарники и объекты. Для прокладки забора есть три специальных режима (по секции, прямоугольником или шестиугольником), а еще удобнее то, что плавные повороты в любую сторону создаются автоматически при перемещении курсора. Обеспечить спокойную жизнь животным позволяет опять-таки ограждение, позволяющее сделать большую часть периметра непроницаемой, оставив несколько сегментов со стеклом для просмотра. Предметы можно разворачивать мышкой или с клавиатуры при размещении, а кнопка отмены последнего действия - одна из самых полезных во всей игре. Конечно, инструменты по изменению рельефа местности были намного лучше реализованы в ZE, но и здесь со временем можно разобраться, каким образом создавать впадины, возвышенности и изменять размер кисти. Плохо, что для создания водоема необходимо переключаться в другой список возможных действий, но и к этому можно привыкнуть.
Иконки эмоций и потребностей своевременно предупреждают о назревающих проблемах. У людей также дозволяется читать мысли, проверить кошельки, а у животных - получить подсказку о том, что ваш подопечный намеревается сделать в ближайшее время, болен ли он чем-нибудь, и стоит ли ждать в скором времени потомства. Для проведения строительных работ парк можно на время закрыть или передвинуть всех, кто мешается, включив паузу. Подробный финансовый отчет с графиками все расскажет о денежных потоках, а таблица рейтинга покажет, из чего складывается популярность зоопарка. В огромной энциклопедии можно найти справку о любом игровом объекте, характеристики всех животных и забавные факты из их жизни. Карта зоопарка пригодится для быстрого поиска вольеров.
Небогатое звуковое сопровождение представлено различными эффектами, отражающими шум толпы, погоды, фона и воды, а вот шагов персонажей не слышно. Звук водопада получился наиболее реалистичным, а все остальные порядком однообразны. Музыку представляет одна-единственная композиция, действующая лишь в рамках меню, о чем и упоминается в подсказке к соответствующему регулятору громкости в меню настроек, а ведь на диске осталось еще достаточно места для того, чтобы записать еще несколько треков, но разработчики, на удивление, решили не утруждать себя поиском хороших музыкантов. В результате данный аспект оказался одной из самых слабых сторон игры.
Создатели Zoo Empire сделали гораздо больший упор на экономику, а животные и посетители там - лишь инструменты для пополнения банковского счета и выполнения заданий по достижению множества громоздких показателей. Zoo Tycoon 2, наоборот, апеллирует к аудиториям всех возрастов, содержит значительный образовательный элемент и гораздо более полно передает ощущение атмосферы настоящего зоопарка, позволяя спокойно заняться планомерным строительством и развитием своего детища.