От кочки до ухаба Как известно, времена, когда Colin McRae Rally была основной и фактически единственной игрой в жанре, давно прошли. Тема симуляторов авторалли привлекает все новых разработчиков, и вот теперь на трассу вышла польская компания Techland. Вышла, надо сказать, с весьма серьезной заявкой на лидерство - но увы, довести игру до ума так и не смогла.
В отличие от большинства гоночных игр, в Xpand Rally всего 2 режима (не считая многопользовательского) - отдельные заезды и чемпионат. Ну а что, собственно, еще нужно, тем более что нередко фигурирующее в других играх как отдельный режим (результатом другого прохождения) здесь просто-напросто включаемая опция. Отдельные заезды, естественно, рассматриваются как тренировочные для чемпионата (вот только плохо, что в них - только ваш собственный, а не тех гонщиков, с которыми вам предстоит состязаться). Что приятно - в режиме отдельных заездов доступны сразу все машины и все детали для апгрейда/модификации, так что тренироваться и подбирать оптимальную настройку для своего автомобиля можно вволю. Но что неприятно - все это лишь на тех трассах, которые вы уже открыли в чемпионате. Чемпионат представляет собой линейную последовательность этапов, в каждом из которых несколько трасс, которые можно проходить в произвольном порядке; чтобы пройти этап, нужно на каждой из его трасс занять не ниже второго места. Плюс есть еще бонусные соревнования, которые становятся доступными после прохождения основных трасс этапа.
В общей сложности в игре около полусотни трасс в шести странах - США (Неваде), Польше, Финляндии, Кении, Ирландии и Германии (есть, впрочем, подозрение, что заездов вдвое больше - возможно, на старших этапах, дойти до коих мне не удалось, используются те же трассы, но в другое время суток и в других погодных условиях). Неудачно пройденную трассу можно проехать заново. В зависимости от занятого места вы получаете денежный приз; деньги тратятся на покупку новых машин и деталей для их модификации, а также ремонт (можно ремонтировать сразу все или, если не хватает денег, отдельные детали). Кроме того, в некоторых заездах (не только бонусных, но и основных) за победу награждают новым автомобилем.
Машин в игре очень даже много (хотя чемпионат вы начинаете, не имея ни одной - у вас есть лишь деньги на покупку одной из них). Все они делятся на 8 классов (в режиме чемпионата для большинства трасс оговаривается класс участников, хотя есть и такие, где можно участвовать на любом автомобиле). В наименее мощном классе - 3 авто, в следующем - 6, далее - 4, 3, 4, 5, 6 и в самом мощном 4; всего, таким образом - 35.
Но еще более впечатляет многообразие возможностей для модификаций! Вы можете закупаться деталями, относящимися к 7-ми областям: двигатель и выхлоп, подвеска и руление, трансмиссия, корпус (куда входят как элементы, улучшающие аэродинамику или снижающие общий вес, так и усиливающие прочность), тормоза, шины и прочее (куда входят GPS, отображающий мини-карту в углу экрана, и различные варианты раскраски автомобиля). Причем для почти каждой из этих областей имеется несколько видов деталей, делящихся, в свою очередь, на несколько вариантов (либо различающихся по принципу , либо просто предназначенных для разных условий дороги и стилей вождения). Одних только шин 20 видов, для самых разных типов покрытия и погоды (кстати, если перед заездом вы выберете для вашей машины неподходящую , вас об этом предупреждают). Среди деталей встречаются не только механические, но и электронные, позволяющие автоматически оптимизировать режимы работы вашего автомобиля.
Но и это еще не все: после того как вы закупили и установили на свою машину желаемые детали, вы можете перед заездом дополнительно настроить 9 параметров: шины (ну это дублирует предыдущее), высоту подвески, жесткость подвески, чувствительность руля, силу тормозов, распределение усилия между тормозами передних и задних колес, аналогичное распределение мощности двигателя (для полноприводных автомобилей), передаточное число (определяет баланс между максимальной скоростью и ускорением) и тип коробки передач (автоматическая, полуавтоматическая или ручная).
Понятно, что все это многообразие настроек имело бы не слишком много смысла без реалистичной физической модели. И действительно, в этом плане игра также смотрится вполне достойно, включая и модель повреждений, отображаемых и визуально. От ударов бьются и вылетают стекла, мнутся и отваливаются бамперы, открываются и отрываются капот и дверцы... Причем повреждения представляют угрозу не только для машины, но и для водителя. Правда, высот авиасимуляторов (когда у раненого темнеет или краснеет в глазах и возникают провалы сознания с потерей управления) разработчики не достигли, и до критического уровня ваши травмы отображаются лишь на иконке водителя внизу, а потом пишут, что водитель ранен, и заезд на этом заканчивается точно так же, как если выходит из строя двигатель. И выглядит модель повреждений все же упрощенной и щадящей: раз-другой врубиться на скорости в столб можно (да и с обрыва свалиться тоже - не безболезненно, но и не смертельно), а утечка масла или топлива, похоже, не предусмотрена (а соответственно, и пожары с взрывами - ну это я уже размечтался). И еще, похоже, фары не бьются принципиально. Чиниться на ходу, естественно, нельзя - не аркада, чай, - а вот на дорогу, ежели где навернетесь или просто уедете не туда, снова поставят, правда, с потерей четырех секунд. Тот же четырехсекундный штраф взимается, если сбить кого-нибудь из зрителей (да, здесь это можно сделать! Некоторые из них, кстати, сами лезут под колеса, перебегая дорогу перед вашей машиной.) Однако сам удар и его последствия для зрителя, увы, не показывают - в момент столкновения экран после чернеет, а когда цвет возвращается, сбитого уже нет. Это вам не Carmageddon... Помимо симуляторного имеется и аркадный режим.
Чтобы закончить с тем, что в Xpand Rally хорошо, скажу и о графике. В целом она замечательная, вышеупомянутые повреждения - не единственное ее достоинство. Отлично сделана местность, включая волнующуюся под ветром траву, тени от плывущих по небу облаков, ландшафты и искусственные сооружения. Реалистично освещение в разное время суток. Превосходно смотрятся машины со всеми спецэффектами, включая пыль, дым, летящие из-под колес клочья земли и травы, отражения в стеклах и корпусах, повреждения, свет фар, постепенно покрывающую их пыль и грязь и даже работу дворников (они включаются и выключаются автоматически). Есть, разумеется, режим последующего просмотра заезда (replay) с возможностью записи на диск и дополнительными спецэффектами - можно включить размытие изображение или симуляцию черно-белой телекамеры с низким разрешением. Не впечатлила меня разве что вода: о том, что в нее заехал, понимаешь лишь по летящим брызгам, а в спокойном состоянии она что из кабины, что с внешнего вида выглядит как-то невразумительно. И капли на стекле я наблюдал, опять же, лишь проезжая через воду; если же просто выставить в опциях одиночного заезда дождливую погоду, их нет.
Теперь о том, что плохо. Трассы показались мне чересчур сложными, практически непроходимыми. С одной стороны, я, конечно, летчик, а не гонщик, но с другой - очень мешало отсутствие нормального управления. Если у вас есть руль, вам не о чем беспокоиться, а если, как у меня, только джойстик, то увы - придется вам рулить с клавиатуры, а этот способ плохо совместим с реалистичными симуляторами.
Но самое худшее даже не это, а элементарная глючность игры, которая постоянно вешает машину! Выглядит это так - в произвольный момент (чаще при аварии, но бывает, что и просто так) экран чернеет, и... все, наглухо. Что называется, нажмите "Reset" для продолжения. Скачивание свежих драйверов если и помогает, то несильно. Может быть, вам повезет больше, и с вашей конфигурацией игра поведет себя стабильнее, но в любом случае, выпускать подобные сырые продукты - это безобразие. А счастье было так возможно...