Под звездно-полосатым флагом Есть на белом свете такая земля. Америкой называется. Казалось бы, еще не так давно здесь ходили краснокожие люди, которые передвигались исключительно пешком или на собаках, а о таком животном, как лошадь, и слыхом не слыхивали. Зато теперь там ходят бледнолицые, с тоской рассказывающие о древней культуре индейцев, аккуратно обходя тот факт, что сами же эту культуру и уничтожили. Вообще история Америки полна парадоксов и курьезов. Открыли континент по ошибке; освобождали от владычества Англии чуть ли не всем миром, чтобы сегодня получить ситуацию с точностью наоборот - теперь вроде как Америка спасает мир от всяких напастей. Ситуация с расовой дискриминацией вообще удивляет своей гипертрофированностью, о чем говорят уже и сами американцы. Правда, немногие. Да и вообще, страна Америка удивляет своей непосредственностью на грани абсурда. К примеру, когда большой и сильный хулиган избивает хлипкого очкарика - это плохо, а когда большая развитая страна стирает с лица земли маленькую страну третьего мира ракетами и ковровыми бомбардировками - это хорошо. И после этого удивляются и негодуют, что "очкарик" лезет на крышу с большим кирпичом.
В очередной раз речь пойдет о многострадальном Ираке, и "блестящих" операциях американских войск в стране нефтяных скважин. Однако всех вышеперечисленных излияний автора могло бы и не быть, если бы перед нами был просто средней руки тактический шутер от третьего лица с определенным набором ляпов (коей игра и является), если бы не дух "ура-патриотизма", от которого у автора началась аллергия. Дух, который настолько пропитал "Kuma War: The War on Terror", что захотелось надеть тельняшку и шапку-ушанку, взять литр водки и ручного медведя, и пойти устраивать митинг протеста перед американским посольством.
От лирики перейдем к существу дела. Управляя командой из четырех бойцов, нам предстоит решать задачи, поставленные командованием, применяя для этого свою смекалку, ограниченный набор оружия, а также немного техники, типа танка "Абрамс" и джипа (как вооруженного, так и невооруженного вариантов). Несмотря на разнообразие задач, суть их обычно проста - поубивать плохих парней. Объединенный сюжет отсутствует, но каждая миссия обладает своей собственной историей, сюжетом и роликом. Все они основаны на реальных операциях американских войск, большая часть которых пришлась на долю Ирака. Правда, сейчас появились миссии, где место действия переместилось в Южную Корею 1996 г., Афганистан, Вьетнам 1969 г., и даже на территорию тренировочного комплекса SWAT для показательных выступлений.
Изначально игра "Kuma War" представляла собой Интернет-проект, где все миссии были доступны для скачивания из Всемирной Паутины за скромную сумму американских денег. На моем диске оказалось в наличии 15 из них, в то время как на сайте на данный момент их уже 24. И, если верить новостной ленте, это далеко не предел.
Каждая миссия снабжена множеством фотографий и прочей информации, а также - отдельным роликом в формате QuickTime. Все ролики сняты с размахом, представляя собой разновидность документально-аналитической передачи с ведущими Томом Лоу и девушкой Джэкс в главных ролях. Тут же нам предоставят и генерал-майора Уилкерсона в качестве аналитика и ветеранов, участвовавших в военных действиях в Ираке в качестве "гостей в студии". Вместе с множеством кадров из документальных хроник, будут и кадры из игры - и все это на фоне бесконечной трепотни товарища Лоу.
Как таковые, ролики не несут никакой смысловой нагрузки. Один голимый "ура-патриотизм". Вся суть их сводится к тому, что американская армия - это супер-пупер солдаты, стоящие на страже мира и спокойствия, действующих против коварных террористов в частности, и плохих парней в целом. Правда, террористы все-таки на первом месте.
Геймплей прост и незатейлив. Есть отряд из четырех солдат, одним из которых игрок управляет непосредственно, в то время как остальные следуют его приказам. В любое время можно переключиться на каждого из бойцов, сменив активного персонажа. Набор команд для соратников примитивен - стрелять/не стрелять, занять позицию/следовать за ведущим. Приказы могут отдаваться как всем сразу, так и одному солдату в отдельности - к примеру, посадили снайпера на балкончик, а сами, с остальными двумя соратниками бегом на штурм.
Действия, доступные игроку, также не блещут разнообразием. Однако, если минимум приказов - это еще хорошо (чтобы не путаться), то минимум действий - это уже гораздо хуже. Ходим-бегаем, стоим-сидим-лежим, стреляем и кидаем гранаты. Ни тебе выглядывания из-за угла, ни возможности тщательного прицеливания (исключая снайперские винтовки).
Раз уж речь зашла об оружии, то хочется выделить три нюанса. Во-первых, по правой кнопке мыши существует возможность альтернативного огня из оружия. Для снайперской винтовки это оптический прицел, для Калашникова и М4 - стрельба одиночными, для М4 с подствольником - выстрел 40-мм гранатой. Однако далеко не все виды оружия способны на альтернативный огонь, что иногда удивляет. Почему, к примеру, нельзя прицелиться из противотанкового гранатомета АТ4, хотя прицел наличествует?
Вторая странность - бредовая классификация оружия. Каждый боец способен нести пистолет, автоматическое оружие, гранатомет АТ4 и гранаты (и еще несколько вещей, но о них чуть позже). Но почему нельзя нести автомат и снайперскую винтовку одновременно? Почему РПГ причислен к автоматическому оружию? Да-да, вы не ослышались - наши подопечные способны нести одновременно РПГ и АТ4 или М16 и АТ4, но никак не М16 и РПГ.
Третьим пунктом идет жутко неудобная реализация метания ручных гранат и стрельбы из подствольного гранатомета. Гранатами вообще толком не воспользуешься. Если клик мышкой длится 0,2 секунды, то граната падает под ноги бойца. Если клик мышкой длится дольше 0,5-0,8 секунды - граната улетает в заоблачную даль. При этом никакой шкалы, по которой можно было бы определить силу броска, не существует. Как хочешь, так и вертись. Из подствольника граната стабильно летит по параболе, даже если опустить прицел значительно ниже линии горизонта. Прям катапульта какая-то...
Оставшуюся часть инвентаря занимают такие полезные вещи, как бинокль, прибор ночного видения, аптечка, нож. Впрочем, все они доступны лишь по велению разработчиков и в начальном наборе снаряжения. По ходу игры обычно шансы подобрать новую аптечку взамен использованной (если она вообще была), или найти бинокль - практически равны нулю.
Что касается возможности покататься на машинке или танке, то хочу сразу разочаровать - такое счастье хоть и доступно, но как любое другое счастье - крайне редко. При этом не факт, что мы сможем покататься - иногда от всей машины нам дают лишь ее кусочек в виде ее бортового оружия. Управление техникой реализовано просто и удобно: заветные WSAD (по умолчанию) управляют движением; пробел - тормоз; по правой кнопке мыши осуществляется вращение танковой башни; по левой - стрельба. После каждого выстрела из орудия необходимо подождать некоторое время для перезарядки.
Самым значительным плюсом в "Kuma War" являются детально проработанные карты миссий. Точнее, не сами карты - а расстановка бойцов противника. Именно этим притягивает данная игра - ощущение максимальной реалистичности. Снайперы на крышах и балконах, ребята с РПГ за бочками или на тех же балконах. Снайперы в горах, опять снайперы на крышах... В определенный момент автору начиналось казаться, что название "Война со снайперами" подошло бы лучше, нежели "Война с террором". И ощущение беспомощности, когда бег нашего бойца прерывает пуля, прилетевшая невесть откуда. И когда, наблюдая из-за угла в бинокль, вы не видите ничего! Когда зачастую стрелок вычисляется лишь по положению упавшего тела. И чувство радости, когда удается первым засечь вражеского снайпера и метким выстрелом убрать его. Если бы разработчики пошли чуть дальше и заставили боевиков лежать, а не стоять в засаде - игроку бы не оставили никаких шансов на победу. Подчиненные просто гибли бы один за другим от метких выстрелов в голову, в то время как найти подлеца-стрелка было бы практически невозможно.
Кстати, о подчиненных и о противниках. Увы, но AI в игре страдает известным профессиональным заболеванием, общим для игр всех жанров. Сразу совет - ни за что не включайте режим "Дружеского огня" в одиночной игре, иначе потери от этого будут значительно выше, чем от огня противника. Далее - можно сколько угодно петь дифирамбы в честь грамотно расстановленных оппонентов, но в то же время это единственный плюс, который можно тут найти. Как это часто водится, если в патруле из двух человек один упал с пулей в затылке - второй может так и не пошевелиться. Или пошевелиться, но лишь для того, чтобы подозрительно зыркнуть по сторонам. Наши соратники нередко застывают в грозных позах, не обращая внимания на бегущих супостатов до тех пор, пока те не начнут стрелять. А то и после этого... Что, правда, бывает нечасто, но бывает. Не рекомендуется переключаться между бойцами во время стычки - наши солдаты могут затеять перегруппировку, что не самым лучшим образом сказывается на численности отряда.
Ну и напоследок - несмотря на то, что "Kuma War" вроде как тактический шутер, очень скоро начинаешь понимать, что тактика тут в самом что ни на есть зачаточном состоянии. С одной стороны, можно конечно действовать перебежками, оставляя каждого бойца в ключевой точке и тщательно продумывая каждое движение. Однако очень скоро приходишь к однозначному выводу - данная тактика лишь затягивает игру, себя совершенно не оправдывая. Особенно, когда оставленный "на стреме" подчиненный начинает вертеться на своем месте, после чего умирает, схлопотав пулю в спину. Хотя должен был смотреть прямо, и уложить врага на месте. В принципе, обычно для прохождения миссии хватает всего двух грамотно экипированных бойцов, из которых один - со снайперской винтовкой. Да и то только потому, что нельзя одновременно нести снайперку и автомат. А переключение на вид от первого лица, о котором уже говорилось, вполне мог бы переквалифицировать игру в банальный FPS. Если бы не коварство разработчиков - в оном режиме у игрока не отображается выбранное в данный момент оружие. Отчего играть несколько непривычно и немного неудобно.
Графически игра сделана на твердую четверочку. Можно было бы сказать и "на пятерочку с минусом", если бы не некоторая угловатость персонажей и небольшое количество ляпов, вроде провалившегося в стенку трупа или на мгновенье пропадающих текстур стены. Звуковая составляющая добротна, но несколько бедновата. Противники наши немногословны, и на редкость однообразны, взрыв снаряда РПГ звучит порой не громче винтовочного выстрела.
Подводя итог, остается повторить уже сказанное - средней руки тактический шутер с видом от третьего/первого лица, пропитанный духом всеамериканского "ура-патриотизма", отчего у особо впечатлительных лиц вроде вашего автора может случиться аллергическая реакция. Единственно, что утешает - на этот раз главным гадом избран терроризм в целом, и талибан с "Аль-Каидой" в частности, а не русская мафия. Впрочем, если все это отбросить, то поиграть стоит - хотя бы ради чувства, возникающего, когда под огнем снайпера приходится перебегать дорогу. Или для того, чтобы поучаствовать в операции по захвату сыновей Саддама Хуссейна.
946 Прочтений • [Kuma War: The War on Terror ( Saimon Gray )] [28.05.2012] [Комментариев: 0]