Наследник доктора Джонса Первая часть серии "Pitfall!", рассказывающая о похождениях охотника за сокровищами Гарри Питфолла, вышла в свет на Atari 2600 в далеком 1982 году. Впоследствии в рамках серии состоялся релиз нескольких сиквелов на различных платформах, которые не всегда получались удачными, а Гарри, в конце концов, перекочевал в трехмерный мир. Захватывающая история о затерявшейся экспедиции в начале 2004 года появилась на приставках, а теперь - и на PC. Разработчики часть идей успешно позаимствовали из аналогичных игр, а кое-что придумали самостоятельно, в результате у "Pitfall: The Lost Expedition" (PTLE) появились свои сильные и слабые стороны, но обо всем по порядку.
Довольно оригинально, но игра начинается с финальной схватки с огненным ягуаром. Обладая бессмертием, необходимо быстро избить агрессивное чудовище, которое обязательно притворится погибшим, чтобы потом снова наброситься на героя. В этот напряженный момент мы перенесемся назад во времени, чтобы все расставить по своим местам.
Итак, в январе 1935 года искатель приключений Гарри забронировал себе место на грузовой самолет до Перу, отправившись на изучение легенды древнего храма Чачапойан. На борту он познакомился с группой исследователей, которой руководил профессор Биттенбайндер, и девушкой по имени Николь, которую остроумный герой охарактеризовал, как помесь снежной королевы и книжного червя. Только Гарри собрался пофлиртовать, задействовав меньшую часть своего обаяния, как самолет попал в грозовое облако и начал молниеносно снижаться. Раздав всем соседям по рейсу свободные парашюты, он остался на самолете до последнего, после крушения обнаружив себя на цветущей полянке вскоре и решив отправиться на поиски обломков самолета и пропавших членов команды (в том, что каждый из них попал в беду, можете не сомневаться). Однако он даже не догадывался, что в будущем его ждут полные опасностей и сокровищ джунгли, с затерянными в них храмами и городами, враждебные местные племена, извечный бесчестный соперник Джонатан Сен-Клер и весьма болтливый ягуар. Хотя некоторые ответвления от сюжетной линии выглядят комично, в целом, история получилась довольно интригующая.
Достоинством игры является неплохая проработка характеров всех главных героев, которые можно проследить во время видеовставок, наполненных хорошей анимацией и забавными диалогами. Персонажи говорят и жестикулируют, отчаянно передразнивают друг друга и ведут себя согласно своим индивидуальностям. К примеру, Гарри - отважный путешественник, но и к девушкам он относится не менее трепетно, чем к сокровищам. Ягуар волшебным образом наделен даром речи, полон наглости, сарказма и хвастовства, постоянно чего-то боится, и вообще у него во всем происходящем своя роль.
Вся местность разбита на несколько огромных по площади регионов, среди которых джунгли, ледниковые горы, пещеры и т.д. Каждый из таких регионов подразделяется еще примерно на десяток более мелких секторов, кое-где также соединенных между собой различными переходами, а, в общей сложности, число локаций приближается к 50.
PTLE дает игроку полную свободу выбора относительно направления перемещения. Вначале возможная тропинка будет всего одна, затем альтернативных путей станет гораздо больше, но еще быстрее вы обнаружите, что для их использования вам не хватает чуть ли не всего ассортимента магазина для экстремальных путешественников. В список отсутствующих предметов попали динамитная шашка, противогаз, ботинки для хождения по лаве, рогатка, факел и многое другое, а без них - ни паутину сжечь, ни горные породы не обрушить, да и в темноте ничего не видно. Таким образом, на протяжении первой трети игры особо размышлять о маршруте не придется, однако впоследствии, возможно, вам захочется вернуться назад (к примеру, в самую первую локацию), чтобы с новым снаряжением освободить безнадежно застрявших ученых, которые не преминут отблагодарить вас за ваши усилия, или поискать хорошо спрятанные статуэтки. Хотя местами вы встретите сокращенные переходы между двумя локациями, работающие на манер телепортера, в большинстве случаев все перемещения придется осуществлять на своих двоих, снова и снова преодолевая уже знакомые и изрядно поднадоевшие ловушки.
Статичные опасности включают: голодные ямы, падающие бревна, вылезающие из стен колья, бездонные пропасти, через которые нужно перелетать с помощью лианы, прыжка или его двойной вариации и т.п. Иногда задача еще более усложняется, к примеру, будет необходимо пройти подвесной мост, состоящий лишь из качающихся платформ, преодолевая промежутки между ними с помощью развешанных веревок. Нужно отметить, что разработчики не стали облегчать физику прыжков, а воспроизвели ее в примерном соответствии с реальностью. Так, учитывая ветер, необходимо зацепиться на лиане, а при необходимости еще и подняться (спуститься) по ней для придания желаемой скорости, затем направив ее качание в нужную сторону. Недолеты, как и перелеты, встречаются постоянно, поэтому пригодится точный глазомер, ведь персонаж еще и склонен соскальзывать с самого края платформы, правда, он также умеет ловко цепляться за поверхности и подтягиваться вверх. Прохождение болота с крокодилами вполне способно стать ночным кошмаром, ведь стоит зазеваться, и они быстро слопают Гарри, тогда придется попытаться разжать их челюсти и выпрыгнуть на волю, прежде чем они успеют пообедать. Список врагов пополняют острозубые пираньи, сумасшедшие обезьяны, агрессивное местное племя, дикобразы (между прочим, эти субъекты опаснее динамита), приспешники злодея, детеныши гориллы, набрасывающиеся вам на шею от страха, а также их ревнивая мама, готовая заживо похоронить за них любого, и многие другие. На каждый тип противников в журнале имеется краткая характеристика, а в арсенале рано или поздно найдется наиболее эффективное средство, причем при его временном отсутствии всегда можно попытаться сбросить оппонента в пропасть. Если же недруг впал в спячку, то весьма удобно прокрасться мимо, не нарушая его покой, а вот рогатка тут почти бесполезна, разве что оглушить на время сможет. Для большей сложности часть убитых противников возвращаются на свои места после того, как вы перешли в другую локацию.
В секретных храмах и отдаленных потайных уголках местности спрятаны драгоценные статуэтки, которые у местного шамана всегда можно обменять на дополнительное здоровье, фляжку, позволяющую носить с собой про запас еще несколько клеточек жизни, новый удар, боевую комбинацию, движение или квестовый элемент. Особо экономные обрадуются тому, что большая часть этих полезных в путешествии предметов может достаться Гарри совершенно бесплатно за его добрые дела по спасению окружающих. Для каждого региона можно приобрести дневник, ведущий учет спрятанных идолов и необнаруженных ученых, а PTLE всегда подскажет, сколько из 138 идолов игры вы нашли и скольких из 18 шаманов разбудили. Новые удары пригодятся при встрече с сильными противниками, а еще рано или поздно вам достанется Книга Героев, из которой можно выучить новые действия, а для этого вы начнете искать пропавшие из нее страницы по всей территории. Поединки с врагами сводятся к тому, чтобы как можно быстрее всех раскидать по окрестным деревьям, а в пылу битвы на изощренные приемы боевых искусств не остается времени.
Сложности передвижения оставляют противоречивое впечатление. Новичкам придется очень нелегко, т.к. уже в самом начале Гарри поставят в локацию, наполненную ямами, которые сходу осилят далеко не все. С другой стороны, профессионалы жанра будут справедливо недоумевать по поводу того, что герой тонет не во всех водоемах, прыжки с любой высоты не отнимут и единички здоровья, если, конечно, вы не упали в бездонную пропасть, а вот ямы-людоеды сразу выплевывают Гарри, потому что он невкусный. В любом случае, после гибели ваш персонаж при условии наличия здоровья автоматически перенесется на последнюю достигнутую платформу. По карте в избытке разбросаны волшебные фонтаны, где можно подлечиться или долить воды в резервную флягу. Хотя сохраняться разрешают везде, загружается лишь начальное местоположение локации текущего пребывания.
Время от времени PTLE порадует несложными, но интересными головоломками. В простейших случаях необходимо сломать треснувшее дерево, активировать пропеллер, используя его в качестве трамплина, или разгадать загадку с тремя башенками, которые поочередно поднимаются на второй этаж храма при нажатии соответствующих кнопок, только вот расстояние до них не позволяет воспользоваться услугами комфортабельного лифта.
Кое-где в этом плане к авторам вполне можно придраться, т.к. даваемые ими подсказки иногда больше запутывают игрока, нежели помогают в прохождении. К примеру, парашют Николь запутался в дереве, и она рекомендует Гарри использовать рогатку. В это же время героя начинает закидывать динамитом противник, находящийся по другую сторону зыбучих песков, неподалеку от того дерева. Можно до умопомрачения пытаться обстреливать дерево, фрукты на нем, парашют, девушку и все близлежащие объекты до тех пор, пока супостат взрывами не разрушит все возможные укрытия, покончив с игроком. Потратив уйму времени и почти решая все бросить, возможно, вы догадаетесь выключить музыку и в криках Николь уловить хитро завуалированную подсказку, объясняющую, что здесь необходимо снарядами из рогатки обрушить опоры платформы, на которой укрылся злодей. Перебравшись на другой берег после его позорного бегства, первым же выстрелом вы снесете злополучный парашют.
В одной из пещер вам прямо скажут, каким ударом сносить камни, а в темноте перед вами будет стоять монолитная, на первый взгляд, скала с неясными очертаниями. Методом многочисленных проб и ошибок, прыгая во все близлежащие пропасти в поиске тех самых камней, вы, наконец, узнаете, что Гарри - такой супергерой, что может нерушимые скалы сносить одним ударом ноги.
В графическом плане PTLE оставляет приятные впечатления, прежде всего, благодаря композиции сочных красок и живописных пейзажей. Все локации тщательно выстроены, а местами получаются завораживающие панорамы. При приближении качество некоторых текстур ухудшается, однако, используя высокие разрешения и хорошую видеокарту, удается получить яркую и радующую глаз картинку. Игра оформлением напоминает один большой комикс, водоемы - мутное желе, а некоторые злодеи даже не наделены собственной тенью, да и многообразие растительности почти полностью статично. Впрочем, есть и положительные моменты: передвижения Гарри заставляют кустарники колыхаться, с деревьев падают листья, вокруг летают бабочки, в воде плещутся рыбки, в некоторых пещерах восхищает работа с освещением. Анимация персонажей в полной мере проявляется лишь во время просмотра видеовставок, хотя, если вы оставите Гарри без дела на несколько секунд, он вам что-нибудь спляшет. Спецэффекты скоротечны, но разнообразны. Поблизости постоянно что-то рушится, плещется вода, падают каменные глыбы, зажженный фитиль приводит к взрыву ящиков с динамитом и т.д. Разработчикам прекрасно удалось отобразить использование факела и изменяющееся при этом освещение, а если вы умудритесь поджечь летучую мышь, то она еще некоторое время будет носиться по пещере, озаряя ее мелькающими огоньками. Гарри выглядит очень смешно, пытаясь бежать и пить из фляги одновременно, а обслуживание этой маленькой, но необходимой вещи хорошо анимировано и сопровождается отчаянной жестикуляцией главного героя.
Камера довольно динамично реагирует на всех происходящее, к тому же игра позволяет остановиться и развернуть ее как угодно. Однако при движении в любом направлении камера начинает работать по принципу оператора телевидения, стремясь показать наилучший ракурс (фронтальный или боковой) невидимым зрителям. В результате зачастую Гарри будет бежать лицом к вам. Хотя основной вид должен подаваться от третьего лица, иногда он вообще плавно перетекает в вид от первого. Понятно, что в таких условиях точно прицелиться для прыжка просто невозможно, да и задний план, демонстрирующий окрестности за спиной персонажа не представляет никакой практической пользы. Однако рано или поздно вы сможете сносно передвигаться даже при таких ракурсах.
Интерфейс отличается удобством и компактностью, за исключением некоторых аспектов. Во-первых, из самой игры нельзя изменить комбинации клавиш - для этого придется выйти. Во-вторых, хотя в журнале можно найти описание всех ударов, там явно не хватает сведенной вместе подсказки по всевозможным действиям, позволяющей быстро узнать нужные клавиши. В-третьих, для прыжков при управлении с клавиатуры непременно задавайте самую чуткую кнопку, т.к. лишь ее молниеносная реакция на ваши команды спасет массу нервов и сэкономит много времени. В-четвертых, на форумах можно встретить упоминания о проблемах с использованием геймпада, т.к. игра полноценно признает лишь дорогостоящие навороченные модели. Некоторые настройки сбрасываются при новом заходе в игру, но все же запоминаются в файлах ваших достижений, где также отображается процент пройденных территорий.
Первое совершение каждого действия сопровождается подсказкой. Глазомер постепенно будет развиваться, повышая точность попаданий на платформы, возможно, что вскоре вам даже захочется избегать столкновений с врагами, т.к. при неудачной битве велика вероятность переигрывания большого участка.
Журнал очень стильно оформлен и украшен фоновыми рисунками, действительно представляя дневник археолога. Там вы найдете путевые заметки, справочник по предметам, движениям и регионам, список инвентаря (в рюкзаке быстрого доступа помещаются лишь 4 предмета) и подробнейшую карту. С точки зрения навигации последняя почти бесполезна и наглядно позволяет лишь проследить еще неоткрытые участки, локации, в которых вы уже побывали, их названия и добытые трофеи. Сама карта в первой половине игры вообще не понадобится, т.к. каждый отрезок пути по-своему уникален и хорошо запоминается, вплоть до того, что вы лучше нее будете помнить о еще не прожженной паутине и забытых ученых в том месте, где вы пробегали вчера.
Игру дополняет по-настоящему великолепное музыкальное сопровождение, для записи которого использовались инструменты оркестра. Бойкие по духу мелодии, в большом разнообразии раскиданные по локациям, доставляют столь необходимые эмоции восторга, осторожности, напряжения, которые заставляют снова и снова пытаться пройти безнадежный участок, не позволяя бросить игру. Звуковые эффекты плавно интегрированы во все происходящее, что еще более его оживляет.
Игра явно стремится спародировать знаменитую трилогию, в которой главную роль исполнил Харрисон Форд. Молодой Гарри нагло копирует повадки Индианы Джонса, стремясь перещеголять его в остроумии, работает на полную отдачу, словно мечтая, чтобы его заметил какой-нибудь продюсер. Хотелось бы, чтобы диалогов было гораздо больше, но и те, что есть, написаны людьми и озвучены с чувством юмора, правда, не все шутки будут поняты нашими соотечественниками в силу различий менталитета. Жаль, что на противниках в этом плане явно сэкономили, из-за чего надоедливые крики обезьянок и прочих супостатов раздаются слишком часто.
Над проектом "Pitfall: The Lost Expedition" для удовольствия геймеров трудились 4 сценариста, несколько десятков художников, программистов и еще многочисленная команда прочих специалистов, а титров наберется не меньше, чем на кинофильм. Хотя здесь налицо некоторые недостатки, часть которых оправданно вызывает серьезные нарекания (в особенности, это касается камеры, запутанных путешествий по знакомым местам и изредка встречающегося дисбаланса геймплея в сторону усложненных прыжков), но все же у игры не отнять собственного шарма и того, что она вполне способна увлечь как человека взрослого, так и ребенка. Последнее приключение Гарри Питфолла обязательно найдет своих поклонников, усердие которых будет вознаграждено секретными бонусами, о которых здесь специально ничего не упоминалось, чтобы не портить сюрприз. Теперь можно с уверенностью сказать, что списывать отважного археолога на пенсию еще слишком рано.
1223 Прочтений • [Pitfall: The Lost Expedition ( Unicorn )] [28.05.2012] [Комментариев: 0]