"За нами гонится эскадра по пятам..."
В. Высоцкий Компания Sonalysts Combat Simulations хорошо известна любителям игр военно-морской тематики. Ею созданы такие продукты, как 688(I) Hunter-Killer, Sub Command и Fleet Command. И вот теперь эти разработчики решили соединить в одной игре все - и командование большим кораблем вместе с приданными ему силами, и симулятор подводных лодок, и даже, представьте себе, элементы авиасимулятора. При этом пользователь может выбирать различные стили игры - от управления всем по карте, в духе стратегических игр, передоверив почти всю "низкоуровневую" деятельность AI'шным членам экипажа, до личной работы на каждом из боевых постов.
В общей сложности игроку будут доступны 10 боевых единиц (из более чем 270 представленных в игре, все из которых с высокой точностью воспроизводят реальные). Это американский ракетный фрегат класса Oliver Hazard Perry, американские ядерные подводные лодки класса SSN-21 Seawolf и улучшенной модификации класса Los Angeles 688(I), российские ядерные подводные лодки улучшенной модификации класса "Акула I" (проект 971У) и класса "Акула II", российские дизельные подводные лодки улучшенной модификации класса "Кило" (проект 636) и класса "Палтус" (проект 877/877KM), китайские дизельные подводные лодки улучшенной модификации класса "Кило" (две модификации проекта 636 и одна - проекта 877Е) и, наконец, два летательных аппарата: многоцелевой вертолет MH-60R Seahawk и самолет морского патрулирования P-3C Orion. Проницательный читатель, впрочем, уже заметил, что китайские лодки аналогичны дизельным российским; действительно, разница между ними лишь в несколько отличающемся вооружении и голосах команды.
Чтобы сразу покончить с близкой мне авиационной темой, замечу, что воздушных боев в игре не ожидается, но нанесение ударов с воздуха по морским и наземным целям возможно - равно как, управляя кораблем или подводной лодкой, вы можете сбивать летательные аппараты противника. Впрочем, главные задачи, которые выполняют Seahawk и Orion - разведывательно-поисковые. Их экипажи отыскивают цели не только визуально и с помощью радаров, но и (особенно это касается поиска подводных лодок) с помощью специальных буев, которые сбрасываются в море и передают сигналы, если им удастся что-то засечь в глубине. Подобные же буи может устанавливать и фрегат, но понятно, что авиация позволяет значительно расширить границы прослушиваемой области. Правда, радиус действия сигнала ограничен, так что может возникнуть необходимость лететь в соответствующее место не только для установки буя, но и для снятия его показаний.
Соответственно, оба летательных аппарата имеют посты операторов всей этой сканирующей техники, которые также можно занимать самостоятельно или отдавать на откуп AI. Что же касается собственно пилотирования, то можно делать это по-симуляторному, и вроде бы даже обещают пристойную физическую модель, но можно и просто задавать в цифрах тягу, курс и высоту (по сути, это аналогично программированию автопилота), а также, очевидно, команды на выполнение определенного действия типа взлета и посадки (садиться, кстати, можно как на берег - причем не обязательно на аэродром - так и на корабли). Командуя фрегатом, вы можете и вовсе не ступать на борт самолета и вертолета, а лишь посылать их с определенной миссией в тот или иной район.
Если насчет физической модели летательных аппаратов у меня все же имеются сомнения - слишком уж разные это жанры, авиа- и морской симулятор - то по части моделирования физики судов ожидается полный порядок. Учитываются погодные условия, масса, скорость, глубина, эффекты кавитации (влияющие на шумность подлодок) и т.д. Естественно, тысячетонные громады не могут изменять курс или скорость мгновенно; и во время погружения лодка не устанавливается сразу же на заданной глубине, а опускается по инерции чуть ниже, а потом плавно возвращается на заданную отметку. Реалистично моделируются и взрывы, включая распространение взрывной волны в водной и воздушной среде, разлет осколков и возможные вторичные взрывы в зоне поражения.
Боевые посты фрегата и подлодок с имеющимся на них оборудованием также смоделированы достаточно подробно и реалистично (большинство из них имеют несколько экранов с различными видами). Не буду перечислять все виды сенсоров и вооружений - тем более что я все равно далек от военно-морской тематики и не знаю смысла всех этих аббревиатур - но, в общем, имеется все для обнаружения и уничтожения врага под водой, на поверхности воды и в воздухе, от навороченной современной электроники, баротермографических буев и ракет с автоматическим наведением до собственных глаз (в том числе усиленных биноклем) и старого доброго турельного пулемета 50 калибра, наводимого вручную. Естественно, на дизельных подлодках техника менее совершенна, чем на атомных, так что дуэль между ними представляет собой весьма нетривиальную задачу для командира менее современной субмарины. Как уже упоминалось, любую из этих систем - а также управление самим кораблем или летательным аппаратом, то есть его рулями и двигателями - можно в любое время отдавать на откуп AI или брать под личный контроль. Впрочем, некоторые вещи вы все же можете сделать только лично; например, AI'шные операторы способны засечь цели, но не идентифицировать их.
Навигационный режим, или режим карты, в общих чертах аналогичен тому, что был во Fleet Command и Sub Command, но пополнился некоторыми дополнительными возможностями и улучшениями. Теперь на карте изображаются государственные границы, а также дается больше данных, относящихся к физической географии и гидрографии. В этом режиме можно будет также прокладывать курс и устанавливать связь с союзными боевыми единицами, объединяя их в общую информационную сеть.
Игра включает динамические кампании, отдельные миссии и режим "быстрых миссий", а для тех, кому всего этого недостаточно, прилагается полнофункциональный редактор, которым пользовались сами разработчики (поддерживающий также язык скриптов, позволяющий создавать последовательности событий и целей, одни из которых вызывают другие). Он позволяет создавать миссии и кампании как для однопользовательской, так и для многопользовательской игры. Что касается последней, то здесь любителей сетевых баталий ожидают, в частности, разные варианты кооперативных режимов: каждый из игроков может командовать одной боевой единицей (кораблем или летательным аппаратом) целиком, либо несколько человек могут занимать различные боевые посты на борту одной единицы.
Графика заметно улучшилась со времен прошлых игр от Sonalysts. Пожалуй, наиболее впечатляюще выглядит вода с очень недурными волнами (как естественными, так и образующимися от идущего корабля), причем зависящими от погоды; подводные виды также смотрятся весьма правдоподобно. Смоделированы тени и отражения, туман, небо в разное время суток, растительность на берегу. Хорошо сделаны надводные и подводные взрывы (при этом подводный взрыв на небольшой глубине, естественно, вырывается на поверхность), включая даже вздрагивание экрана. Техника тоже смоделирована неплохо, с поворачивающимися стволами, открывающимися люками торпедных отсеков и т.п. Наличествует и визуальное отображение повреждений, хотя имеющихся скриншотов недостаточно для вывода, насколько оно полно и реалистично.
В общем и целом, игра, конечно, сильно на любителя - либо уже хорошо разбирающегося в теме, либо готового осилить сотни страниц документации. Но уж таким любителям должна понравиться.