С последней парты Всегда приятно осознавать, что годы, проведенные в школе и институте, не пропали даром, и полученным там навыкам когда-нибудь да найдется достойное применение. Я имею в виду не те предметы, которые приходилось основательно зубрить, и за которые выставлялись отметки в дневник, журнал или зачетку, а совсем иные способы времяпровождения.
Все, наверное, помнят тот вагон и маленькую тележку всевозможных "бумажных" развлечений, что помогали заполнять время на особо нудных уроках и лекциях. "Морской бой", "крестики-нолики", "виселица" и, конечно же, Их Величество Точки. Простенькая с виду, но дико увлекательная игра, для которой необходимо иметь лишь листочек в клеточку и две ручки разного цвета. Собственно, "Feudal Lords" и являются компьютерной версией приснопамятных "точек", а предлагают нам ее украинская студия "ITGroup" и российское издательство "Медиа-Сервис 2000".
Не откладывая в долгий ящик, начнем знакомиться. Правила, думаю, всем хорошо известны? Нет?! И чем же тогда вы занимались в школе все это время? Ладно, придется повторить для всех тех, кто добросовестно слушал преподавателя и не отвлекался на всякие глупости.
Итак, "точки" являются европейским вариантом известной восточной игры го. На уже упоминавшемся разлинованном в клеточку листе бумаги каждый игрок по очереди ставит свои точки в углах клеток. Когда ваши точки находятся настолько близко друг к другу, что их можно соединить непрерывной ломаной линией, а внутри "кольца окружения" оказывается одна или несколько точек противника, то вы эту линию проводите, и "вражеская" точка считается захваченной.
Задача в том и состоит, чтобы захватить как можно больше точек противника, не дав свои "в обиду". И так - пока не закончится вся территория карты, и сделать очередной ход будет просто некуда. Правила в "Feudal Lords" полностью соответствуют классическим, только вместо точек фигурируют башни.
На самом деле, тонкостей в этой увлекательной игре, пожалуй, ничуть не меньше, чем в шахматах, но мы лучше оставим их за рамками данного обзора.
К сожалению, возможность совместной игры с партнером здесь не предусмотрена, поэтому вашим единственным соперником будет компьютер. Зато ему можно выставлять разные уровни сложности, плавно передвигая ползунок в настройках. На легком уровне обыграть его не составит особого труда, зато на самом сложном (когда машина станет задумываться над каждым ходом чуть ли не целую минуту) - придется как следует напрягаться и просчитывать все варианты. Иначе несдобровать.
Еще можно выбрать одну из шестнадцати различных карт, где будет разворачиваться битва (в наличии: пустыня, ледяные пики, зеленые луга, островки в лаве и т.п.), и цвет своего флага: красный или синий. В процессе игру разрешается сохранить, а потом продолжить с последней позиции.
Графика звезд с неба не хватает, но отличается аккуратностью и хорошим чувством стиля. Есть разлинованная на клетки карта, да точки-башни. Масштаб поля битвы можно немного увеличить или уменьшить, вращать - увы, нет. За картой бьют лавовыми фонтанчиками гейзеры, а в вышине проносятся облачка и гордо парит орел. С течением времени на захваченной территории начинает меняться архитектура зданий - чем больше область, тем солиднее и величественнее будут ваши "феодальные" постройки. Звуковой ряд запомнился лишь несколькими симпатичными мелодиями, которых могло бы быть и побольше.
В итоге: осовремененная версия еще одной "классики", перенесенная на PC практически без ущерба для содержания. От прочих вариантов компьютерных "точек" отличается примерно так же, как третий Doom от первого. До сих пор на глаза попадались или банальные наколенки, или же простенькие flash-игры. Так что всем поклонникам интересных логических игр, простых по форме, но глубоких по сути, стоит взять "Feudal Lords" на заметку. Однозначно.