Инквизиция наоборот Если у вас есть необычное родимое пятно, странный шрам или полученная при рождении отметина на лице, не спешите сетовать на судьбу. Возможно, это признак ваших потаенных магических способностей, которые вот-вот проявятся. По крайней мере, так однажды случилось с одним мальчиком-волшебником. Точно так же думают разработчики из словацкой команды , наделив этой (на местном наречии - ) главную героиню своей изометрической RPG. Старомодной внешне, но с весьма необычной ролевой системой и парой-тройкой забавных фич, которые вполне могут привлечь к себе ваше внимание. Если им повезет, конечно.
Итак, в некотором царстве, некотором государстве могучий герой завалил местного бога при помощи магического меча Godslayer. Позже его далекий потомок, обманом завладев мечом и пообещав жителям провинции Corwenth освободить их от владычества Garulian Empire, превратился в безумного тирана, что правил жестоко и беспощадно. Как и всякому тирану, ему была уготована не спокойная смерть в собственной постели, а нож в спину, причем от самого верного сподвижника. Далее бурная судьба меча привела его в монастырь, откуда его благополучно похищает загадочная воровская личность. Вы выступаете в роли девицы, которой поручено этот меч найти и уничтожить, ибо если он попадет в дурные руки, то в стране снова могут наступить очень неспокойные времена. Любопытно другое - по профессии эта дама является инквизитором, причем занимается не борьбой с инакомыслием, а как раз наоборот - искоренением религии во всех ее проявлениях. Вот в таком вот странном фэнтезийном мире, где бога нет, а религия объявлена ересью, вам и предстоит исследовать десятки локаций в поисках мистического мяча и втянуться в противостояние клана магов и таинственного культа, все еще никак не свыкшегося с мыслью, что бог умер окончательно. В финале же вас дожидается несколько различных концовок, что в наше время уже давно стало нормой.
A и B сидели на трубе.
Начало игры, как и положено, начинается с генерации персонажа, откуда и стартует череда сюрпризов, превращающих в игру . Начать хотя бы с того, что героиня - одна-единственная, просят любить и жаловать. В качестве утешительного приза дозволяется изменить цвет и тип доспехов, а также модель прически. Тут же можно распределить бонусные очки по четырем основным характеристикам: ближний бой, дальний бой, магия и скорость. При этом характеристики эти имеют странную рейтинговую систему и абсолютно не похожи на все то, с чем приходилось сталкиваться ранее. Скорее что-то близкое к оценочной системе в американских образовательных учреждениях, где выставляются не тройки и пятерки, а - , , . Так и здесь, показатели растут постепенно от F до А, к чему так и не получается привыкнуть, даже спустя продолжительное время. Думаете, на этом странности закончились? Как бы не так. На старте необходимо выбрать еще парочку магических склонностей (attunements), которые в дальнейшем вы будете получать весьма необычным способом.
Речь об экзотической ролевой системе, о которую сломать ногу способен не только черт. В Kult нет специальных способностей в обычном понимании (накопили опыт, повысили нужный показатель на единичку и т.п.), потому что все навыки здесь намертво увязаны с предметами и их использованием, плюс имеется четыре школы магии: огня, воды, воздуха и земли, сменить принадлежность к которым можно только у магов за энное количество шекелей. Каждый меч или колечко обладает своим attunement'ом, который вы сможете раскрыть, только если будете пользоваться этой вещичкой какое-то время. Например, попользовали магический посох - начали кидаться огненными шарами. Attunement'ов здесь порядка сотни, включая и магические заклинания, и боевые приемы, что позволяет развивать свою воительницу несколькими путями. Следующая странность заключается в том, что выбирать эти способности, то есть делать активными те, которые уже стали доступными, следует каждый раз, когда вы ложитесь спать. Здоровый сон в безопасном месте избавляет вас от усталости, поэтому спать придется часто и много. Лечение столь же необычно - все лечебные травы и снадобья не исчезают после применения, поэтому ими можно пользоваться бесконечно. Правда, при этом все равно накапливается усталость, что выражается в постепенном снижении уровня здоровья, который при каждом лечении уменьшается на несколько единиц. Чтобы полностью восстановиться, выход один - найти подходящий уголок и как следует выспаться.
Всем выйти из сумрака!
Очередным новшеством, на этот раз скорее со знаком "плюс", является возможность инквизиторши в любой момент по собственному желанию входить в параллельный мир духов, Dreamworld. Нечто подобное было в Soul Reaver'e. В этот момент картинка заволакивается мягкими синими тенями, все окружающие вас люди и монстры исчезают, а на их месте появляются странные летающие твари, отбиться от которых намного сложнее, чем от обычных зверушек. Переходить в эту мистическую реальность приходится не в качестве развлечения, а, например, чтобы спастись от преследователей, или же выполнить даденные вам квесты.
В остальном, не считая перечисленных выше странностей, Kult представляет собой классическую двухмерную RPG, не слишком глубокую в плане сюжета, но и не такую уж банальную, как десятки совсем уж примитивных поделок. Игровое время заполняется экипировкой себя любимого (то есть, простите, любимой), поисками людей, артефактов и выполнением небольшой пачки квестов (всего пять десятков). Как водится, необходимо совершить тысячу и одно доброе дело, включая освобождение беззащитных деревенских жителей из заточения, ликвидацию ночных кошмаров у них же, зачистку подземелий от монстров, прекращение контрабанды оружия, поиска лекарства для сыночка особо важной персоны и еще энное количество чисто почтовых поручений. Ключевые персонажи в нужное время будут по кусочку выдавать вам исторические справки или раскрывать сюжет. Наверное, на этом месте более органично смотрелись бы ролики, но пыла авторов хватило лишь на статичные картинки с проявляющимся под ними текстом.
Плавно переходя к вопросу графики, следует сказать, что картинка местами смотрится даже очень симпатично. Конечно, не Baldur's Gate, но художникам за работу быть стыдно не должно. Разрушенный монастырь с дымящимися головешками сменяется тихой деревушкой, лабиринтами пещер, лесными опушками, горными ущельями, военными базами. Чувствуется внимание к мелочам, и желание сделать статичные бэкграунды как можно более реалистичными. Чуть побольше изящества и оригинальности - и скриншоты можно было бы на стенку вешать. Анимационных вставок вроде мерцания факелов, дыма от костра или колебания веточек не так много, как хотелось бы. Маловато и эффектной магии. Персонажи и монстрятник, хотя и выполнены в 3D, не могут похвастаться богатым набором движений. В нагрузку прилагается плавный zoom, воспользоваться которым смогут только самые стойкие. К звуку особых претензий нет, сильно не раздражает, и то хорошо.
Первый блин
Напоследок пробежимся по тем минусам, которые никак не способствуют глубокому погружению в местный фэнтезийный мир. Наблюдались странные заторы, когда главная героиня начинает "думать", перед тем как бежать в то место, куда ей указали. Уже не говоря о том, что ногами она перебирает излишне медленно и способна запутаться даже в трех соснах. При любой смене предмета или оружия игра начинает ощутимо подтормаживать, поэтому лишний раз подумаешь, стоит ли копаться в инвентаре. Очень долго грузятся локации, и разработчики как-то впопыхах забыли приделать карту местности, что разочаровывает особенно сильно. Карта региона, слава богу, есть, только полюбоваться на нее сможете при уходе с текущей локации. Добавьте сюда еще неординарную ролевую систему, понять которую удается далеко не сразу, простецкие игровые модели и пучок графических оплошностей, на которые натыкаешься практически на каждом экране. Положение не спасают ни забавный переход в потусторонний мир, ни занятная история.
В итоге - где-то недоделали, где-то перемудрили, так что запасть в душу эта игрушка сможет только очень преданным поклонникам жанра, которым не жалко потратить день-другой только на привыкание к тонкостям. Слишком уж большое количество сюрпризов на фоне не слишком выдающейся графики и геймплея. Вердикт - на любителя.