Карьеристы Карибского бассейна В 17 веке в районе Карибского моря царили свои порядки. За власть там боролись наместники колоний, представляющих интересы влиятельных европейских держав, урвать свой кусок пирога пытались и торговцы, наживаясь на дефицитных товарах и оберегая свои корабли от пиратов и судов недружественных наций. Желающие поучаствовать в политике укомплектовывали свою лодку дополнительными пушками и шли на поклон к губернатору за новым заданием. Эта разношерстная компания довольно долгое время умудрялась сосуществовать в одном регионе, а снова отправиться в путешествие по тамошним водам предлагает игра Port Royale 2 (PR2).
Учтя пожелания ряда поклонников, которым сам факт бесконечной игры не очень понравился, в PR2 был добавлен режим сценариев. Первые 4 миссии из общего комплекта одновременно являются обучающими, созданными специально для новичков, чтобы они быстрее смогли освоить все тонкости игры. Однако обучающий режим далеко не идеален, т.к. он объясняет, в основном, то, что понятно и без его помощи. К тому же каждый этап здесь требует от игрока совершения определенного действия, а по его выполнении переход на следующий этап осуществляется с небольшим временным лагом, когда человеку приходится гадать, нужно ли просто подождать или где-то была совершена ошибка.
Любой выход за рамки обучения чреват тем, что данное задание выполнить будет невозможно, к примеру, команда по непонятной причине не захочет к вам на борт. Что еще интереснее, в процессе обучения можно просто погибнуть, а об опасных местах, перед которыми желательно сохранять свои достижения, никто не предупреждает. Цели, поставленные в обучении, порой удивляют. В середине сценария об основах торговли игрока отпускают на волю с заданием собрать значительный капитал, на что уйдет много времени, и повторять то же самое в бесконечной игре вам уже вряд ли захочется. К достоинствам обучения относится фиксация всех подсказок в журнале. Гораздо лучше у разработчиков получился мануал, написанный с душой, а не просто для галочки. На 70 страницах, оформленных в стилистике игры и снабженных иллюстрациями, вы найдете описание всех иконок, возможностей, действий, а также уловки и хитрости прохождения, заодно сэкономив много свободного времени, не загружая обучение.
Оставшиеся 4 сценария содержат четкую цель и делают упор на отдельных элементах игры. Вначале вам предложат помочь Голландии утвердиться в регионе, предоставив в ваше распоряжение маленькую боевую эскадру. Уничтожая торговцев, военные конвои, а затем и изменяя принадлежность английских городов, вы перераспределите могущество между участниками конфликта. На другой карте необходимо завоевать доверие вице-губернатора, получив в награду кусок земли и создав процветающее поселение. Тортуга также потребует вашего внимания, т.к. там разгорелся настоящий кризис и резко падает уровень жизни, поэтому дальновидному торговцу придется быстро исправить эту ситуацию. Наиболее интересным является сценарий по выслеживанию и уничтожению пирата Эдварда Тича, так же известного, как Чернобород - здесь вам откроются все без исключения возможности игры, а губернатор будет снабжать вас заданиями в соответствии с сюжетной линией.
В бесконечной игре никаких целей нет, зато можно определиться с названием своего персонажа, бонусом (харизма, меткость, фехтование, торговля) и начальными условиями (чем выше класс корабля, тем меньше дадут золота), уровни сложности повлияют на цены и повреждения, наносимые в морских боях. Сразу можно сказать, что ролевой составляющей у вашего персонажа практически нет, т.к. характеристики не изменяются со временем, поэтому мизерные бонусы почти ничего не решают. Стартовый город, напротив, достаточно важен, потому что там у вас уже будет разрешение на строительство и складское помещение. Впрочем, поменять национальные пристрастия можно в любой момент.
4 флага поделили между собой 60 городов. Испания утвердилась на юге, Франция - на севере, Англия - на северо-востоке, а Голландии почти ничего не осталось. 8 городов управляются губернаторами, 4 - вице-губернаторами, там вы сможете приобретать новые корабли и задания. В 48 колониальных поселениях ваши возможности гораздо уже, но выполнить ремонт (как и положено, команда сходит на берег и не требует жалованья) и заняться торговлей там все же можно.
В PR2 вам встретятся 19 видов товаров, разделенные на 5 групп: грузы первой необходимости (зерно, фрукты, древесина), сырье (кукуруза, сахар), готовая продукция (мясо, ром, одежда), колониальные товары (кофе, какао, табак, краски), импорт (вино, специи, инструменты). Все города производят по 5 наименований продукции и тесно взаимосвязаны между собой: одним требуются материалы, а другим - товары. К тому же у некоторых районов имеется своя специализация, к примеру, дешевое кофе обычно можно найти на юге и на западе. Помимо этого, в крупных городах периодически останавливаются караваны судов из Европы, доставляя редкие товары и забирая грузы на экспорт.
Экономическая модель, созданная разработчиками, просто восхищает, а PR2 можно смело зачислять в список реалистичных экономических стратегий. Если раньше обогатиться с помощью пары выгодных маршрутов не составляло труда, то теперь над этой же задачкой вам придется поломать голову, ведь цены здесь меняются ежедневно. По водам курсируют торговые флотилии, стремящиеся осуществить самые выгодные сделки, городские купцы пытаются купить подешевле, а продать - подороже (иногда такая надбавка достигает 100%), и даже остро нуждающийся в чем-то город не захочет приобретать у вас этого груза больше, чем ему необходимо - ведь у каждого поселения есть собственный график потребления. Сколотить на торговле капитал получается очень не скоро, ведь приходится посещать каждый закуток архипелага в надежде сбыть хотя бы еще десяток единиц чего-либо без убытка для себя, а ведь еще нужно раскошеливаться на периодический ремонт и зарплату подчиненным. Спустя несколько часов игры вы легко сориентируетесь, куда, что и в каком количестве везти. К тому же, если вы докупали один товар в трюмы по разным ценам, то PR2 любезно посчитает вам среднюю цену покупки, позволяя выяснить целесообразность продажи. В городах в любой момент могут произойти различные события, к примеру, голод, неурожай или простой дефицит чего-либо, а соответствующая иконка позволит вычислить то место, где удастся получить дополнительную прибыль. Для торговых дел остро встает проблема времени. Его частые ускорения чреваты быстрым уходом в "минус" и резко изменяющейся рыночной конъюнктурой. С другой стороны, в нормальном режиме ожидать завершение строительства, ремонта или достижения кораблем точки назначения не хватит никакого терпения.
Вдоволь наторговавшись вручную, можно создавать караваны торговых кораблей под управлением капитанов, обладающих различными навыками и четко следующих вашим распоряжениям. Степень контроля над наемными мореплавателями поражает воображение. В примитивном плане можно выбрать несколько точек на маршруте, по которым отправится конвой, а капитан будет лично закупать те грузы, продажа которых в будущем способна принести прибыль, т.е. если на всем пути следования встречается избыток камня, то его он приобретать не станет. Вдобавок, самостоятельность подчиненных можно ограничить, исключив из списка покупок те товары, которые вас не устраивают или же используются другими капитанами, и установив лимиты на цену покупки и продажи по конкретным грузам. Авторитарные руководители также предпочтут указать количество и тип закупаемых товаров. По наличию приказа капитан автоматически проследит за состоянием корабля, численностью экипажа, количеством пушек и амуниции, а вот боев ваши помощники пытаются избегать любой ценой, чтобы сохранить ваше имущество, правда, это не всегда у них получается.
Наступит и тот момент, когда вам захочется самому заняться производством. Умаслив местную власть и разорив предпринимателей, искусственно поддерживая избыток их продукта на рынке, можно смело отправляться к архитектору и приобрести права на застройку, причем каждое последующее разрешение обойдется дороже предыдущего. Производства необходимо обеспечить сырьем и рабочими, в роли которых выступают свободные поселенцы, превращающиеся в городских жителей по прибытии в город, где наблюдается дефицит рабочей силы. Продукты труда можно сбыть на местном же рынке, если уровень покрытия текущих издержек производства вас устраивает, или сбросить на склад для последующей доставки в другие города. В финале этой линии можно стать монополистом определенного рынка и диктовать свои условия.
Продвинуться по карьерной лестнице (также определяет число возможных конвоев и разрешений на строительство) от корабельного юнги, получив соответствующие медальки, можно лишь доведя стоимость своих активов (корабли, деньги, здания) до определенного уровня. Станете моряком - и вам откроются двери резиденций наместников и постояльцы гостиниц, и представится шанс подрядиться на выполнение одного из многочисленных заданий: от перевозки пассажиров, блокады порта с ухудшением условий жизни жителей до поиска секретных документов, сброшенных шпионом где-то на пути торгового каравана из порта Изабелла в Европу. Большинство таких квестов дается с ограничением по времени, а их успешное прохождение порадует вас деньгами, репутацией или полезной информацией. У городского казначея можно занять денег или, наоборот, дать ему взаймы; в церкви - пожертвовать на благотворительность, испросив благословение экипажа (странно, но духовенство иногда отказывается от денег под предлогом того, что складывать им их уже некуда); генералу - подарить средства или корабли на укрепление обороны; губернатору - дать взятку за улучшение отношений с его страной, на рынке - организовать ярмарку, улучшив благосостояние жителей; пирату в таверне - сдать в аренду конвой, чтобы он потом поделился частью добычи и т.д.
Немаловажную роль играют ваши взаимоотношения с другими нациями. Благосклонность великих держав можно заполучить путем торговли, удовлетворения потребностей города или силой оружия, использованной на благо родной страны. Что интересно, дружеские связи с течением времени ухудшаются, если вы бездействуете, до уровня, определенного вашей собственностью в колонии. С другой стороны, старые обиды тоже иногда забываются, и вас снова будут встречать как незнакомца. Если вами восхищаются, то и цены предложат самые лучшие, да еще и личные тайны доверят. В этом случае появляется возможность приударить за дочерью губернатора, а потом и жениться на ней, причем новоприобретенная пассия будет периодически снабжать вас секретной информацией. Плавая по морю, особо наблюдательные заметят различные полезные объекты, ведь в воде встречаются сундуки с золотом, остатки содержимого трюмов утонувших кораблей и даже кусочки карты с сокровищами, которые нужно собрать воедино. Еще повсюду ходит слух о некоей Золотой эскадре, представляющей караван кораблей, доставляющих золото в Европу из колоний. Возможно, что вам даже повезет выследить и ограбить такую.
На ваших глазах местные пираты будут обретать могущество, обзаводясь новыми кораблями. Вначале никому до них дела не будет, но потом за голову каждого пообещают баснословные награды и почести, а если их бесцеремонность перейдет границу, то военные узнают местонахождение их убежищ. Во время войны губернатор с радостью и за большие деньги продаст вам охранную грамоту, чтобы вы могли топить и грабить суда противника с чистой совестью, не ухудшая отношения к вам держав, в конфликт еще не вовлеченных. Со стороны AI будут действовать такие же искатели приключений, пытающиеся провести акцию саботажа в городах вашей страны (забастовка, запугивание, уничтожение запасов и урожая, опустошение рынков). Встретив и победив злоумышленников, их можно посадить в карцер и продать хозяину за выкуп. Однако после окончания войны противник не забудет ваши злодеяния, отправив военные экспедиции по вашу душу. Странно, но попытка дать достойный отпор в этом случае признается политической провокацией, т.к. срок действия выданного патента истек. Вице-губернаторы будут просить вас опустошить или захватить тот или иной город, а в финале этой линии можно установить всеобщие перемирие, подняв флаг единственной страны над всеми без исключения городами.
Если этого вам показалось мало, то, вдоволь повоевав, возьмите заслуженный кусок земли у губернатора и начните строить свое поселение, уделяя внимание наличию школ, больниц, жилья и поселенцев, проблемам безработицы, обеспеченности рынков и обороны (стены, башни, корабли, городская стража).
Совсем тяжелая жизнь ожидает тех, кто собирается пойти по пиратской тропе. В мирные времена нападение на любой корабль вызывает враждебную реакцию у всех наций сразу. Там, где вы непопулярны, будет невозможна торговля и другие интересные возможности, хотя заходить в порт не запрещается. Вместе с тем, в распоряжении игрока окажутся 16 типов кораблей: от шлюпа, галеона и корвета с их военными модификациями до линкора, 3 типа амуниции (ядра, книппели, шрапнель), сабли и абордажная команда (экипаж, управляющий кораблем, набирается автоматически), мушкеты для наземных операций. В силах игрока ослабить любую из представленных на архипелаге стран и увидеть, как редеют военные конвои и беднеют города. У различных стран имеются собственные предпочтения по составу кораблей и технологии по их строительству, а, следуя военному пути, обогатиться можно довольно быстро, перекочевав с небольшого брига на роскошный галеон и открыв охоту на противников короны.
Боевая система представлена в слишком упрощенном виде трех мини-игр. Со времен "Глорианы" изменилась лишь графика. Каждый конвой состоит из торговых судов и лодок сопровождения, разделавшись с которыми, вы получаете контроль и над торговой флотилией. На небольшой карте, где чаще всего представлены морские просторы, вы будете поочередно выставлять свои боевые корабли против 1-5 лодок противника. Конечно, нужно учитывать направление ветра и маневренность судов, но все это бесполезно, когда один галеон встретят 3 линкора и 2 фрегата. Такие довольно частые встречи разрешаются за несколько секунд, ведь у противника тут гораздо больше пушек и команды, и он сразу берет ваше судно на абордаж, где все решают численность солдат и наличие хотя бы одной сабли на нос. В этой ситуации сбежать с поля боя почти невозможно, но вот торговцы всегда этим пользуются при встрече с вашими боевыми кораблями. Если вам попадется торговый конвой, то его охрана (как правило, - один корабль, а другие плывут вообще без вооружения) всегда примет вызов. От вас требуется лишь своевременно разворачивать свой корабль и стрелять, когда судно противника будет отмечено красным квадратиком, хотя это гарантирует не точность попадания, а лишь его возможность.
На земле, как в совсем уж примитивных RTS, вся команда делится на 2 отряда: мушкетеров и моряков с саблями. За отведенный промежуток времени вам необходимо разломать городские ворота или разделаться с несколькими сотнями охранников, для удобства сгруппированных в пару человечков. В еще более аркадной дуэли, в которой проиграть почти невозможно, придется курсором тыкать в части тела оппонента, проделывая различные приемы фехтования и блокируя удары соперника. Такие дуэли встречаются очень редко и связаны с важными NPC (пиратами, командиром эскадры или форта и т.д.), позволяя выиграть сражение без потерь с обеих сторон.
В графическом плане восхищаться особо нечем, но для такой стратегии это простительно. Все представлено очень красочно, начиная от городов, где шелестит листва, пролетают птицы, пришвартовываются корабли, работает портовый кран и бегают жители, и заканчивая глобальной картой архипелага. В изометрическом отображении города качество объектов резко ухудшается при приближении даже на высоких разрешениях, поэтому вам не составит труда обнаружить редкие трехмерные объекты, представленные, по большей части, лишь кораблями. Не ищите на них членов экипажа или украшений, ведь они даже выглядят как большие игрушки. Редкие проблески коралловых рифов на дне водоемов тоже очень скоро перестают радовать. В наземном бою пиксельные человечки анимированы на скорую руку, зато ваш визит в каждое здание сопровождается коротким видеороликом - все-таки приятно разговаривать с губернатором или казначеем, наблюдая их лица. В морском бою можно проследить повреждения в виде порванных парусов или пожара на палубе.
Интерфейс размещен очень компактно, но часть иконок слишком блеклые, а некоторым не понравится обилие кнопок, где каждая последующая, возможно, откроет новое окошко с еще большим количеством кнопок. Всплывающие подсказки сообщают лишь названия иконок, не расшифровывая их содержание. В любом случае, с управлением вы освоитесь очень быстро, правда, поначалу вам захочется открывать огонь с помощью пробела, хотя тут он призван ускорять время, но эти настройки можно изменить. По желанию всегда можно вызвать на экран список горячих клавиш, что очень удобно. Авторы долго работали над стилистикой интерфейса, и здесь все у них получилось замечательно, к примеру, меню красиво спадает сверху в виде лесенки. Бесценная информация содержится в личном журнале, где можно найти все от последних новостей и текущих заданий до финансового отчета и пиратских хроник.
Очень приятные впечатления оставляет музыкальное сопровождение, где для определенных ситуаций были написаны различные темы, только неясно, почему иногда музыка самовольно исчезает, оставляя игрока в полной тишине. Ряд звуковых эффектов органично вписывается в игру, дополняя лирические мелодии. Мультиплеера в PR2 не обнаружено.
Выбрать собственный герб можно из более 30 вариантов (тут есть даже фирменный знак разработчика), а любая графическая программа, позволяющая работать с файлами .BMP, способна помочь вам в создании уникального логотипа.
Интересная особенность игры в том, что поначалу она может даже утомлять, но если вы потратите несколько часов на освоение всех тонкостей, то вы откроете для себя поистине увлекательный мир с полной свободой выбора, где саблю пирата можно в любой момент сменить на книгу торговца и наоборот, а каждая новая игра будет отличаться от предыдущей. С помощью Port Royale 2 любители пиратских приключений вполне в силах скрасить свой досуг в ожидании таких проектов, как "Корсары II", "Одиссея капитана Блада" и "Sid Meier's Pirates!". Хотя все эти игры весьма разного плана с несколько другими акцентами, превзойти экономическую модель (если такая там окажется в наличии) последнего детища Ascaron будет очень непросто.