Триумфальное возвращение "Starsiege: Tribes", вышедший в 1998 году, был в свое время пионером мультиплейерных стрелялок. Игрой, в которой уже тогда органично сочетались огромные открытые территории, командные режимы, средства передвижения и прыжки-полеты на джетпаках. Его потомок в лице "Tribes II" не посрамил чести серии, и сегодня мы встречаем уже третью часть, являющейся логическим продолжением первых двух.
Австралийская команда "Irrational Games", создатели System Shock 2, сменившая рулевого всей серии "Dynamix", рискнула заявить, что лейбл еще живехонек и по-прежнему может представлять интерес для всех поклонников мультиплейерных шутеров, и не только для них. Дело в том, что в "Tribes: Vengeance" появились не только новый физический движок, оружие и игровые режимы, но и... сюрприз! - полноценная одиночная компания, которую запросто можно ставить в пример целой толпе чисто сингловых шутеров, у которых окромя этого за душой ничего и нет. Здесь же нам преподносят фактически две игры в одной упаковке: отменный командный шутер плюс детально проработанный одиночный режим, причем ни одна из составляющих не может считаться проходной или же бесплатным довеском. Сюрприз, что и говорить, более чем приятный.
С первого взгляда "Tribes: Vengeance" очень напоминает недавний "Unreal Tournament 2004". Как по внешнему оформлению с использованием последних достижений в области графики, симпатичным моделям бойцов (закрывая глаза на их квадратные головы) и техники, потрясающе оформленными аренами, тыловыми базами и бескрайними холмистыми ландшафтами с блокпостами в низинках, так и ураганным геймплеем, способным захватить сразу и наповал. Что выберут игроки? Пожалуй, "приземленные" личности останутся верными UT, а те, кто мечтают парить в облаках на реактивном ранце, отдадут свое сердце Tribes.
Тайны Империи.
Ну, а теперь поговорим подробнее о кампании, чего в Tribes уж точно отродясь не было. Хотя богатая игровая вселенная с глубокими корнями к этому всегда только располагала. По сути, Vengeance является приквелом, время здесь отмотали чуть назад, когда конфликты между Империей, кланами Blood Eagles и Phoenix еще только грозились перерасти в полномасштабные боевые действия. Играете вы сразу за нескольких персонажей, перепрыгивая из тела в тело, из прошлого в будущее и обратно, наблюдая за перипетиями жизни двух амбициозных дам королевских кровей. Сначала вы управляете принцессой Викторией, которую отец Император пытается выгодно выдать замуж, а потом ее дочкой Джулией, которая, став настоящей воительницей, пытается раскрыть заговор и спасти Империю, а также отомстить убийце своей матери. В одной миссии даже придется побегать совсем еще маленькой Джулией, спасаясь от нападения на дворец, у которой и оружия-то никакого нет. Впрочем, не только женщины будут мельтешить перед вами на экране. Чуть погодя вы переместитесь в тело Дэниэла, бойца клана Феникса, у которого с Джулией по сценарию закручивается нечто вроде "love story", и даже мистического снайпера-убийцу из конкурирующей организации, который должен уничтожить дружка принцессы.
Надо сказать, что проработаны все полтора десятка миссий одиночного режима настолько детально и интересно, что скучать не приходится вовсе, а упрекнуть противников в тупости, думаю, не поднимется рука даже у самого придирчивого критика. Как и положено, между сценариями демонстрируются любопытные ролики "на движке", раскрывающие сюжет, единственным минусом которых является, пожалуй, немного утрированное изображение главных действующих лиц. По ходу дела вас заставляют побегать и по открытым территориям, и по внутренностям многоэтажных комплексов, где заблудиться раз плюнуть, пересаживают из одного транспортного средства в другое, учат работать в одиночку и в команде (например, в битвах на арене), пользоваться джетпаком и "коньками" для скольжения (они есть в каждом костюме и позволяют лихо рассекать по склонам), ремонтными станциями и разными типами обмундирования и оружия, тонкостям в атаке и защите баз и прочая, прочая, прочая. Короче говоря, всему тому, что вам обязательно понадобится в мультиплеере, если вы решите после на него переключиться. Причем сделано все это настолько естественно, что чем дальше играешь, тем глубже погружаешься в дебри межклановых войн, олицетворяя себя то с одним, то с другим персонажем, и тем сложнее из них выпутаться. А ведь, по сути - это всего лишь tutorial, разросшийся до размеров одиночной кампании. Не больше, но и никак не меньше.
Tribes классический.
Ну, а чем же нас способен порадовать мультиплеер? Ну, во-первых, сохранением уникального духа первых двух Tribes, что очень даже немаловажно. Фанатам не придется особо долго перестраиваться, а достаточно подключиться к серверу и ринуться в бой. Практически все основные игровые компоненты остались на месте, а тонкости вы легко сможете освоить уже в процессе. Во-вторых, наличием большого количества арен, около трех десятков на все вкусы, большинство из которых вызывают исключительно положительные эмоции. К сожалению, уменьшилось количество режимов, для подсчета которых теперь будет достаточно пальцев на одной руке. Их как раз пять. Судя по загруженности интернет-серверов, как и прежде, самым популярным игровым режимом является "Capture the Flag", в который предпочитают играть примерно 90% завзятых фанатов. Ну, а далее в уголочке притулились остальные четыре, наиболее традиционным из которых можно считать "Arena" - дежурное командное месиво, рассчитанное на банальное изничтожение противника. Любители экзотики могут приобщиться к спортивной игре "Ball", где необходимо схватить мячик в центре поля и запинать его в щит команды соперников, и совсем уж оригинальной забаве "Fuel", требующей от вас сбора канистр с топливом для наполнения своего главного контейнера. И, наконец, "Rabbit" - кролик, он и есть кролик: задачка крайне проста и сводится к захватыванию флага и необходимости продержаться с ним максимальное количество времени. Кто обладает флагом больше всех, тот и окажется победителем.
Теперь о грустном. С прискорбием вынужден сообщить, что поддержки ботов в игре теперь нет. Совсем. Поэтому и самолично поиграть в различные мультиплеерные режимы с поддержкой или против команды компьютерных болванов не получится. Возможно, отчасти это упущение призван заменить сингл, но обидный осадок остается.
Арсенал.
Как водится, что-то из старенького, что-то свежее, особых претензий к предложенному арсеналу не возникает. Модели пушек выглядят на загляденье, видно даже как колышется карабин на стволе в момент выстрела; звук добротный, боеприпасов хватает, а чего еще надо-то? Полный список включает в себя оригинальное энергетическое лезвие (совсем не бесполезная "единичка"), дискомет, пулемет, бластер-дробовик, гранатомет и миномет, ракетницу, выстреливающую одновременно целым пучком ракет, метательный диск, снайперскую винтовку и пушку, стреляющую светящимся шариком, превращающемся при столкновении в мощный очаг пламени. Есть здесь и новое вспомогательное оружие, выстреливающее крюком-"кошкой", позволяющее лазить по стенам. Это если вам ракетного ранца за спиной покажется недостаточно. В нагрузку прилагаются гранаты и выбор из четырех вариантов "паков", дополнительных технических приспособлений, улучшающих некоторые показатели бойца: энергетический, скоростной, ремонтный (им можно лечить не только себя, но и дружественные объекты) и защитный щит.
Как и прежде, представлено три модели боевых доспехов: kinetic, natural и colossus (соответственно, легкий, средний и тяжелый), каждый из которых накладывает определенные ограничения на носимое оружие. Так, например, снайперской винтовкой может воспользоваться только боец, облаченный в легкий костюм, а миномет доступен исключительно колоссу. Максимальное количество оружия, которое вы можете с собой взять ограничено тремя слотами для любого из доспехов. Кроме инвентарных станций, где можно переключить доспехи и поменять оружие (авторы выложили несколько уже готовых схем для легкого и среднего нападающего, тяжелого защитника, ремонтника и т.п., но можно создать и свои собственные), пушки можно собирать в хранилищах или же подобрать с земли прямо на поле боя, заменив уже имеющееся на оброненное противником. Пользоваться вышеописанными бронекостюмами следует аналогично прошлым частям Tribes. Скажем, из быстрого и подвижного kinetic'а лучше всего выйдет снайпер, шпион, носитель флага или мяча, а из медленного и неповоротливого колосса получится отличный защитник базы. Этот верзила к тому же единственный, кому запрещено пилотировать технику, к которой мы как раз вплотную и подобрались.
В отличие от Tribes 2, машинки уже не нужно заказывать на специальных станциях, они появляются сами на манер BF1942 или Star Wars: Battlefront. Управление у транспортных средств является чем-то средним между полностью аркадным и реалистичным. Внешний вид оных особых нареканий не вызывает, но бОльшее количество полигонов пошло бы им только на пользу. К сожалению, и этот раздел попал под сокращение, поэтому нам предлагают воспользоваться всего четырьмя "конями": двухместным внедорожником Rover'ом, которому не страшны любые препятствия (хотя воды он все-таки боится); также предназначенным для двух человек прыгающим танком (он прямо так и называется - Jump Tank); одноместной летающей платформой с убойной разрушительной мощью (которая на самом деле намного эффективнее в бою, чем видится поначалу), и, наконец, штурмовым вертолетом, рассчитанным для одного пилота и двух стрелков.
Смотрю в просторы синие...
Графически Tribes: Vengeance, сделанный на модифицированном движке от Unreal, конечно, далеко не безупречен, но в любом случае легко заткнет за пояс большинство подобных стрелялок. Бегать, как и раньше, можно как с видом от первого, так от третьего лица. Безразмерные открытые пространства с речушками и холмами, покрытыми травой, развалинами крупных городских кварталов, лабиринтами подземных коммуникаций (где без постоянного обращения к карте просто никуда), специально выстроенными для поединков аренами и т.п. - способны впечатлить даже видавших виды игроков. За дизайн можно смело поставить "пятерку". Эффектно смотрятся и реалистичные тени, световые эффекты и взрывы с разлетающимися обломками сенсоров, генераторов или ремонтной станции, инверсионные следы от пролетающих мимо ракет или свистящих над ухом дисков. Забавно наблюдать и за тем, как подбитый боец с грацией пьяного шмеля, кружась и оставляя за собой светящиеся следы от работающего джетпака, плюхается с высоты на землю, на которой к тому же остаются подпалины от разрывов. Радуют и способности физического движка Havoc 2, который хотя и не влияет сильно на игровой баланс, но зато вносит изрядную толику веселья. Тела поверженных врагов, из которых вываливаются аптечки и оружие, можно сколько угодно пинать, как и бочки или некоторые предметы мебели. Перемещаться и взлетать на своем джетпаке вы тоже будете по-разному, в зависимости от веса выбранного костюма.
А вот некоторые ляпы озадачили. Например, абсолютно не ощущается разницы в стрельбе из-под воды или на воздухе.
На звук грех жаловаться. Динамизма происходящему добавляют и забойные композиции, и радующая слух серенада непрекращающегося артобстрела, рев сервомоторов, сиплый гул работающего за спиной джетпака, комментарии по ходу матча или же реплики своих друзей/противников в одиночной кампании.
Два в одном.
Не напрасно поклонники так ждали нового релиза в серии, на протяжении нескольких лет забрасывая издателя своими пожеланиями и соображениями относительно разных аспектов в плане геймплея. Изменения эти свершились, правда, далеко не все оказались со знаком "плюс". Явно не всем понравится отсутствие контролируемых компьютером ботов, уменьшившееся число игровых режимов и транспортных средств, но, игра, все равно, что называется, состоялась. Удивив и одновременно порадовав одиночной кампанией, способной дать "понюхать пороху" всем тем, кто опасается подключиться к онлайновым баталиям.
Отличная графика и звук (реально конкурирующие с UT2004), удобное управление и знакомые типы обмундирования, перекочевавшие из предыдущих частей, отменная играбельность, поддержка модов, детально проработанные карты, над которыми витают густые облака атмосферы давних хитов - все это делает Tribes: Vengeance одним из самых аппетитных мультиплейерных шутеров этой осени. Возможно, не лучшим из лучших, но лучшим из многих - однозначно. Не пропустите.