Прерванный полет Датско-польскую компанию InterActive Vision, похоже, следует признать специализирующейся на полусимуляторах. Ну может быть даже не , но, во всяком случае, таких леталках, которые, будучи безусловно реалистичнее аркад, до серьезных полноценных симуляторов тоже не дотягивают. Очередное произведение в этом жанре именуется Red Jets, и Red здесь имеет тот самый смысл, о котором вы подумали - игра посвящена не американским, а советским машинам, а вам, соответственно, предлагается роль советского пилота.
Доступных игроку самолета - четыре. Три из них хорошо знакомы, наверное, всякому - это истребители МиГ-29 и Су-27 и штурмовик Су-25; четвертый известен куда меньше - это истребитель Як-141, одна из последних советских разработок (первый полет состоялся в 1989 году). И по максимальной скорости, и по вооружению он уступает МиГ-29 и Су-27, но замечателен он не этим, а своими поворотными соплами, обеспечивающими, в зависимости от угла разворота, короткие или вертикальные взлет и посадку, а также режим свободного висения; это был первый в мире сверхзвуковой самолет с вертикальным взлетом. Машина должна была поступить на вооружение под именем Як-41 в качестве самолета корабельного базирования, но из-за экономического кризиса, сопровождавшего крушение советской империи, серийное производство так и не было начато. Формальным поводом для сворачивания проекта послужила авария при посадке на палубу авианосца в октябре 1991 года. Сочетание сложных метеоусловий (сильный боковой ветер) и пресловутого человеческого фактора (являющегося, кстати, причиной 70% всех авиапроисшествий) привело к слишком грубой посадке: стойки шасси пробили топливный бак, возник пожар, пилот В.Якимов по приказу руководителя полетов катапультировался и остался цел. Тем не менее, несмотря даже на прекращение испытаний, год спустя, в сентябре 1992, Як-141 впервые был публично представлен на авиасалоне в Фарнборо, а позднее неоднократно демонстрировался на других авиасалонах, установив ряд мировых рекордов.
Собственно, набором самолетов оригинальные моменты игры и исчерпываются. В остальном игра представляет собой практически копию JetFighter V - сделана на том же движке Renderware (разве что немного модифицированном) и имеет ту же идеологию: линейная кампания без наград и званий из 16 миссий (плюс 4 обучающих), каждая из которых одновременно доступна в режиме отдельных миссий. Перед вылетом вы, как правило, выбираете самолет и вооружение (в некоторых миссиях их навязывают). Вооружение вполне стандартное - ракеты с радарным и тепловым наведением (и, соответственно, имеются противоракетные ловушки обоих типов), наводящиеся и ненаводящиеся ракеты , обычные бомбы разной массы и пушка (боезапас кончается). Никакой экзотики типа противокорабельных или противорадарных ракет или бомб не имеется; и если в JetFighter была система LANTIRN, здесь ничего подобного нет. Радар и управление вооружением упрощенные, в типичном аркадном стиле (что, возможно, не так уж и плохо; реальные режимы радара - штука достаточно нудная).
Физическая модель у всех машин примерно одинаковая, и, в частности, уникальные особенности Як-141 не отражены никак (так что выбирать его вообще не имеет смысла - разве что для того, чтобы посмотреть, как он выглядит). Самолеты не имеют закрылок и воздушных тормозов (равно как и крюков для посадки на авианосец - впрочем, такой возможности и не предоставляется), лишены автопилота, не сваливаются в штопор (и выход на закритические углы ничем не грозит), не имеют реальной модели повреждений (просто в самолет попадает одна ракета или несколько снарядов из пушки, и он падает - внешне, кстати, оставаясь совершенно целым). Вместе с тем, посадка довольно-таки правдоподобна (не считая отсутствия тормозных парашютов), и разбиться из-за или резкого торможения на пробеге можно запросто. Правда, в игре садиться нет необходимости - миссии заканчиваются прямо в воздухе (и, как правило, там же и начинаются). Управление тягой - не плавное, а по нескольким позициям (причем переключение между этими позициями осуществляется по кнопкам A и S; я замучался, пока нашел - это нигде не сказано, в число переопределяемых клавиш они не входят, и в обучающей миссии говорят лишь , но не говорят, как это сделать). Кстати, обучающие миссии сделаны довольно халтурно - можно, в частности, схлопотать ракету и падать, а вас при этом будут поздравлять, что вы от нее увернулись (но потом все же будет Mission failed).
Сюжет, как и в серии JetFighter, строится вокруг вымышленного военного конфликта; правда, поскольку в будущем никакого СССР не имеется, то на сей раз действие, очевидно, происходит в мире альтернативной истории, словно бы вышедшем из-под пера советских пропагандистов: в этом мире в эпоху "холодной войны" США сначала устраивают провокацию, засылая в советское воздушное пространство свой военно-транспортный С-130, а потом, когда вы этот самолет, не реагирующий на предупреждения, сбиваете - развязывают войну против СССР. Ну а вы, само собой, прогоняете супостатов вон. Происходит все это на Дальнем Востоке, и война идет без ядерного оружия и вообще весьма ограниченными для сверхдержав средствами (впрочем, в заключительной миссии в воздухе присутствуют несколько десятков самолетов - в остальных же их намного меньше). Миссии страдают все тем же недостатком, что и в JetFighter - они слишком однообразны. Нужно либо уничтожить все вражеские самолеты, либо все наземные машины (иногда защищаемые самолетами). Ну еще кое-где надо просто взглянуть поближе на врага и удрать, оставшись в живых. Кое-где у вас есть союзники, правда, командовать ими вы не можете и воюют они не очень хорошо, так что основную работу все равно приходится делать лично. Помимо кампании и отдельных миссий, есть также редактор быстрых миссий (то, что обычно именуется Instant action), но они, естественно, ничуть не более интересны, ибо сводятся к тому же самому.
Графика смотрелась бы очень симпатично несколько лет назад, но сейчас это средний уровень. Детально прорисованы самолеты, весьма реалистичны облака, с набором высоты небо темнеет, и в нем проступают звезды, с большой высоты хорошо смотрится местность... но вблизи она уже намного хуже. Солнце красиво отражается в воде, и вода эта - уже не ровная плоскость, как в JetFighter... но, увы, все эти неровности - статические, что в наше время уже просто неприлично. В виртуальных кокпитах можно менять масштаб и крутить головой, но понажимать ничего нельзя, и нет ночной подсветки панели (нет также выбора цветового режима ИЛС, что неудобно). Все надписи в кабинах - по-английски (включая и те, что в игре выполняют чисто декоративную роль, что неправильно); названия оружия, кстати, тоже. С внешних видов можно посмотреть выбранную воздушную цель, но почему-то нельзя наземную.
Ну а закончилось мое общение с игрой на глюке в одной из миссий, где я и мои товарищи уничтожили всех врагов... и ничего. Ни нового задания, ни нового nav point'а, ни "Mission successful". Так что, увы - это не та игра, по которой стоит знакомиться с советской реактивной авиацией.