Взаперти Оно опять пришло. Это состояние. Нездоровое, безумное, лихорадочное. Настолько сладкое, насколько и горькое. Каждый шорох соседей за тонкой стенкой в коридоре вызывает неподдельный ужас, как и капли дождя по стеклу или случайный скрежет когтей по паркету спящей собаки под кроватью. Тонкая грань между стеклом монитора и реальным миром стала еще тоньше, иногда напоминая невесомую тюль, покачивающуюся в лунном свете. Покой и сон снова отложены в дальний ящик, а тонны влажных салфеток для промокания холодного пота устилают весь пол комнаты. Спички в глазах уже не держат и ломаются от неумолимо надвигающейся дремоты, но оторваться все равно нет сил. Никаких. Ни моральных, ни физических. Пальцы продолжают судорожно долбить по кнопочкам в надежде, что нужная комбинация все же сработает в правильный момент, и тушка очередного монстра окажется на земле, истекая в лужах крови, чуть раньше, чем вы увидите там свое собственное бездыханное тело. Все на нервах, все на грани, все в последний момент. Но нужно успеть: добежать, запрыгнуть, открыть, уклониться, спасти и понять... Понять, кто и зачем загнал вас в этот шизоидный лабиринт, отнял окружающий мир, заменив его чередой чьих-то ночных кошмаров! Или, быть может, вы просто оказались в ненужное время в ненужном месте? Может, все дело в вашей комнате, ее прошлом? Вопросов больше чем разгадок, хотя временем на их решение никто не ограничивает. Усталость валит с ног, и отбиваться от гадов с каждым разом становится все труднее. Бредовые грезы окончательно захлестывают с головой, явь смешивается с вымыслом, а окровавленные трупы с выцарапанными цифрами вместе с невинным мальчиком водят в мозгу свои бесовские хороводы. Это конец? Или все же начало? И где, черт возьми, находится этот треклятый выход?!
Возвращение кошмаров.
А виной всему новое явление не нуждающейся в развернутых комментариях "игры ужасов". Поклонникам предыдущих частей кошмарика под названием Silent Hill, полагаю, без надобности объяснять, на что здесь похожа графика и атмосфера, и сколько именно трудодней сожрет эта ненасытная игрушка, если вы все же решитесь установить ее на свой винчестер. Такие леденящие кровь ужастики, а тем более сериалы можно пересчитать по пальцам: Alone in the Dark, Resident Evil и, конечно же, сам Silent Hill, ни одна из частей которого не прошла незамеченной. Начиная с SH2, вышедшего в конце 2002-го года, к нему смогли приобщиться и владельцы персональных компьютеров, хотя для них почему-то приставочное управление так и не было должным образом переделано. В третьей части героиня Хизер сменила Джеймса на боевом посту главного действующего персонажа, продолжая докапываться до сути творящегося вокруг мракобесия. И вот (барабанная дробь...) пришло время встречать новую порцию нервных тиков, головной боли вкупе с неврастенической бессонницей, что принес с собой и щедро раздает направо и налево - Silent Hill 4! Если в двух словах, то атмосфера по-прежнему "внушает", графика вызывает двойственные ощущения, от негодования до восхищения, управление все такое же... (вырезано цензурой), монстров и драк в изобилии (причем в 9 из 10 случаев и не надейтесь на победу, здесь от монстров принято убегать, а не уничтожать их), загадки оригинальны и интересны, хотя и не требуют больших умственных напрягов, благо подсказки к ним разбросаны по округе в достаточных количествах. В общем, нам снова подарили аппетитный ужастик, с уже известными в прошлом достоинствами, так и с прежними недостатками, но от этого ничуть не менее занимательный.
Что скрывает кроличья нора?
История имеет мало общего (разве что только атмосферу) со своими предшественниками, и найти хоть какие-то отсылки к предыдущим частям смогут только самые преданные фанаты. Завязка, как и положено, крайне необычна. Главным героем, от имени которого вам и выдается лицензия на борьбу с порождениями чьей-то неописуемой фантазии, является некто Генри Тоунсхенд (Henry Townshend), приятный молодой человек, который переезжает в комнату номер "302" в апартаментах South Ashfield Heights, что в небольшом городке Ashfield, расположенном неподалеку от Тихого Холма (он же Silent Hill). Два года все шло прекрасно, но пять дней назад, что называется, началось. Вместе с периодически повторяющимся кошмаром Генри вдруг обнаружил, что не может выбраться из своей собственной комнаты! Никаким образом. Все пути оказались отрезаны, а на крики Генри никто не отзывается, как бы сильно он не рвал глотку. Кто-то неизвестный намертво заколотил входную дверь, укрепив ее для верности изнутри прочными цепями, и запер оконные ставни на улицу. Вдобавок отключил телевизор и отрезал телефонный провод (по которому все же умудряются прозваниваться и звать на помощь!), хотя, кажется, не до конца разобрался с радио. Оно периодически вместе с непонятной коллекцией шумов пытается выдавать и сводку новостей. Один из немногих способов узнать, что происходит в реальном мире. Еще можно посмотреть в окно на улицу (интересно, почему не разбить?), дверной глазок в коридор и понаблюдать через дырку в стене за жизнью симпатичной соседки Эйлин (Eileen), к которой добрый Генри, кажется, питает совсем недвусмысленный чувства.
Есть, правда, способ выбраться... только не наружу, а в иные миры - через непонятно каким образом появившуюся дыру в ванной. Обычную такую дыру, только ведущую не в соседний туалет и даже не в коридор, а в потусторонний мир, причем всякий раз в разный. Каждый из этих странных параллельных мирков, имеющих двойников в реальности, как выяснилось, является чьей-то больной фантазией. Генри становится свидетелем, как один за другим там в мучениях умирают обладатели этих кошмаров, при этом у каждого трупа на теле обнаруживаются странные цифры, и всегда где-нибудь рядом оказывается симпатичный и милый маленький мальчик. Соседка вскоре становится верной провожатой Генри, скорее не помогая, а мешая бороться с неприятностями. Реальность следует за реальностью, повторное посещение локаций заставляет сражаться с ожившими трупами их хозяев, но большая часть вопросов так и остается без ответа. Чей это мальчик и как он тут оказался, кто и зачем убивает людей в их горячечном бреду, каким образом со всем этим связан журналист, что жил в комнате "302" до вас? Хотите знать? Тогда вам придется пройти игру до конца, и вы получите ответы на все вопросы. Ибо в раскрытии этих тайн и кроется чуть ли не добрая половина удовольствия от процесса. Зачем же его кого-то лишать. Только замечу, что в финале вас ждет несколько альтернативных концовок, начиная от "все жили долго и счастливо (маньяки не в счет)", до "в общем, все умерли", в зависимости от вашей ловкости и сообразительности.
Управление.
Получив возможность поуправлять главным героем, поначалу начинаешь чертыхаться, как и в прошлый раз. Управление мышью присутствует, но понадобится оно вам только в вашей комнате, где приходится бегать с видом от первого лица. В остальное время будьте любезны орудовать исключительно кнопками. В общем, опять владельцев PC проигнорировали, подсунув им своенравную камеру и консольную раскладку, управится с которой иначе как при помощи геймпада без вреда для своего здоровья не получится. Ну, зачем, скажите пожалуйста, необходимо сначала зажимать кнопку "приготовить оружие" и только после этого его можно пускать в ход? А перемещаться, с зажатой кнопкой, пытаясь попасть в монстра, которого вдобавок еще и не видно за загораживающими обзор текстурами - удовольствие ниже среднего? Зато страху натерпитесь, не то слово. Причем больше от того, успеете ли вы вовремя правильно развернуться и использовать оружие (огнестрельное, слава богу, самонаводящееся), чем от недостатка здоровья или боеприпасов.
Стволы и цели.
С боеприпасами отдельный облом. Патронов для пистолета и револьвера категорически не хватает. Понимаете, категорически! Даже для тех немногих монстров, которых в этой игре разрешают убить. Например, собачек с длинными окровавленными языками или летучих мышек. К сожалению, большая часть бегающих, прыгающих и летающих тварей просто-напросто неуязвима. Запинать их пивной бутылкой, ножом для резки бумаги, бейсбольной битой, обломком ржавой трубы, дамской сумочкой, медальоном, спреем, мотыгой или клюшкой для гольфа (в ход идет все, что удается найти), конечно, можно, но только через пару секунд они опять встанут и с неутомимостью упершегося в ворота рогами барана продолжат свое преследование. Остановить их нельзя, разве что на мгновение, поэтому они будут тащиться за вами, медленно, но верно, словно сама смерть. Единственный разумный выход - избегать контактов и по возможности поскорее делать ноги, чтобы не скормить бесценную полоску своего здоровья всяким парящим сомнамбулическим зомби, вываливающимся из стены уродам, великанам-медсестрам, двухголовым рукоходам, мартышкам-мутантам, гигантским слизням и прочим склизким бестиям. Хотя, если разобраться, то эта уникальная особенность игры, выделяющей ее среди собратьев по жанру, где необходимо перебить всех монстров, делает ее только страшнее, но вот плюс ли это, еще вопрос. На самом деле монстров здесь не так много - за всю игру, может быть, придется передавить немногим больше сотни, но целый выводок монстрятника, бессовестно врубившего для себя "god mode", заставляет основательно побегать и поволноваться.
Палата номер 302.
Аптечек и всяческих лечилок попадается не так чтобы много, но поправить свое здоровье способ имеется. Просто в свою комнату, ту самую, замурованную 302-ю, авторы разрешают возвращаться сколь угодно раз, а там ваши дела идут на поправку. Каждый мир, будь то подземные станции метро, сумрачный лес, башня-тюрьма, госпиталь с безумными обитателями или ваш собственный дом, только в кровавом сюрреалистическом варианте, соединены с запертой комнатой многочисленными "дырами". Стоит вам пролезть в такую дыру, и вы снова окажетесь в своей спальне. Для чего это сделано? Ну, как же, ведь только в своей любимой гостиной, под напольной лампой, вы можете сохраняться - и нигде более в этой игре. Потом здесь же есть и сундук, в который при случае можно скинуть лишнее барахлишко. Предметов с собой таскать получается довольно много (ключи, артефакты, оружие, записки и т.п.), поэтому зачастую вы не сможете взять новый, инвентарь будет заполнен под завязку. Приходится выгружаться. Есть даже головоломки, которые используют этот момент. Например, в лесу вы раздобудете мистический ключ, который не позволит вам нормально перемещаться между локациями, заставляя бегать по кругу. Придется оставить его в домашнем сундуке, перебежать куда следует, и только после этого взять обратно. Кстати, что касается прочих загадок, то их не так много, зато все они отличаются собственным стилем, оригинальной манерой решения (чего стоит загадка с тюремной башней и вращением ее этажей, чтобы получить возможность добраться до подвала) и в принципе больших трудностей не вызывают. По мере прохождения Генри помогают те, кто еще способен разговаривать, а также он натыкается на кучу всевозможных документов (всего их в игре более пятидесяти): вырванных листков из дневника, записок, статей, посланий. Часть из них является логичными подсказками к прохождению, а другая помогает разобраться в истинной причине всех несчастий, свалившихся на его голову. Справляется со своими обязанностями и карта, на которой легко разглядеть ключевые локации, где уже отмечено нечто подозрительное. Так что почаще в нее заглядывайте.
Темнота.
Разбор полетов по части внешних эффектов следует начать с одного и весьма существенного "недостатка" - SH4 категорически откажется запускаться на системах с установленными графическими карточками GeForce линейки MX. Пустячок, но Очень неприятный. Сама графика, как уже упоминалось, вызывает двойственное к себе отношение. С одной стороны мы видим преобладание всех оттенков серого и просто никакие текстуры на заднем фоне. Размытые, нечеткие, да еще качества пятилетней давности. Например, посмотрите на "великолепный" вид на озеро, где большую часть экрана занимают серо-буро-грядные акварельные разводы, хотя, скорее всего, это на ватман просто пролилась чернильница. Конечно, с изрядной долей фантазии это можно принять за местную "фишку", но мы то с вами знаем, откуда у этого безобразия консольные ноги растут. А с другой - запоминающийся и необычный дизайн уровней (хотя и приходится открывать двери и подгружать новые территории каждые три минуты), а также просто восхитительные модели персонажей, а главное их лиц!
Предлагаю продегустировать в галерее. Такие физиономии сделают честь любому полнометражному компьютерному мультику, не то, что игре. Поэтому главные действующие лица влюбляют в себя моментально и заставляют сопереживать их мытарствам на протяжении всего путешествия. Со временем даже перестаешь воспринимать их как бездушные компьютерные модели, больше отождествляя с живыми персоналиями. Монстры получились немного попроще, но все равно способны запугать до чертиков или оттолкнуть своим неестественно тошнотворным видом. Разновидностей их довольно мало, хотя мне хватило. Дело ведь не в количестве, а в качестве, а этого у них не отнять.
Вторым главным фактором успешности в передаче "хоррора" бесспорно служит звук. Надо заметить, что обладателям мощных акустических систем тут придется совсем туго, потому что разработчики отшлифовали этот элемент, кажется, до зеркального блеска. Мощные и напористые мелодии сменяются тихими, лиричными песнями в момент гибели очередного страдальца, как бы давая нам время утереть по этому случаю скупую слезу. Крики и подвывания, скрипы давно не смазываемых механизмов, звон разбитого стекла и звук падения чего-то грузного с большой высоты, вопли о помощи, звериный рык то и дело будут сменяться абсолютной тишиной, в которой можно расслышать дуновение ветерка или падение капель с потолка в сыром подвале. Здесь придраться не к чему, все сделано на "отлично". С плюсом.
Финал.
Мало кто сомневался, что новая часть Silent Hill'a не ударит в грязь лицом и снова окажется на высоте. Изменения есть, но они не такие значимые, чтобы стоило заострять на них свое внимание. Игра стала чуть динамичнее, поэтому доставать из широких штанин что-нибудь увесистое для исправления прикуса разношерстной братии песиков, птичек, обезьянок и всяких безумных дядечек приходится чаще. Недобитые приставочные корни, вроде недостатков в работе камеры, кривого управления, местами невнятной графике, системе сохранения и т.п. способны малость подпортить нервишки, но только до тех пор, пока вы перестанете обращать на них внимание.
Просто потому что оно будет полностью захвачено колоритными персонажами с их нездоровыми фантазиями, битвами с кровожадными монстрами, прогулками по лабиринтам необычных миров и мыслями об урывочных посланиях, по крупицам помогающим восстановить цепь свершившихся событий. Отличный, первоклассный, атмосферный ужастик, мимо которого не рекомендуется проходить всем почитателям жанра в целом и любителям серии Silent Hill в частности. Литры липкого пота, килограммы мурашек и вероятность в перспективе заиметь непрекращающуюся нервную дрожь, заикание и хроническую боязнь любых труб или дыр - прилагаются. Впрочем, если вы уже страдаете разными фобиями, не считаете свою нервную систему железной, жалуетесь на отсутствие крепкого сна и хорошего аппетита - лучше не подходите к SH4 на пушечный выстрел. Чтобы не растерять остатки здоровья.
1371 Прочтений • [Silent Hill 4: The Room ( IGROK )] [28.05.2012] [Комментариев: 0]