Все счастливые семьи похожи друг на друга,
каждая несчастливая семья несчастлива по-своему
Лев Толстой Десятилетний юбилей знаменитой серии игр под общим названием "Myst" было решено отметить с помпой. Приготовления к празднику начались ещё за три года до знаменательной даты, а к участию в проекте были приглашены не только программисты, художники и сценаристы, но и настоящая съёмочная команда с актёрской труппой, симфонический оркестр, а также несколько музыкальных групп во главе с Питером Габриелем (Peter Gabriel), исполнившим в игре заглавную песню.
Роль основного "блюда" на юбилейном застолье отводилась игре под кодовым названием "Myst 4: Revelation", в работе над которой провели всё прошедшее время после выхода "URU: Ages Beyond Time" разработчики французской компании Cyan.
Масло в огонь интереса, с которым поклонники приключений во всём мире ожидали появление четвёртой главы истории об Атрусе (Atrus) и его семье подливалось благодаря тому, что игра изначально планировалась к выходу исключительно на DVD, без возможности быть переизданной на привычных CD (в противном случае игра бы занимала 12 дисков). Такой ход со стороны Cyan вызвал довольно острую полемику не только среди рядовых игроков, но и среди специалистов, многие из которых позволили себе усомниться в успехе проекта и даже подозревали разработчиков в непрофессионализме, сетуя на излишний, с их точки зрения, объём игры. В итоге, страсти, кипевшие вокруг ещё не появившегося на свет "новорожденного", привели к тому, что вместе с "Myst IV: Revelation" разработчики из Cyan поставили на кон не только успех будущей игры, но и дальнейшую судьбу серии "Myst" в целом (последние две игры по продажам едва дотянули до отметки в полмиллиона копий). Но, как говорится, кто не рискует, тот не пьёт шампанское.
Отцы и дети
События четвёртой серии "Myst" происходят через двадцать лет после первого знакомства игрока с Атрусом - гениальным изобретателем, обладавшим способностью создавать эпохи (Ages), описывая их с помощью специальных книг-телепортов. Книги-телепорты также служат единственным транспортом, с помощью которого можно путешествовать в созданные эпохи, для этого достаточно просто прикоснуться к изображению того места, куда вы хотите попасть.
Сам Атрус вместе с женой Кэтрин (Katherine) и двумя сыновьями: Аченаром (Achenar) и Сиррусом (Sirrus) жил в одном из созданных им миров, пока однажды не произошли события, положившие конец счастливой семейной идиллии. Повзрослевшие мальчики, вместо того чтобы перенять искусство отца и продолжить его безусловно важное дело по созданию и технической поддержке новых эпох, решили взять "семейный бизнес" в свои руки и использовать власть, которую давали им книги-телепорты для порабощения народов, населявших миры, а также ради собственного обогащения. К счастью, Атрусу удалось пресечь планы собственных детей и остановить их раньше, чем они заполучили в свои руки знания, позволявшие создавать собственные миры. В качестве наказания изобретатель посадил мальчиков под домашний арест, создав для этих целей два безлюдных мира: Spire (Вершина) для Сирруса и Haven (Гавань) для Аченара.
С момента неудачной попытки семейного переворота прошло пятнадцать лет, за которые в мирах Атруса произошло довольно много, но самым главным событием всё же стало рождение единственной дочери - Иешы (Yeesha), ставшей настоящей отрадой и утешением для своих родителей. Необыкновенно талантливый ребёнок - любимица отца, Иеша должна стать продолжательницей дела Атруса, который даже начал обучать девочку азам искусства сотворения миров.
И всё же, несмотря на успехи дочери, в сердцах Атруса и Кэтрин никак не утихает боль утраты сыновей. Всё чаще и чаще Атрус вспоминает о своих мальчиках и даже начинает подумывать об амнистии. Наконец, не выдержав давления со стороны Кэтрин, изобретатель пишет письмо вам - лучшему и самому верному другу, не раз выручавшему его из разных переделок. В письме Атрус просит вас навестить его и принять участие в повторном рассмотрении дела о преступлениях Аченара и Сирруса.
По прибытии в мир Томахна (Tomahna), где в данный момент обосновался Атрус и его сильно уменьшившаяся в размерах семья, вас уже ждёт юная Иеша, вызывающаяся подбросить с ветерком до родительского дома. Стоит вам согласиться - и пути назад не будет.
Пять миров для путешественника
В игре вам предстоит посетить пять миров, три из которых принадлежат "перу" Атруса, четвёртый стал пристанищем последователей необычного культа, позволяющего проникать в память людей и дающего возможность посетить пятый мир - мир видений и снов. Да, вы не ошиблись, в "Myst IV: Revelation" вас больше не заставят путешествовать по безлюдным эпохам, где самым интеллектуальным собеседником будет какой-нибудь бешеный огурец или бабочка-мутант. В трёх из пяти миров вас ждут встречи с интересными и необычными существами, причём не только с гуманоидами, но и с животными всех мастей и размеров.
Первый мир - Томахна, где расположена резиденция Атруса и его семьи, встретит вас шумом реки и грохотом водопадов. Небо Томахны то там, то здесь прорезают шустрые невиданные птицы, поминутно садящиеся на перила многочисленных мостов в поисках ползающих неподалёку ящериц и гусениц.
Дом Атруса построен на реке и с ним вас подробно познакомит гостеприимная Иеша, роль которой добротно и с долей юмора сыграла юная актриса Джульетт Госселин (Juliette Gosselin). Кроме Иешы, вы также познакомитесь с Атрусом в исполнении бессменного Рэнда Миллера (Rand Miller) являющегося по совместительству одним из основателей компании Cyan. К сожалению, с Кэтрин - женой Атруса вам познакомиться не удастся, так как по легенде она находится в очередной командировке в одной из эпох.
Из Томахны вы сможете перенестись в один из трёх миров: Спайр, Хейвен или Серению. Два первых мира являются тюрьмами для сыновей Атруса, с которыми вы не раз встретитесь во время игры.
Темница Сирруса - мир Спайр представляет собой ледяную гору, возвышающуюся посреди самой Вселенной, вокруг которой кружит пояс астероидов. Атмосфера уныния и вечной мерзлоты царит в Спайре, где за годы изгнания Сиррус сумел построить множество загадочных машин, освоил добычу электроэнергии и даже научился летать на астероидах. Мир Сирруса, пожалуй, самый сложный уровень игры с точки зрения головоломок, после прохождения которого все оставшиеся эпохи покажутся вам лёгкой прогулкой.
Хейвен - мир, где последние пятнадцать лет провёл старший сын Атруса - Аченар является полной противоположностью Спайра. Расположенный на берегу океана Хейвен напоминает тропический рай, с джунглями, необычными экзотическими деревьями и животными. В отличие от вечно холодного и необитаемого мира Сирруса, в мире Аченара невыносимо жарко и суетно. По деревьям скачут забавные создания, напоминающие обезьян, по небу парят птицы, похожие на птеродактилей, в джунглях охотятся саблезубые тигры, в болотах водятся гибриды цапли и страусы, а в океане - самое большое чудище из всех, что вам доводилось видеть. Загадки этого мира довольно просты и в основном, так или иначе, связаны с биологией и теорией Дарвина о естественном отборе.
Четвёртый мир, куда вам будет открыт доступ практически с самого начала игры - эпоха Серения (Serenia). Серения - это рукотворный рай на Земле, с красивыми каналами и заводями, с девственными лесами и горами. Исключительно женское население этой эпохи состоит из последовательниц культа, верящих в жизнь после смерти и являющихся хранительницами сосудов с памятью всех усопших жителей Серении. Во время путешествия по этому красивому краю вы не только найдёте новых подруг, но и обретёте покровителя одной из трёх стихий, к которой принадлежит ваша душа. И именно из этого мира вам откроется дорога в тайный и мистический мир снов, где скрываются не только мечты, но и страшные тайны.
Головоломки
По сложившейся традиции игры серии "Myst" всегда отличались огромным количеством головоломок, в раздумьях над которыми можно действительно сломать голову. Недаром именно серии "Myst" принадлежит, на мой взгляд, самая сложная в плане загадок приключенческая игра "Riven".
В "Myst IV: Revelation" традиция сложных загадок была с успехом продолжена, и вас ожидает как минимум трёхдневное мытарство по мирам, наполненным головоломками. Сложность и тематика загадок будет меняться в зависимости от эпохи, где вы находитесь. Так, например, в Спайре вас ждёт краткий курс электродинамики и пособие по игре на органе; в Хейвене уроки музыки будут продолжены, но здесь основным предметом всё же будет биология, а также учение о пищевых цепях; в Серении - мире каналов и дамб, вам придётся засучив рукава работать над реконструкцией оросительной систем, что предполагает наличие незаурядного таланта архитектора и проектировщика. Оставшиеся два мира, Томахна и мир снов, немного проще в плане загадок, но и там есть несколько моментов, способных заставить игрока почувствовать свою ущербность.
Так как игра не линейна, то решение многих головоломок может откладываться на неопределённое время, а подсказки к ним могут быть разбросаны в разных мирах, что ещё больше усложняет и без того непростую работу игрока. Но, надо отдать должное разработчикам из Cyan, на этот раз они решили сжалиться над игроками и включили в игру встроенную систему подсказок! Трудно сказать, что заставило разработчиков решиться на такой необычный для жанра ход - то ли жалость к нервной системе игроков, то ли опасения за успех своего детища (многие игроки так и не увидели финальных роликов многих игр серии, бросив играть ещё на середине из-за непомерно сложных загадок). Как бы то ни было, но в игре три уровня подсказок - первый просто указывает вам на местонахождение головоломок, второй даёт представление о логике решения, а третий часто предлагает само решение проблемы с подробным описанием того, куда вам надо нажать и где что повернуть или переставить.
К чести разработчиков надо всё же отметить, что они не выдали всех секретов, и если вы будете целиком и полностью полагаться на систему подсказок, то, скорее всего, игру вы не пройдёте, по крайней мере, до конца. В то же время подсказки, особенно в начале игры, могут помочь неопытным игрокам лучше вникнуть в логику процесса и настроить их на самостоятельную работу в дальнейшем.
В игре по-прежнему присутствуют музыкальные загадки (именно музыкальные задания скосили большинство игроков в "Riven"), но на этот раз их решение будет под силу даже людям с полным отсутствием музыкального слуха. Заданий на время всего два, но в одном из них фактор времени довольно критичен и предполагает настоящую виртуозность в обращении с мышкой.
Большим подспорьем в игре является фотоаппарат, который вы носите с собой с самого начала игры. Вы вольны фотографировать всё, что захотите, начиная с понравившихся пейзажей и заканчивая встречающимися во время игры подсказками. Последнее применение полезной техники поможет вам решить не одну головоломку и практически избавит от обязанности записывать и зарисовывать всё самому на бумагу. Под каждой фотографией можно сделать поясняющую запись, чтобы не запутаться в дальнейшем.
Кроме фотоаппарата в вашем распоряжении будет амулет, способный показывать прошлое, в котором можно найти подсказки ко многим загадкам и лучше понять происходящее в настоящем.
Последним новшеством является так называемый "компас", благодаря которому вы можете быстро перемещаться по различным местам эпохи, что избавит вас от долгих и порой бесцельных хождений по уровням, многие из которых занимают огромные по площади пространства.
Ложка дёгтя
Первое впечатление от игры претендует исключительно на оценку "десять" и для того, чтобы увидеть изъяны вам придётся провести в "Myst IV: Revelation" как минимум несколько часов. Нельзя сказать, что в игре много минусов, но всё же они есть. Прежде всего, это управление - курсор в виде руки, способной проделывать сложные манипуляции (в игре ящики и двери открываются, только если вы произведёте соответствующее движение рукой, простым нажатием на предмет вы ничего не добьётесь), очень часто вы будете бесцельно стучать по окружающим предметам, так как особенно в начале игры довольно сложно понять, когда курсор активен, а когда нет. Во время загадок, особенно музыкальных, вам придётся поворачивать вентили, что потребует от вас точных движений рукой, стоит мышке дёрнуться в сторону, и можно писать пропало - простое нажатие было бы в этих заданиях более уместно, так как не все игроки обладают железными нервами, особенно если речь идёт о головоломках на время.
Кроме управления можно было бы посетовать на темную картинку, в некоторых местах мешающую разглядеть рычаги и кнопки, но эта проблема устраняется прибавлением яркости в настройках. Кстати о настройках, в игре они очень гибкие и ими можно активно манипулировать; единственное, что загадочным образом не работает - поддержка субтитров сделанная на... голландском языке. Субтитров на английском в игре нет, что, безусловно, минус не только для плохо слышащих людей, но и для всех тех, для кого данный язык не является родным.
Последнее, о чём нельзя не упомянуть, это система подсказок, которая в нескольких случаях не помогает, а скорее отодвигает решение загадок. В общем, на разработчиков надейся, но и сам не плошай.
Графика и музыка
Размеры игры, безусловно, наталкивают на мысль, что в "Myst IV: Revelation" должно быть огромное количество видеозаставок и музыки, причём самого высокого качества. И это действительно так, по крайней мере, мне ещё не доводилось видеть такой великолепной и живой картинки. Встречающиеся в игре миры сделаны так, что порой перехватывает дыхание - величественные потоки воды проносятся под мостами, с гор с рёвом обрушиваются водопады, волны разбиваются о скалистый берег, а из моря выныривают охотящиеся за рыбой птицы. Исполнение водяных гладей доведено до совершенства, и вы запросто можете разглядеть дно водоёма, различить еле заметную рябь или с опаской заглянуть в бурлящий поток. В одном из миров вас ждут джунгли, в которых можно заблудиться и стать добычей какого-нибудь хищника, обладающего грацией настоящей кошки. Все животные и птицы в игре обладают удивительно реалистичными звериными повадками, в чём вы можете убедиться, если остановитесь и подождёте, пока к вам подлетит или подберётся особенно любопытный зверёк. Шкурки животных и оперения птиц прорисованы с большой тщательностью, и вы даже можете увидеть, как они дышат, а по их телам гуляет лёгкий ветерок, шевелящий шерсть и лохматящий пёрышки.
Растительность столь же великолепна, она не только детально прорисована, но и ведёт себя подобающе, а некоторые кустики можно даже помять и пригнуть к земле.
Игра света и тени исполнена на самом высоком уровне, не говоря уже о ночных пейзажах с мириадами светлячков и прочих ночных жителей, кружащихся в свете ламп.
Несмотря на то, что игра не полностью трёхмерная, как, например, "Uru: Ages Beyond Myst", а играть вы будете исключительно от первого лица, ощущения статичности происходящего у вас не появится.
Музыкальная сторона игры заслуживает всех одиннадцати баллов из десяти возможных, так как не только составляет с картинкой единое целое, но и является важным дополнением к разворачивающейся перед вами истории. Музыку и песни к игре написали и исполнили многие известные музыканты, в том числе Питер Габриель, а также Джек Уолл (Jack Wall), автор музыки к "Unreal 2: Awakening".
Звуковые эффекты в игре заслуживают отдельной похвалы, так как такого разнообразия вы ещё никогда и нигде не встречали - чего только стоит возможность постучать по практически всем предметам и объектам, при этом звук, который они издают, в точности передаёт звучание того материала, из которого они сделаны. Можно закрыть глаза и по звуку определить по чему вы стучите - по стеклу, дереву, бумаге или камню. Звуки механизмов и водопадов слышны ещё издалека, и вы можете найти их, ориентируясь только по этому признаку.
Видеозаставки, коих в игре огромное количество, сняты с участием настоящих актёров и выглядят как кадры из полнометражного фильма. Игра актёров сносная, а девочке, исполнившей роль Иешы, хочется дать если не "Оскара", то хотя бы почётную грамоту.
Озвучивание главных героев не оставляет сомнения в профессионализме проделанной работы и помогает лучше понять их характеры и мотивы поступков.
Вердикт
Нынешний год богат на урожай не просто хороших приключенческих игр, но и настоящих шедевров, что не может не радовать уже было совсем отчаявшихся поклонников приключений. И всё же, несмотря на все заслуги вышедших ранее игр, надо признать, что на сегодняшний день "Myst IV: Revelation" является лучшей игрой жанра, сумевшей подарить игрокам не просто красивую, но и очень увлекательную историю с участием настоящих актёров, что, согласитесь, в последнее встречается время крайне редко. Шампанское - в студию!