Голливудский стандарт На дворе - новый век. А новое время требует новых героев. Прошло время греческих олимпийцев и европейских рыцарей, Иванушки-дурачка и былинных богатырей. На сцену выходит новый герой! На его лице - трехдневная щетина. Он пьет и курит, не обращая внимания на здоровый образ жизни, но при этом находится в неплохой физической форме. Жизнь вывалила на него немало дурно пахнущих сюрпризов, отчего он привык смотреть на мир, иронично прищурившись. Его жизненное кредо: "Не доверяй никому, особенно лучшему другу и красивой женщине". Но ради обоих готов пойти на многое. И когда они его предадут, лишь усмехнется.
Образ, возникший во времена Дикого Запада и развившийся в лице утомленных жизнью частных детективов, ныне все чаще предстает в военном камуфляже. Порой ему удается расстаться с выпивкой и сигаретами, но никак не с вечной щетиной и циничным взглядом на мир. Как и раньше, он готов к тому, что его предадут, и когда это происходит - не удивляется. Лишь досылает патрон в ствол и идет в очередной раз спасать мир (красивую женщину, лучшего друга). И зачастую совсем не ради высших идеалов, а лишь для удовлетворения собственного чувства справедливости.
"Shadow Ops: Red Mercury" - шутер с видом от первого лица, повествующий о нелегких буднях капитана войск специального назначения. Более того, это зрелищный шутер, созданный с применением различных киношных приемов, и демонстрирующий нам, какой может быть игра, если к ее созданию подошли с умом. Впрочем, вместе со зрелищностью, "Shadow Ops" взяли от Голливуда и множество недостатков, которыми так грешат фильмы на подобную тематику.
Сюжет.
Избитая тема о ядерном наследии СССР, мировом терроризме и политическом заговоре. "Red Mercury" - это не бригада "красных" наемников, а название компактного, но жутко мощного ядерного устройства. Которое было похищено (ни за что не догадаетесь, откуда) из секретной русской лаборатории в Уральских горах. Хорошо бы подсчитать все то количество ядерного оружия, которое было вывезено из постперестроечной России, согласно авторам художественных книг, фильмов и игр, и сравнить общемировыми запасами урана. Но не будем отвлекаться. Естественно, американские спецслужбы никак не могли пропустить оного факта, в очередной раз взявшись спасать мир посредством небольшого отряда спецназа, под командованием двух агентов ЦРУ. А далее - любовная линия между бравым капитаном и русской ученой, физиком-ядерщиком(?), джунгли, Чечня, арабские страны и предательство, предательство и еще раз предательство. Куда катится этот мир?
Геймплей.
Сказать, что перед нами дефилируют нескончаемым потоком оригинальные находки и свежие решения, будет наглой ложью. "Shadow Ops" - это крепко сбитый и, пожалуй, слишком упрощенный 3D экшн, со стандартным набором положенных элементов. Много оружия, много противников и мало друзей (в смысле - бойцов-союзников).
Доступные действия персонажа: движение вперед/назад/влево/вправо, прыжок, приседание, стрельба, прицельная стрельба, метание гранат, подкат гранат, избиение противника прикладом (рукоятью) оружия. В принципе все просто, но есть один нюанс. Встав или присев за выступающей частью ландшафта, и зажав правую кнопку мыши (прицеливание), мы можем вести огонь из-за укрытия. Сводится это к тому, что, нажимая в этот момент клавиши движения, мы заставляем нашего персонажа выглядывать из-за угла. Однако, если мы может в этот момент стрелять, то кинуть гранату весьма затруднительно - пальцы путаются. Так что в очень быстро встает вопрос о смене клавиш управления, что хоть и исправляет ситуацию, но не до конца.
Далее - оружие. Несмотря на то, что арсенал нашего героя в целом весьма обширен, (несколько видов пистолетов, с глушителем и без, неплохой набор модифицированных моделей автоматического оружия, пулемет, помповые ружья, снайперские винтовки, в том числе и СВД), при прохождении можно использовать только то, что выдали в начале миссии. Никакой возможности подобрать оружие убиенных противников. А перед боевым выходом нам дают выбрать всего 3 вида стволов, и лишь изредка, согласно сценарию, на миссии можно подобрать четвертый вид - гранатомет.
Как водится, свое здоровье нам придется поправлять аптечками, разбросанными тут и там, а также иногда выпадающими из трупов. Собственно, как и боекомплект. Правда, встает вопрос, откуда у террориста с "Калашниковым" в кармане обойма нужного калибра, но это, согласитесь, мелочи.
Впрочем, причина, почему "Shadow Ops" так захватывает, кроется отнюдь не в оружии и управлении. Во-первых, это большое количество заставок на движке игры. Все они не только красиво и грамотно сделаны, но и качественно подретушированы, отчего хочется все сцены хочется пересмотреть не по одному разу. За один только момент, когда герой и одна из героинь поднимаются на палубу авианосца, а над ними в это время пролетает пара истребителей, хочется обнять всех разработчиков по брежневскому обычаю (то бишь с долгим и длительным расцеловыванием).
Во-вторых, это драйв. Практически в самой первой подсказке, которыми пестрят экраны загрузки, говорится вот что: "Действуйте быстро и жестко". Тактика медленных переползаний от укрытия к укрытию приводит к медленной смерти. Впрочем, как и тактика камикадзе - к быстрой. Очень скоро начинаешь понимать, когда следует провести стремительный бросок по местности, а когда стоит затаиться, не спеша отстреливая орды врагов. Правда, тут есть пара мелких минусов. Первый - это невозможность записи игры на задании. Даже чекпойнтов нет - всю миссию приходится пробегать с "одной жизнью". Поначалу это не сильно напрягает, но с каждым новым уровнем противник становится все более метким и многочисленным, отчего бывают моменты, когда вышеупомянутый "драйв" куда-то исчезает, оставляя место рутинному забегу в пятый раз по хорошо изученному маршруту.
Вторым минусом можно считать привычную тупость AI, причем как противников, так и напарников. И если враг свою неловкость маскирует количеством нападающих и быстрым "умиранием" (при надлежащей меткости игрока, разумеется), то партнеры оными маскировочными средствами не обладают, отчего их поведение регулярно удивляет. Так, к примеру, умирают (или получают тяжелые ранения) наши напарники исключительно по скрипту. Поэтому не удивляйтесь, когда под бойцом нашего подразделения одна за другой взрываются четыре гранаты, после чего он срывается с места и идет в атаку. Меткость наших соратников оставляет желать лучшего - иногда они умудряются быстренько положить с пяток противников и быстро двинуться дальше, а иногда - с теми же пятью противниками затеять перестрелку на полчаса. Увы, последнее случается гораздо чаще.
Матчасть.
Графически игра сделана на четверочку. Если придраться - то даже на четверку с минусом. С одной стороны - потрясающе красивые джунгли и довольно неплохие города, от полуразрушенных сирийских и чеченских, до вполне целого Парижа. С другой стороны - довольно неуклюжие модели персонажей. Но тут сразу хочется отметить - в игре это заметно в двух случаях. В первом - в заставках, во втором - если не играть, а просто тупить в картинку.
А вот звуковая часть полна противоречия. С одной стороны, разработчикам хочется петь дифирамбы, с другой - заплевать насмерть ядовитой слюной. Ведь именно здесь вылезла большая часть тех самых голливудских штампов и ляпов. Судите сами: в плюс можно засчитать неожиданный и приятный факт - многие русские персонажи в игре говорят на чистом русском языке. Даже те, кто говорит с акцентом - и те строят фразы правильно, не совершая страшнейшие стилистические ошибки. Но! В минус идет следующее - во-первых, перевод слов "arm" и "armed" применительно к взрывному устройству. Услышав фразу на чистом русском: "Не займет много времени ВООРУЖИТЬ ее", захотелось заткнуть уши. "Бомба ВООРУЖЕНА".
Далее - крики русских солдат во время боя. Нет, определенно радует, что они тоже звучат на русском и без всякого акцента. Но что и как они кричат?! "Давай!", "У меня заело!" Полное ощущение того, что бой происходит во времена неандертальцев. Более того, эти (и остальные) вопли слышны настолько часто, что у постороннего наблюдателя может возникнуть мысль о психической несостоятельности русской армии. Ну и отдельное спасибо за вопль "Дымовая шашка!" при виде любой гранаты. Последним штрихом будет стандартная жалоба на "русский акцент" персонажей, но на это будут жаловаться только русские игроки, которых в расчет никто собственно в мире и не принимает. Зато немало порадовали как музыкальные темы, так и звуковые эффекты. И то, и другое просто на высоте.
Итого.
Повторюсь. "Shadow Ops: Red Mercury" - это зрелищный шутер от первого лица, созданный с голливудским размахом. В нем полно ляпов, но это тот самый случай, когда на ляпы просто не обращаешь внимания. Рекомендуется всем - взяв эту игру в свою коллекцию, вы не пожалеете.