Конфликтный Вьетнам. Вы, наверное, будете смеяться, но новый военно-тактический шутер опять-таки про многострадальный Вьетнам. Только-только порубали всех на шнурки в "Shellshock: Nam '67", на деле оказавшимся весьма посредственным проектом, как нам снова суют в руки M16, запихивают в вертолет, предлагая совершить очередной вояж по джунглям. А поблагодарить за это мы должны Pivotal Games, представившую в недавнем прошлом пару полуаркадных шутеров, посвященных насаждению демократии в Ираке. Надо сказать, что авторы не стали кардинально вмешиваться в созданный ими мирок, а просто перенесли место действия из пустыни в джунгли, что пошло игре только на пользу. Ну а все остальное, начиная от управления четверкой не самых тупых бойцов с возможностью моментально вылечить смертельно раненого солдата, большим количеством пушечного мяса, редкими покатушками на боевой технике и заканчивая всего парой сохранений за всю миссию, плавно перекочевало из прошлых частей.
Хорошо это или плохо? Поклонников серии, несомненно, такой подход должен только вдохновить, в отличие от тех, кто привык в тактических шутерах к гораздо большему вниманию к деталям, не говоря уже о реализме. Довелось случайно словить в темечко коварну вражью пулю из-за угла - честно прикинься трупом, лежи и не отсвечивай. А здесь - получил осколочное ранение от разорвавшейся под носом гранаты или геройски целую очередь в грудь - пустяки, дело житейское подоспеет товарищ и парой волшебных бинтов все моментально вылечит. Не слишком правдоподобно? Зато позволяет, не обращая внимания на царапины, галопом прорываться сквозь сплоченные ряды неприятеля.
Один за всех и все за одного.
Бойцов, которых нелегкая забросила в самое пекло непролазных вьетнамских джунглей, как и в прошлых частях, ровно четыре штуки, а переключаться между ними можно в любое время. Управление не вызывает особых трудностей, раскладка вполне стандартная, и желающие могут побегать не только с видом от третьего лица, но и даже от первого. Отдавать им можно два вида приказов, как всем сразу, так и по отдельности: бежать за мной и стрелять или сидеть и не рыпаться. Итак, знакомьтесь: командир группы - сержант Frank Wier, капрал и по совместительству снайпер Bruce Lesh (по кличке Junior), капрал Will Shafter (он же Hoss), специальность - пулеметчик, и рядовой Harold Kahler (Cherry), совсем еще юный отпрыск, занимающий в лихой команде должность медика. В режиме одиночной кампании (а других создатели не предусмотрели) эта четверка на протяжении 14-ти миссий ползает по джунглям, зачищает окрестные деревни и города, пытается отбить нападение "Чарли" на собственный базовый лагерь, вызволяет деревенских жителей из лап коммунистов, сама выбирается из плена, и т.д., и т.п. Все, как и в иных "вьетнамских стрелялках" - тех, которые не самого низкого полета. На поведение своих вояк также грех жаловаться: ловко обходят ловушки (ни один не подорвался, даже странно), точно и быстро стреляют, и вообще "глючат" крайне редко. Хотя засадить очередь по врагу через ваше полигональное тельце по-прежнему является любимым развлечением. Искусственный интеллект воюющих против вас вьетнамцев, наоборот, оставляет желать лучшего. Пока что ничего кроме как немереных толп прущих со всех сторон вьетконговцев разработчики предложить не в состоянии.
Межмиссионные ролики радуют качеством своего исполнения и одновременно разочаровывают отсутствием некоей глобальной идеи, которая бы логично связывала все сценарии воедино. Сумбурно здесь как-то все, непродуманно. Нет единого духа кампании, где все шаг за шагом идут к своей главной цели, а есть некий набор из разношерстных заданий, кое-как склеенных общим сюжетом. В этом комплекте еще имеются и катания на джипах и моторных лодках, танковое сражение на городских улицах, и, наконец, вертолетная зачистка средств ПВО противника. Причем, если миссии на лодке и вертолете являются всего лишь разновидностью виртуального тира, где требуется грамотно водить прицелом (любого из четверки), то джип, а уж тем более танк - совсем другой винегрет.
Смертельные прятки.
Помнится, в прошлых частях самыми забавными и запоминающимися были стычки именно с танками. Лобовую броню этих монстров прошибить было решительно невозможно, поэтому приходилось изощряться и, заходя с кормы, закидывать гранатами, долбить из РПГ и, если повезет, даже закладывать C4. Здесь история повторяется. Снова на узких улочках городов и у Самых Главных Ворот стоят непотопляемые танки, с которыми придется как следует повозиться. Перед тем как искореженная груда обломков радостно изрыгнет из себя красного петуха, приходится не один и не два раза, чертыхаясь, перегружаться и бегать в поисках нового боекомплекта. Впрочем, авторы решили дать шанс отомстить врагу сразу за все - под конец в одной миссии посадили отважную четверку внутрь танка и позволили поливать пехоту из пулемета, одновременно поджаривая бронемашины с красными звездами из главного калибра. Как и раньше, перед заданием нам не дают выбрать оружие и провести планирование операции (чай не "SWAT" какой-нибудь), зато позволяют улучшить боевые способности подопечных, распределив бонусные очки по девяти пунктам, начиная от стрельбы из пистолета или снайперской винтовки и заканчивая навыками медика или следопыта. Если неохота долго ломать голову, всегда можно надавить кнопочку "auto assign", позволяющую распределить все очки опыта наиболее разумным с точки зрения машинной логики образом. На практике это, конечно, дает эффект, хотя и не такой сильный, как рассчитываешь. Выбор оружия не разочаровывает, представлено практически все то же самое, что мы могли наблюдать в доброй дюжине стрелялок, навеянных вьетнамским конфликтом: нож, пистолеты, винтовки, пулеметы, ракетные комплексы, несколько типов гранат, взрывчатка. Смотрится оно правдоподобно, звучит и ведет себя, как подобает, в общем, грех жаловаться. Во время плавания на катере или полетов на вертолете пулеметы даже способны перегреваться, поэтому приходится устраивать вынужденную передышку, чтобы дать им остыть. Вокруг в достаточных количествах разбросаны дополнительные боекомплекты, да и местные обитатели джунглей не лишат нас удовольствия подобрать автоматик, выпавший из трясущихся ручек неестественно заваливающегося на спину трупа. В качестве дополнительного развлечения то тут, то там закреплены минометы и крупнокалиберные пулеметы, позволяющие основательно утыкать близлежащие деревца дырками от пуль.
Верю.
Плавно перейдем к вопросу о графике, которая в немалой степени помогает создавать нужную атмосферу. Именно Атмосферу, которой так не хватает иным (не будем показывать пальцем на Nam'67) прожектам. Пусть разработчики не балуют нас большим количеством полигонов и вблизи на лица военных лучше не смотреть, но общие впечатления все равно вышли положительными. Джунгли здесь похожи на джунгли, а не на бог знает что: над головой, закрывая солнечные лучи, стелется плотный ковер из сплетенных листьев и веток, вдоль едва угадываемой тропинки, густо поросшей всеми видами растительности, тихо журчит легкий ручеек (со стайками рыбок!), упираясь в непроходимый частокол из высоченного бамбука. Вот так (ну, или почти так) следует изображать непролазный субэкваториальный лес. Неплохо смотрятся и вьетнамские деревушки, и полуразрушенные буддийские храмы, и превращенные в руины городские кварталы. Даже прогулки по подземным норам не вызывают раздражения и не кажутся такими уж однобокими. Причем все уровни, которые грузятся на удивление быстро, получились достаточно большими и разнообразными (о хроническом синдроме copy/paste можно на время забыть), так что часто приходится пользоваться картой. Противники и внешне не раздражают, и падают замертво в большинстве случаев вполне естественно, а не уподобляясь какой-нибудь тряпичной кукле.
Звук выдающимся назвать сложно, хотя есть и весьма интересные моменты. Например, пулеметные очереди, свист проносящихся в воздухе истребителей или стрекот вентилятора-вертолета то и дело стихают, как будто на голову вам надели плавательную шапочку, набитую ватой, давая понять, что вы получили удар взрывной волной и на время оглохли, впрочем, как и ослепли. Если не переключиться в этот момент на напарника, то легко получить еще и дополнительную порцию свинца теперь уже непосредственно в тушку и прикорнуть минутку-другую на пригорке до спасительного появления чудо-доктора.
Профпригоден.
Полагаю, что никто особо не ждал от авторов первых двух "Конфликтов" чего-то из ряда вон. Здоровый дух аркадности в сочетании с дозированной реалистичностью и тактическими приемами уже позволил за два года собрать небольшую армию поклонников, так что непростительно было бы ее растерять. Вполне достаточно было плавно продолжить традиции серии, что авторы и сделали, не свалившись по пути ни в аркадность, ни в реалистичность. Поэтому поклонники обоих "Бурь в пустыне" могут с закрытыми глазами брать заветную коробочку, игра вас не разочарует. Остальные любители жанра, надо думать, тоже особо не расстроятся, пустив на свой компьютер этого крепенького середнячка. Да, не Vietcong, но по уровню графики и играбельности Conflict: Vietnam не так уж далеко и отстал. По крайней мере, способен дать полкорпуса форы иным осенним новинкам на ту же тему.