Кукловоды На данный момент отыскать среди любителей компьютерных игр такого, который не слышал бы о The Sims, не то что сложно, а попросту невозможно. На случай, если таковые все же существуют, поясняю: The Sims - это просто кукольный домик. Со множеством посуды, одежды и, конечно, самих кукол - словом, совершенно обыкновенный кукольный домик, с той лишь особенностью, что он виртуальный, а возраст играющих в него детей колеблется от пяти до пятидесяти лет. Как только человек начал играть - все, попался, голубчик! Прилипчивей и навязчивей этой игры не найти. Боже милостивый, сколько же денег можно выбросить - и выброшено! - на всевозможные add-on'ы, которые по сути своей - всего лишь дополнительные вещички для виртуальных человечков и лишняя возможность манипулировать этими человечками в новой обстановке. Но в чем же секрет такой необыкновенной популярности? Он предельно прост.
Общеизвестно ведь, что заниматься чужими делами много проще, чем своими собственными, поэтому все, включенные в порочный круг неустанной озабоченности друг другом, вполне довольны и менять тут ничего не собираются.
Макс Фрай.
На самом деле, люди просто обожают решать чужие проблемы, вмешиваться в чужую личную жизнь, давать от всей души и чистого сердца советы, а потом от той же самой души обижаться, если им не следуют. Нет ничего приятнее, чем отойти от домашних дел, от беспрестанного давления общества, перестать на время слушать чужие указания - а вместо этого расслабиться в кресле и указывать послушным и безропотным человечкам, что им делать и как жить. И самим жить их жизнью, виртуальной жизнью.
Не секрет, что ссору с любимым куда проще пережить на экране монитора - и без всякого риска, что в процессе побьется любимый сервиз! Приобрести себе виллу с бассейном тоже значительно легче в игре, нежели в реальности, да и шансов стать поп-музыкантом или научиться варить чудодейственное зелье у вас в The Sims несравненно больше, чем в жизни.
Это, к тому же, еще и возможность рассказывать истории в лицах, разыгрывать сценки и целые спектакли по свободному сценарию, да и просто побыть добрым Санта-Клаусом или злобным гением для толпы симпатичных людишек, которым, вдобавок, можно придать сходство со знакомыми, друзьями и самим собой. Наконец, прослеживается прямая аналогия с домохозяйками-любительницами телесериалов, с той лишь разницей, что женится ли Хосе-Антонио на Лусии или на Стефании - или не женится вовсе? - зависит только от вас.
Тему о пользе и вреде такого времяпрепровождения - а, кстати, методы игровой психотерапии в последнее время получают все большее распространение - нужно все же оставить психологам, и вернуться к нашим баранам... простите, Симам.
Понятно, что, сколько веревочке не виться, какой бы блестящей и популярной игра ни была, сколько бы дополнений к ней не выпускалось, но рано или поздно все равно последует сиквел. Чтобы исправить недостатки и неполадки, чтобы модернизировать графику - и заодно увеличить системные требования втрое! - чтобы заработать еще миллионы, в конце-то концов! Итак, Maxis наконец-то воссоздал The Sims с начала, с учетом пожеланий многочисленных фанатов.
Итак, как и раньше, создав своего персонажа, вы помещаете его в окрестности, где ему надлежит обитать, флиртовать с соседями, работать, копить деньги, а потом тратить их на всевозможнейшие блага. Помимо основных потребностей: в еде, сне, туалете, общении и так далее - у Симов есть еще и некоторые характеризующие его личные качества, определяемые при его создании - вами, напрямую, или его родителями, косвенно. А затем вы начинаете влиять на Сима, причем, не только давая ему прямые указания, но и обучая его вести себя в тех или иных ситуациях... Называйте это воспитанием или дрессировкой - не имеет значения; суть же в том, что если приказывать Симу каждый вечер принимать ванну, то он станет делать это самостоятельно. А если пару раз приказать ему пофлиртовать с хорошенькой соседкой, то скоро Сим будет бегать за каждой юбкой, вызывая скрежет зубовный у мужей обладательниц этих самых юбок.
Вот, кстати, небольшая проблема, волнующая, скорее, не столько несовершеннолетнюю аудиторию, сколько ее родителей. Теоретически, никаких возрастных ограничений у The Sims 2 нет. Но, как из песни не выкинешь слова, так из жизни не выкинешь секса, а The Sims 2 - всего лишь небезыскусная копия жизни. И хотя так называемый "woohoo" происходит под одеялом, а любая нагота старательно прикрыта пеленой мерцающих пикселей, одна только прелюдия, следующая за приказанием попробовать завести ребенка, на мой взгляд, для невинных очей дошколят не предназначена. Впрочем, даже из таких сложных социальных проблем разработчики выпутались с честью, позволяя всё, но прикрывая глаза на многое. Так, гомосексуализм и однополые семьи, в принципе, в игре вполне возможны, но столь важное решение Сим без вас никогда не примет. Более того, он никогда первый не начнет флиртовать со своим полом, если вы сами прежде не научите его это делать.
Помимо основных потребностей и желаний, у Симов теперь есть стремления. То есть в игру встроен своеобразный "генератор желаний", которые мотивируют персонажа в пяти различных направлениях: слава, семья, удача, знания или романтика. Выбор этого направления вы делаете единожды, создавая очередного Сима, или, если речь идет о ребенке - тогда, когда он достигает подросткового возраста.
Если ваш Сим хочет разбогатеть, то вполне возможно, что его стремлением будет приобретение нового дивана. С изменением характера и возраста меняются и стремления: например, кому-то хочется внука, кому-то - получить место своего начальника, а кому-то - выйти замуж. Не стоит думать, впрочем, что все желания Симов столь масштабны. Вполне возможно, что Симу хочется выпить чашечку кофе, и лучше всего незамедлительно.
Конечно, играть со стремлениями стало значительно веселей, но и проблем с ними больше. Если раньше ваш Сим ходил и ныл, что он хочет в туалет, потом кушать, потом обратно в туалет, то теперь он еще и хочет получать эстетическое удовольствие от дорогого унитаза, а есть хочет не лишь бы что, а, скажем, бутерброд.
Помимо стремлений у Симов теперь появились и страхи, причем тоже самые разнообразные. Потакая слабостям Сима, выполняя его прихоти, или, напротив, совершая то, чего он больше всего боится, вы, тем самым, формируете его жизнь и увеличиваете новый показатель Сима - очки стремлений. Помимо прямого влияния на настроение Сима, эти очки используются для покупки волшебных предметов. Например, можно приобрести дерево, на котором растет местная денежная единица - симолеоны. Или купить эликсир молодости, продлевающий жизнь. Понятно, что в зависимости от масштабности желания определяется и число очков, которое можно получить за его исполнение. А итоговое число приобретенных очков укорачивает жизнь Симу или, напротив, делает ее длинней и насыщенней.
Иногда мне кажется, что любое мгновение может продолжаться вечно, просто мы не знаем нужного заклинания, чтобы его остановить.
Макс Фрай.
Да-да, вы не ослышались. Если раньше Симы отбрасывали коньки только в том случае, когда вы активно прикладывали к этому руку, то теперь они взрослеют, стареют и умирают: рано или поздно, так или иначе, но это неизбежно. Как и люди, они теперь проходят все стадии развития - от младенца до старика - и тем самым приближают игру к печальной реальности.
Да и вообще, вопрос времени в игре - вопрос очень болезненный. Именно время - совсем как в жизни! - не позволит вам делать всего того, чего только душа ни пожелает. А вместо этого - все та же рутина по удовлетворению все тех же потребностей. А ведь за день еще нужно успеть и взаимоотношения улучшить, и повеселиться, чтобы было о чем на старости лет вспомнить, и обед приготовить, и посуду помыть, да еще и на работу сбегать и детьми заняться. Впрочем, управляться с такими хлопотами теперь стало несколько проще. Во-первых, друзей нужно меньше, зато заводить их можно еще в детском возрасте. Да и потом они от вас никуда не денутся, если только вы специально не расстараетесь. Во-вторых, потребности Сима не настолько уж неотложные, и вместо того, чтобы каждые две минуты бегать до туалета и обратно, вы можете посвятить себя полезным делам. И вот, полезные дела, полезные дела, каждый день полезные дела, а в один прекрасный день глядишь, а из зеркала на тебя смотрит незнакомый лысый старичок...
О, если б хотя бы старение не происходило так быстро! Ведь на каждый возраст дается определенное глобальное стремление, и времени так мало, а регулировать скорость старения (не путать со скоростью игры!) невозможно. Как один из возможных вариантов, конечно, существует код, позволяющий Симам не стареть вообще. Но ведь это совсем не то! Впрочем, в патче, который должен выйти, разработчики обещали устранить этот недостаток. А пока остается только ждать...
Разумеется, у медали есть и обратная сторона. Теперь можно растить детей, причем растить во всех смыслах этого слова! Если раньше пищащий сверточек нужно было баюкать и поить из бутылки в течение трех дней, а затем он превращался в озорного шалопая, причем, кроме шуток - ни в мать, ни в отца, в удалого молодца - и таким оставался навеки, то теперь с малышом, унаследовавшим от родителей облик и характер, можно и играть, и учить его ходить и говорить, и менять подгузники... Затем малыш вырастет в того же шалопая, затем - во взрослого Сима. А в полноценного или нет - это уже зависит от вас и вашего воспитания. Вырастив детей своих Симов, можете приступать к воспитанию их детей, и так далее, практически без конца - если, конечно, вам это не наскучит.
В принципе, одно из неоспоримых достоинств The Sims 2 - это возможность играть, играть и снова играть, и так никогда и не увидеть надписи вроде "Credits" или "Game over". Смертность Симов означает всего лишь возможность взращивать не только их самих, но и их генеалогическое древо. А поскольку дела, которыми можно заняться, равно как и развлечения, которым можно предаваться, очень разнообразны и многочисленны, скучно вам не будет! Например, в The Sims и иже с ними многие играют и поныне, поэтому логично предположить, что и к сиквелу выйдет бессчетное множество доступных для скачивания вещиц, домов и прикладных программ. Так что играть в них тоже можно месяцами, если не годами.
Другой вопрос: насколько Симы вам надоели? Логично предположить, что человека, наигравшегося досыта, The Sims 2 уже не завлечет надолго! Но это, пожалуй, единственный случай, когда сходство с оригиналом портит качества своего сиквела. Да, пресновато. Да, приелось. И пусть у Симов есть выходные дни, пусть вся атмосфера стала максимально приближена к реальной жизни - все равно, ощущение "дежа вю" осталось.
Впрочем, если сам смысл игры не претерпел особенных изменений, о графике этого не скажешь. Конечно, на графику не приходилось жаловаться и в первых Sims. Но с момента их выхода прошло четыре года, а для компьютерной игры это срок немалый! Надо соответствовать духу времени, в конце концов!
Во-первых, графика стала трехмерной. Во-вторых, добавились некоторые дополнительные возможности, например, вращать камеру и увеличивать изображение. Тем самым размещать объекты и следить за происходящим в доме стало значительно легче. Помимо фотокамеры, теперь есть и видеокамера, а также дневник, позволяющие создавать анимированную историю о своих Симах и выкладывать ее в Интернет.
Зато сами Симы остались все такими же: наполовину мультяшными, наполовину реалистичными, хотя анимация заметно изменилась в лучшую сторону. Так, на мордашке Симов теперь очень хорошо отражаются их эмоции, усовершенствовались также внешние проявления реакций на общение и взаимодействие друг с другом. Каждый жест несколько преувеличен: легкий флирт, чарующие улыбки, первые шаги ребенка - все это настолько притягивает взгляд, настолько восхищает! Приготовьтесь, однако, к обороне монитора от посторонних взоров любопытных коллег, супругов, друзей и родителей, потому что, взглянув на это один раз, оторваться уже невозможно.
У объектов теперь очень много аккуратно прорисованных деталей, да и сам движок изменился, и теперь Симы могут быстрее и ловчее передвигаться среди предметов обстановки и легче взбираться по лестницам.
Появились также новые опции для создания облика Сима - возможно даже, чересчур много таких опций. Рассчитывать ширину скул и соотносить ее с длиной носа - занятие на любителя. Хотя, если вы хотите воссоздать свой облик или облики своих друзей, чтобы, скажем, выяснить, какие дети могли бы быть у вас и девочки, в которую вы были безответно влюблены во втором классе, то инструменты по созданию Сима вам понравятся.
У новой графики, при всех ее достоинствах, есть и предсказуемые недостатки. Боже, как же вся эта красота начинает тормозить на третьей скорости! Помимо этого, при первой загрузке области тоже заметны кое-какие мелкие дефекты, но по сравнению с предыдущей проблемой это просто цветочки.
Звук, в отличие от графики, не претерпел никаких серьезных изменений. Во время игры по-прежнему звучит множество весьма приятных мелодий, большей частью классических, которые, вдобавок, хорошо сочетаются с игрой. При этом мелодии в режиме покупки и строительства теперь различны. Увеличилось число станций, принимаемых в домах Симов. Теперь, купив магнитофон, вы можете слушать практически любое музыкальное направление. Мелочь, а приятно.
Появилось также много характерных и весьма реалистичных звуков, сопровождающих пикантные, смешные - и не только! - ситуации, происходящие в игре. Но, что самое главное, остался старый добрый "симсятский" язык: сам по себе ничего не означающий, совершенно непереводимый, но способный интонациями и модуляциями голоса очень четко передать настроение Симов. Что самое интересное: ведь в действительности приходится слушать все время одно и то же, но речь Симов не создает впечатления повторяющейся!
Так же как и в предыдущей игре, есть возможность добавить к игровой музыке свою собственную, например, любимый плейлист.
Я, вообще, не любитель давать гарантии, поскольку, в лучшем случае, это - просто вранье... А в худшем - вредное, отупляющее, успокаивающее вранье!
Макс Фрай.
Конечно, если The Sims вам нравились, то и от сиквела вас будет не оторвать. Другой вопрос, что и ожидать от него чересчур многого все же не стоит. Поскольку эта игра по определению бессюжетна, то отличие продолжения от очередного add-on'а не так уж бросается в глаза. Кстати, об add-on'ах... В них было столько совершенно прелестных вещей, начиная от одежды и обоев и заканчивая светильниками и ковриками для ванной - и где же это все? Конечно, желание Maxis выпустить еще парочку дополнений, на этот раз к The Sims 2, вполне объяснимо и обоснованно, да и парочкой дело вряд ли ограничится. Так почему бы не двигаться дальше, отдав уже придуманное и реализованное игрокам?
В любом случае, The Sims 2 однозначно интереснее всех предыдущих add-on'ов, вместе взятых. Если же мысль об игре в виртуальные куклы не вызывала у вас раньше особого энтузиазма, то не вздумайте и пробовать - а вдруг понравится? И еще одним одержимым этой манией станет больше...