Ищущий неприятностей - да обрящет В 2000 году вышла фэнтезийная стратегия в реальном времени Majesty, которую от множества других игр жанра отличала интересная особенность. Нанятые воины начинали жить самостоятельной жизнью и постепенно улучшали свои способности, а от игрока требовалось лишь возводить город, обеспечивающий путешественников всем необходимым, собирать налоги за каждую проданную своим же героям вещь, да объявлять о наградах за исследования местности или уничтожение того или иного монстра. Слегка изменив эту идею и дополнив ее некоторыми новшествами, разработчики из Cat Daddy Games, в послужном списке которых имеются игры различных жанров, создали трехмерную стратегию Medieval Conquest.
Было бы странно, если бы у сказочного мира не было своей истории. Некоторое время назад в одно прекрасное королевство наведалось Зло, превратив цветущие поля и луга в безжизненные просторы и заселив их множеством ужасных монстров. Храбрый король закрылся в собственной крепости и отправил своих лучших воинов в поход, дабы возвратить родному царству-государству прежний цветущий вид. Отряд смельчаков бесследно пропал, то ли пав жертвой тех самых монстров, то ли заблудившись в лесу, то ли вообще поступив на службу к другому королю. Расстроенному правителю ничего не оставалось, как призвать на помощь вас, потребовав вначале доказать свою лояльность к монарху, затем вернуть украденные из короны драгоценные камни, исследовать причины пропажи первой экспедиции и бесконечно двигаться на север, истребляя зло на своем пути.
Сеять доброе и вечное, т.е. убивать всех, кто непохож на людей, предстоит на протяжении 14 уровней. 3-4 миссии проходят в одной большой области, для которой предусмотрен свой набор чудовищ. Выполнив все задания в одном месте с помощью одного города, игрока переносят в следующий регион, где враги на порядок мощнее. Если вас попросят собрать древесину или ингредиенты для зелья, не стоит искать крестьян, т.к. в таком завуалированном посыле авторы просят ликвидировать определенную группу монстров. Кстати, в этом плане Medieval Conquest сильно уступает все тому же Majesty, где каждая миссия представляла собой отдельную красивую сказку с весьма разнообразной постановкой целей. 2 режима сложности различаются по силе встречающихся монстров и скорости обогащения. Однако, начав кампанию в одном режиме, переключиться на другой позднее не получится.
Любой город начинается с торгового центра, где и придется нанимать искателей приключений. Путешественники делятся на 3 вида: лучники (быстрые и ловкие), воины (медленные и сильные), маги (слабые, но обладающие книгой с заклинаниями). Каждый последующий солдат обойдется дороже предыдущего, поэтому за сохранностью своих отрядов нужно постоянно следить.
У каждого человека есть набор потребностей, где главенствуют желания поесть, поспать и развлечься. Для этого предусмотрены соответствующие группы построек (всего их около 40), среди которых столовые, гостиницы, увеселительные заведения (ярмарка, театральные подмостки, бордель "У Шейлы"), различающиеся по цене и качеству оказываемых услуг. Так, дешевая хибара обеспечит лишь крышу над головой, в то время как в средневековом отеле, выполненном в стиле роскошного замка, можно будет найти номера со всеми для той поры удобствами, однако на строительство запросят такую баснословную сумму, что придется все ближайшие леса очистить от чудовищ. Каждое здание можно усовершенствовать, увеличивая прочность, количество одновременно обслуживаемых клиентов и эффективность работы. Есть и специальные сооружения, к примеру, монастырь для ускоренного лечения раненых или конюшни для далеких путешествий. Обиженные персонажи, не обнаружив желанных удовольствий, просто покинут службу.
По мере странствий герои приобретают опыт, а король щедро вознаграждает за убитых монстров. Со временем солдаты начинают беспокоиться об обмундировании. Им хочется прикупить себе новый шлем или меч, для чего предусмотрено размещение специальных мастерских (отдельно для оружия и доспехов). Если денег в избытке, то можно открыть тренировочный лагерь, обнести свой город сторожевыми башнями разного уровня (деревянные, каменные) или построить несколько небольших крепостей, где отряды смогут при необходимости укрыться от опасности.
Герои лишены полной самостоятельности, но в то же время не состоят на службе в регулярной армии, однако правитель в силах обозначить район, в который они отправятся партией с ограниченным числом участников (для начального уровня развития - 8). Впрочем, обнаружив неприятеля, они могут покинуть патрулируемую зону и начать преследование. Понятно, что шансов выжить в суровых условиях больше у группы, состоящей из нескольких солдат разных типов, где волшебники и лучники будут прикрывать ринувшихся в гущу событий воинов. Монстры плодятся в логовищах, которые нужно своевременно уничтожать.
Особое влияние на ход игры оказывает шкала доблести, хотя она и состоит из 5 звездочек, механизм ее действия примитивен. За каждого убитого противника очки начисляются, а за потерянных солдат и бездействие - отнимаются. В зависимости от текущего значения этого рейтинга, новые воины будут обходиться дороже или дешевле. В лесах также можно найти сундуки с сокровищами, а при местных ценах на постройки денежная прибавка никогда не помешает. Однако следует помнить, что некоторые ящики открывать небезопасно для жизни самих охотников.
AI ведет себя достаточно предсказуемо, постоянно пытаясь отделить героя от отряда, окружить его кучей собратьев так, чтобы он не смог убежать, и быстро лишить его жизни. Иногда враги атакуют исподтишка, растворяясь потом в неизвестности, поэтому не стоит удивляться, если вдруг на ровном месте загорится здание, а, послав туда солдат, вы никого там не обнаружите. Интеллект собственных людей оставляет желать лучшего. Во-первых, имеют место проблемы с выбором маршрута. Отправившись отрядом на большое расстояние, часть бойцов, встретив первое дерево, передумает идти к намеченной цели и предпочтет двинуться в лесную чащу и погибнуть смертью храбрых. Во-вторых, поведение героев зависит от их потребностей, поэтому в разгар боя, особо голодные просто отправятся искать ближайшую столовую, оставив сотоварищей на верную смерть. В-третьих, тяжелораненые воины не оставляют поле боя, что, конечно, заслуживает уважения, но постоянно быть рядом со своей маленькой армией все равно не получится, так как в лесах путешествуют и другие группы, да и город тоже нужно защищать. В странствиях герои любят перемещаться зигзагами, а в бою некоторые солдаты, в том числе лучники, находящиеся даже на небольшом расстоянии от места действия, маются бездельем, оглядываясь по сторонам и ожидая, когда можно будет подойти еще ближе.
Все большее число стратегий использует трехмерную графику, и Medieval Conquest здесь - не исключение. Игровой камерой дозволено управлять без ограничений, только пока получится выбрать нужный ракурс, самые интересные события уже закончатся. Здания отрисованы неплохо, а иногда удается "поймать" красивый панорамный вид на горизонт. Анимации не слишком много, но в городе кипит хотя бы какая-то жизнь: дым, костры, перемещающиеся торговцы. В лесах охотники отстреливают чудовищ, а волшебники используют свой арсенал заклинаний. Спецэффекты выглядят бедновато и по красочности проигрывают Majesty. Движения людей относительно реалистичны, а вот фигуры персонажей не всегда пропорциональны, поэтому часто можно наблюдать, как легко живется массивному туловищу с короткими ручонками на маленьких ножках. Эту картину еще более портит ландшафт, при близком рассмотрении различающийся лишь по цвету и рельефу, причем влезать на большинство возвышенностей отряды не умеют, зато такие естественные границы удерживают игрока от постоянных скитаний по всем уголкам карты с целью обнаружить что-нибудь интересное. Простенькие тени и однообразные деревца также не радуют. При попытке организовать масштабную битву и столкнуть несколько десятков участников, игра начинает притормаживать и рано или поздно вылетает. Типажи героев отличаются друг от друга, а вот одинаковые на лицо горожане в разных одеждах в здания проходят через стены, а затем для приличия открывается и закрывается входная дверь. Обнаружить в игре смену дня, ночи, времен года или какие-нибудь погодные эффекты так и не удалось. Большинство видеовставок настолько короткие, что приходится все додумывать самому.
Приятно, что чувство юмора ни на секунду не покидало разработчиков. В заставке смелый рыцарь выгоняет летающее существо на глазах стоящих неподалеку монстров, которых это зрелище очень веселит. Через некоторое время целая туча крылатых мышей прогоняет испуганного воина за противоположную границу экрана, а наблюдатели сочувственно вздыхают, понимая, какой трусливого героя ждет конец. Рассказ о ящиках-ловушках, подстерегающих игрока, сопровождается картинкой с изображением закрытого сундука, из щелей которого торчат причудливые уши, лапы и хвост другого непонятного существа с явно выраженными зловредными намерениями. Местная гадалка предостерегает о том, что в ближайшей чаще заблудился тролль (наверное, забыл дома компас), который от злости сошел с ума и влачит жалкое существование, поедая всех случайных прохожих. Узнав о воротах в темный мир, остроумный король прикажет вам собрать последние остатки смелости (заметьте, ни слова об армии) и, наконец, покончить со злом. Рассказчик искренне сопереживает тому, что скелеты могли бы уже и вернуться на кладбище, но не всех их успели об этом уведомить. Однако где-то авторы все-таки перегнули палку. К примеру, хозяин местной столовой гордо сообщает, что хорошо утоляющие голод тараканы, бесплатно подаваемые к блюдам, у них всегда имеются в наличии.
Интерфейс размещен весьма компактно и, по большей части, дополнен всплывающими надписями. Tutorial представлен лишь окошками с подсказками, которые периодически возникают перед глазами. Если вы мирно отстраивали город, а внезапно возникшее сообщение вдруг объясняет, почему монстров следует уничтожать, то это означает, что где-то далеко в лесу охотник прикончил первую жертву. Электронную версию мануала на диск не положили, что в первое время затруднит понимание того, что происходит на экране, а вместо столь необходимого в данном случае руководства на диске можно найти демо-версию School Tycoon. Звуковое сопровождение содержит лишь базовые эффекты, в музыкальных композициях царит господство струнных партий, только вот периодически мелодии куда-то пропадают, оставляя игрока почти в полной тишине.
К сожалению, мультиплеер и редактор карт отсутствуют, поэтому после завершения основной кампании можно лишь пройти игру еще разок, но уже на другом уровне сложности. Остается надеяться, что утилита для обновлений будет использоваться не только для загрузки патчей.
В общем, знакомство с Medieval Conquest оставляет противоречивое впечатление. С одной стороны, освоившись с управлением и поняв стилистику проекта, начинаешь проникаться его атмосферой. Однако вскоре возникает и навсегда остается ощущение того, что все ключевые особенности местного геймплея, реализация которых к тому же местами подкачала, уже можно было видеть в других играх.