Сильные мира сего Испанская компания Enigma Software доселе отметилась главным образом играми спортивной тематики да аркадной (и тоже, в общем-то, спортивной) Angels vs. Devils. Однако теперь она намерена предложить нам "самую полную стратегию на тему Второй мировой". Не сказать, чтобы заявления о "самом-самом" вызывали у меня острый приступ доверчивости, но все же проект выглядит достаточно внушительно.
Во-первых, в игре представлены все три театра военных действий Второй Мировой - европейский, тихоокеанский и африканский, и играть можно за любую из семи основных стран-участниц: Германию, Японию, Италию, СССР, США, Великобританию и Францию. (Правда, Францию, позорно проигравшую войну в кратчайшие сроки и все прочее время бывшую лишь ареной для иноземных солдат - сперва германских, потом англо-американских - я бы в список основных участников не включал, но, как известно, в конце войны французы подсуетились и пролезли в число победителей, хотя оснований у них для этого было не больше, чем у мухи из басни, которая, посидев на быке, заявила "Мы пахали!"). Точнее говоря, как и следует из названия, играть вы будете за реального лидера выбранной страны - и это, похоже, едва ли не первая игра, в которой игрок может выбрать роль не просто абстрактного фашистcкого командира, но самого Гитлера или Муссолини (естественно, с тем же успехом можно стать Рузвельтом или Черчиллем). Помимо лидеров, в игре действуют и другие реальные исторические персонажи - генералы и прославленные герои каждой из сторон. Кроме семи основных стран, представлены еще 13 государств, вовлеченных в войну, а также нейтральные страны, число которых пока неизвестно (соответственно, все эти государства управляются AI).
Во-вторых, играть можно на трех уровнях исторической достоверности. На максимальном действие начинается с года вступления "вашей" страны в войну (интересно, означает ли это, что у играющего за США будет почти весь 1941 на подготовку, или все-таки действие для него начнется непосредственно с Перл-Харбора?); при этом вся историческая обстановка на тот момент, включая экономическое положение и политические отношения стран, воспроизводится в соответствии с реальностью; игра и в дальнейшем стремится воспроизвести реальный ход событий, со всеми военными операциями, крупными битвами и политическими соглашениями. На втором, среднем уровне игра для всех начинается в 1939 году, при этом начальное политическое и экономическое положение стран на тот момент, включая набор союзников и врагов, по-прежнему реальное, но дальнейшее развитие событий уже не стремится специально воспроизводить историческую правду. Наконец, в режиме минимальной достоверности действие также начинается в 1939, но при этом политическая ситуация в странах вымышленная и изначально ни одна из стран не имеет ни врагов, ни союзников. Таким образом, у вас открывается широкое поле для отработки вариантов альтернативной истории - как совершенно фантастических, так и тех, что могли осуществиться в реальности. Можно посмотреть, например, что было бы, если бы все тоталитарные режимы, включая советский, выступили единым фронтом, или если бы Германия создала атомную бомбу раньше США... Что интересно, в ряде случаев вам покажут еще и "документальную" кинохронику, отражающую подобный ход событий. В игре будет около получаса видеороликов, часть из них - подлинные кинокадры, а часть - компьютерный монтаж на базе реальной хроники, где, к примеру, вместо Рузвельта и Черчилля на Ялтинской конференции подставляются Гитлер и Муссолини, или советский флаг над Рейхстагом заменяется американским. Впрочем, желающие побольше узнать все-таки о реальной истории смогут ознакомиться с прилагаемой к игре обширной энциклопедией.
В-третьих, нам обещают впечатляющее количество юнитов - в общей сложности более 350, поделенные на 25 типов и представляющие все виды и рода войск - пехоту, танки, артиллерию, истребительную и бомбардировочную авиацию, надводный и подводный флот, а также транспортные юниты. Возможности альтернативной истории наличествуют и здесь - в число юнитов входят не только реально воевавшие (в отношении которых нам обещают высокую точность), но и оставшиеся на уровне прототипов. Естественно, далеко не все юниты будут доступны изначально - многие требуют научных исследований или специальных тренировочных программ.
Помимо вышеописанных режимов кампании, в игре будет и режим отдельных сражений. Для битв, кстати - как отдельных, так и по ходу кампаний - предназначены две сотни карт, часть из которых воспроизводят поля реальных боев или даже конкретные города с узнаваемыми сооружениями типа Эйфелевой башни, Рейхстага или Капитолия (на многих картах присутствуют также небольшие городки и деревни). Вас ожидают баталии в пересеченной местности Средиземноморья, в африканских пустынях, в лесах и джунглях, в снегах и болотах - причем все это имеет свою флору и фауну (правда, на скриншотах я особого буйства жизни не заметил). К игре будет прилагаться также редактор, позволяющий создавать новые карты. Понятно, что особенности местности влияют на геймплей; войска могут штурмовать и укрываться в зданиях, бункерах и траншеях (нам обещают также существенный уровень интерактивности; по всей видимости, траншеи можно будет рыть, а здания разрушать). Дополнительное влияние будет оказывать погода. Обещают нам также реалистичную физику, включая, например, детонацию или воспламенение от соседних взрывов и пожаров, а также поражение летящими осколками. Прохождение одной карты ориентировочно может занимать, в зависимости от конкретных условий и задачи, от 10 минут до часа (хочется надеяться, что записываться можно будет в любое время). Разумеется, игровое время течет быстрее реального - по ходу боя может динамически меняться время суток. Вам придется заботиться о снабжении своих бойцов боеприпасами и топливом. Боевой опыт юнитов влияет на их эффективность.
Впрочем, непосредственно боевые действия - лишь одна из составляющих War Leaders: WWII. В кампаниях игра проходит в двух чередующихся режимах: пошаговом режиме MANAGER, где игрок, собственно, и выступает в роли национального лидера, управляя добычей ресурсов (золото, нефть, железо и т.д.), строительством и производством, торговлей и вообще экономикой (включая, например, налоговую политику), развитием науки и технологий (включая такие, к примеру, разработки, как радары, реактивная авиация или ядерное оружие), дипломатическими переговорами, пропагандой, шпионажем и планированием тайных операций, ну и, конечно, стратегическим перемещением войск - и режиме битв, происходящих в реальном времени. Схема не сказать чтобы оригинальная (она реализована уже в нескольких играх, к примеру, Shogun: Total War), но достаточно удобная.
Графически игра вполне достойно смотрится в обоих режимах - и стратегическом (где вместо плоских карт отображается трехмерная местность и можно вообще масштабировать всю Землю до размеров глобуса), и тактическом, с детализированными юнитами и постройками, красивыми взрывами, динамической водой и богатыми световыми эффектами.
Многопользовательский режим тоже будет. Подробности на сей счет, однако, неизвестны.
При всем этом богатстве возможностей нам обещают, что освоиться с игрой будет несложно - как благодаря тому, что лишь часть возможностей доступна изначально, а остальные появляются в процессе развития, так и благодаря опционально включаемому режиму советников.
Излагая все вышеперечисленное, разработчики на этом не останавливаются, а добавляют, что в игре будет "и многое, многое другое". Что ж - если так, то это и впрямь может оказаться самая полная стратегия на тему Второй мировой. Играть в нее можно будет, по оценкам создателей, по меньшей мере, 80 часов.