Мечта мазохиста Вообще-то action - не мой жанр, да и к комиксам про супергероев я отношусь, мягко говоря, без восторгов. Но на летнем безрыбье, как говорится, и слон - соловей. А женщина, соответственно, кошка.
Итак, жила-была тихоня и скромница Patience Philips, работала в косметической компании Hedare Beauty, занималась там не то дизайном причесок, не то красками для волос, не то еще чем-то столь же героическим. Друзей у нее не было, мужей тоже, шеф на нее орал и оставлял работать во внеурочное время, а жаловаться на жизнь она могла только своей кошке, такой же серой и неприметной, как она сама. Пока в один прекрасный (не для всех, впрочем, заинтересованных сторон) день, как это всегда бывает в комиксах, все не изменилось самым чудесным образом.
Шеф в очередной раз велел ей переделать какие-то эскизы, она засиделась допоздна, а когда пошла-таки сдавать работу, чисто случайно забрела на секретное совещание. Ну, наверное, двери в этой фирме запирать не умели, а о том, что можно делать разные уровни доступа в разные части здания и для работников с разным уровнем допуска, вообще не догадывались. И вот, стоя незамеченной в темном уголке демонстрационного зала, наша жертва обстоятельств увидела и услышала доклад работающего на Hedare ученого о том, что его группа состряпала генно-инженерными методами некую бактерию, которая должна была бороться с видимыми эффектами старения. То бишь жизнь не продляла, но по крайней мере внешне человек должен был выглядеть молодым - ну а что вы, собственно, еще хотели от косметической фирмы? И поначалу, как водится, эксперименты давали обнадеживающие результаты, а с течением времени выяснилось, что все совсем наоборот...
Тут я ожидал, что нам покажут монстров, в которых превратились подопытные, но ничего такого не показали. Или показали, но не нам, а исключительно мисс Филипс. Во всяком случае, она вскрикнула. Что уж такого страшного в том, что она все это узнала - в упор не понимаю. Ну, неудача, ну, бывает. Подопытные, что ли, добровольцами не были? Ну тогда руководство фирмы - идиоты, ибо добровольцев найти - не проблема, мало ли дур желают в 60 выглядеть на 20, не заботясь о том, на что ради этого надо пойти...
Но только руководство рассудило по-другому и решило лишнюю свидетельницу замочить. В прямом смысле - пустили воду по какой-то трубе, куда она имела глупость забраться. Ну а дальше нашу неудавшуюся Офелию вынесло на берег реки (стоки, стало быть, даже не были снабжены решетками), где ей в физиономию ткнулась ее серая кошка, в результате чего сия мокрая особа не только очнулась, но и совершенно мистическим образом превратилась в Женщину-кошку. Мистика заключается в изменении формы зрачка и обретении различных сверхспособностей - от улавливания запаха и возможности, соответственно, идти по следу до безопасного приземления при прыжках с высоты и даже виденья сквозь стены.
Впрочем, сверхспособности даются не все сразу, а постепенно. Впрочем, к мистике следует обрести и обычные способности - всякие там прыжки, кувырки, сальто на перекладине и прочие физкультурные упражнения, моментально освоенные никогда не тренировавшейся рохлей. Плюс соответствующее изменение психики, разумеется - хотя оно как раз может быть просто последствием травмы. Это последствие заставило бывшую скромницу облачиться в наряд из кожаной маски, кожаного бюстгальтера на голое, разумеется, тело, кожаных штанов в обтяжку, туфель на чудовищной длины каблуках и перчаток с когтями.
Ах да, не забудьте еще про кнут. В таком виде она принялась носиться по городу, бегая по крышам, взбираясь по отвесным стенам, раскачиваясь на кнуте и всячески оправдывая свой новый имидж мечты мазохиста, ибо всякого, кто встает у нее на пути (или просто не успевает с этого пути убежать), она стегает кнутом, захлестывает за шею, бьет своими чудовищными каблуками и т.д. Все это - на протяжении линейной кампании из 7 этапов, каждый из которых разделен еще на несколько миссий (всего их вроде как 23) с самоубийством главной злодейки в финале и наипошлейшим "хэппи-эндом", где героиня "находит свою любовь" (что удивительно, вовсе даже не мазохиста, а, напротив, крутого полицейского, который все это время гонялся за ней, как за преступницей; впрочем, среди крутых полицейских мазохисты тоже встречаются).
К женщинам с кнутом я всегда был равнодушен, но делать нечего - пришлось за эту особу играть. И тут выяснилось несколько малоприятных моментов. Во-первых (и вот тут я действительно пожалел, что у меня в руке нет кнута, а передо мной - привязанных к столбу разработчиков), записываться по ходу миссии нельзя. В лучшем случае имеются чекпойнты в фиксированных местах, но даже они обеспечивают лишь локальное восстановление - после выхода из игры, загрузившись из записи, придется проходить миссию сначала (и любую из предыдущих миссий, если вы захотите к ней вернуться, тоже). В игре, где много приходится прыгать и лазить по всяким сомнительным верхотурам, это особенно неудобно - сорвался вниз, и приходится карабкаться черт-те куда заново. Во-вторых, в игре, где имеется целая куча всевозможных приемов (некоторые из которых доступны сразу, другие покупаются за драгоценности, найденные во время миссии), практически все управление навешено на 4 клавиши перемещения и 4 - удара (так же в разные стороны). Плюс несколько дополнительных клавиш, которые в разных местах и в разных комбинациях с вышеуказанными означают разное. Да, в полностью трехмерном мире (где реально задействовано и третье измерение - как я уже упоминал, очень часто приходится куда-то забираться или двигаться по узким мосткам на большой высоте), управляя с клавиатуры, можно идти лишь влево, вправо, назад и вперед - нельзя даже двигаться по диагонали! (С джойстиком, правда, ситуация чуть лучше, к тому же степень его отклонения определяет разницу между ходьбой и бегом, но все равно не очень удобно). Причем подход к управлению - в духе старых двухмерных аркад: "направо" означает не направо от направления взгляда героини, а направо относительно абсолютных координат. При этом игра проходится с видом от третьего лица (переключаться на первое можно лишь в специальном режиме, например, когда вы ищете следы по запаху - при этом можно свободно крутить головой, но нельзя передвигаться), и - распространенная беда такого рода игр - камера далеко не всегда выбирает желаемый ракурс (его можно чуть повернуть стрелками, но почему-то в очень небольших пределах). Из-за того, что камера при движении поворачивается, далеко не всегда ясно, где здесь, собственно, "налево", а где "назад" в абсолютных координатах. Что чревато, опять-таки, падением с какого-нибудь узкого мостика. (Криво работающая камера - это уже серьезный недостаток номер три.) А уж как эта особа прыгает - вообще ужас. Казалось бы, прыжок должен или на месте, или туда, куда направлено лицо. Щ-щас! Запросто может сигануть вбок (через перила в пропасть) или назад. В общем, строка из милицейских протоколов "не справился с управлением" была тут вполне применима...
Правда, надо отдать разработчикам должное - они сами понимают, что запомнить кучу нелогичных комбинаций клавиш проблематично, и в тех местах, где надо применить тот или иной прием, выводят текстовую подсказку, что именно нажимать. Но, учитывая, что многое в игре происходит резко и в быстром темпе, попросту не всегда успеваешь это прочитать. Где нужно прыжками, захлестывая кнутом одну трубу за другой или крутя на них сальто, преодолеть какой-нибудь непроходимый по земле участок, приходится заранее просчитывать последовательность клавиш, которые нужно будет нажимать, чтобы нигде не упасть туда, куда не надо. Причем при кажущемся многообразии возможных приемов реально миссии строго линейны, вас буквально ведут от одной трубы или стены к другой, сообщая, что делать в каждом месте. Вы, конечно, можете походить и попрыгать в другие стороны, но никакой пользы это не принесет. Вот разве что в бою есть выбор, что именно делать, да и то от вас могут требовать, чтобы вы сделали с противником что-то определенное - скажем, выкинули его в окно.
Обучающего режима в игре нет, но враги на начальных этапах - такие тормоза, что на них вполне можно потренироваться. Очевидно, это сделано специально. Физическая модель в игре вполне приличная, кнут ведет себя вполне правдоподобно, им можно и зацепляться, и раскачиваться на нем, и захлестывать им предметы, не говоря уже, разумеется, о причинении различных неприятностей противникам. Могут опрокидываться и падать бочки, разлетаться коробки, на которые кто-нибудь упал, взлетать испуганные голуби - все это смотрится вполне правдоподобно.
Графика в целом достаточно реалистичная, люди хорошо смотрятся даже на крупных планах (особенно, естественно, героиня), недурны движения (если бы еще некоторые из них не были столь быстрыми и резкими). Динамическое освещение, однако, подкачало - человек в луче света кажется скорее облитым молоком, чем освещенным. Есть глюки и с тенями, которые могут рисоваться, скажем, под мостом, на котором стоит героиня (так, словно этот мост невидимый). Палитра по умолчанию очень темная, но есть гамма-коррекция.
Закончилось мое общение с игрой на том, что после прохождения очередной миссии, где я изрядно намучался, прыгая с жердочки на жердочку, она повисла. И я решил, что с меня хватит. Может быть, отпетым фанатам action с уклоном в fighting, съевшим на прыжках и комбо-ударах не одну собаку, не говоря уже о кошках, такие игры и по душе. А у нас в авиации резкие движения и запутанное управление противопоказаны...