Все ушли на фронт. В стратегиях, нещадно эксплуатирующих тему Второй Мировой, недостатка никак не ощущается. Более того, на фоне девятого вала всевозможных модов и дополнений ощущается острая нехватка свежего воздуха, привносящего в основательно утоптанный всеми кому не лень жанр хотя бы щепотку оптимизма. Игр с упором на тактику (без строительства и добычи ресурсов), где приходится воевать ограниченным контингентом, тоже хватает. Графикой на сегодняшний день, кажется, уже удивить невозможно. И тем не менее гарным украинским хлопцам из компании Best Way удалось если не удивить мир, то по крайней мере, уважать себя заставить.
Не возьмусь однозначно сказать, что в этой игре меня так подкупило. Просто качественное исполнение такого ощущения создать не сможет. Отдельный упор на тактические операции также не дает выигрышной комбинации. Кажется, вроде бы, еще одна симпатичная трехмерная войнушка... Присмотришься - ан нет, совсем не такая, как все, и, что называется, с огоньком. Покатавшись в реальном времени на танке и сравняв с землей уездный городишко или ферму, пытаясь перехитрить наводчиков пушки и закидывая гранатами окна дома, где засел снайпер, наблюдая за тем, как солдаты бродят по округе, истошно орут, взывая о помощи, выпрыгивают горящими из бронемашин или, расслабившись, неспешно закуривают, понимаешь, что тебя пригласили на хорошее кино. В котором, как и во всяком кино, нередко приходится жертвовать достоверностью и реализмом в угоду зрелищности и драйву.
Марш-марш левой. Как известно, людей встречают по одежке, а игрушки - по главному меню. Камера неторопливо облетает вокруг подбитого танка, показывая нам то отъезд группы солдат на грузовичке на фоне мелькающего невдалеке леса, то проносящиеся в небе самолеты, то наступающую на деревню пехоту в сопровождении бронированной армады. Прием, применявшийся в играх далеко не единожды, но, при условии эффектности самого движка, практически безотказный. И здесь именно тот счастливый случай, когда движку есть что показать собравшимся. Тумана войны нет, поэтому можно разглядеть все и сразу. Лениво покачивающиеся, с трепещущими листочками, деревца и кустики с соответствующими тенями, переливающиеся волны в заливе, освещаемые светом прожекторов по ночам, воронки на месте разрывов, крошащиеся буквально в щебенку здания, изгороди, склады, амбары, детально, со смаком разрушаемая техника, огромное количество бросающихся в глаза мелких деталей (вращающееся колесо водяной мельницы, развешенное для просушки белье и гуляющие по тропинкам курочки на фермах).
Как заведено, авторы предлагают для начала пройти тренировку, включающую курс молодого бойца, уроки пиротехники, обучение обращению с техникой и искусство маскировки. Присмотримся к нашим подчиненным повнимательнее.
Царица полей Начнем с пехоты. Бойцы здесь способны не только стрелять, причем лежа, с колена или стоя, ползать по-пластунски и плавать, но и стрелять из-за какого-нибудь укрытия (наклонившись вбок), орудовать кулаками в ближнем бою, переводить железнодорожные стрелки, осматривать и обдирать, как липку, трупы павших товарищей и недругов, перелезать через забор или препятствие, орудовать стационарно закрепленным пулеметом или палить из пушки, устанавливать мины и динамитные шашки, поджигать дрова (понятно, для диверсий) и рулить любой техникой. Даже чинить ее, если посчастливиться заиметь ремкомплект. Показателей у каждого бойца всего два (и на том спасибо): здоровье и физическая сила, которая быстро тает, если побегать или, картинно переваливаясь, медленно потаскать тяжести. Вам мало? Тогда попробуйте переключиться на режим прямого управления (забавная местная фишка) и руководить действиями любого солдата самым непосредственным образом - его перемещениями, по кому, из какого оружия и каким типом патронов он будет стрелять. Оружия здесь, в принципе, не так много, но для адекватного отпора и "работе" по пехоте, танкам и машинкам, даже по зданиям вполне хватает. Помимо пистолетов, винтовок, автоматов и пулеметов есть еще противотанковые ружья и базуки, а также несколько типов гранат: обычные, дымовые, противотанковые (большой дефицит) и т.п. Гранаты, как им и полагается, способны отскакивать от препятствия и скатываться вниз с возвышенности. Поэтому придется немало попотеть, если захочется уничтожить какой-нибудь объект при помощи гранаты, да на небольшом холме. Вдобавок можно выставить несколько типов поведения (что бойцам, что танкам): не стрелять, стрелять только в ответ, по своему усмотрению, держать позицию (запрет на перемещения) и перемещение под руководством собственного искусственного интеллекта.
Интеллект этот можно оценить на твердую "четверку". Вояки действуют в основном обдуманно - вовремя убегают от гранат (что уже привычно), грамотно используют укрытия (что вызывает самый натуральный восторг), хотя иногда и немного "тупят", внезапно вставая и приседая под самым вражеским дулом или с перепугу бросаясь на танк.
По полю танки грохотали. Продолжим техникой. Ее много, и на всем можно ездить: в ассортименте танки, бронемашины, грузовички и даже мотоциклы. Пожалуй, такого удовольствия от танковых сражений я давно не получал. Причем радует практически все, начиная от того, как выглядят боевые машины, до их маневрирования. А как они славно вращают башнями и отклоняются назад после выстрела, как адекватно реагируют на попадания. При желании вы можете свои выстрелами неоднократно переворачивать подбитый танчик, словно пустую картонную коробку. Законы физики рулят, и это не может не радовать. А сами взрывы - это вообще отдельная песня. При лобовом выстреле танка легкая машина способна подскочить в воздух и несколько раз перевернуться, а тяжелая только недовольно качнется из стороны в сторону. Место попадания заволакивается дымом, а железо начинают лизать легкие языки пламени.
Но в окончательный и щенячий восторг приводит модель повреждений. Желаете лишить танк маневренности - палите по гусенице, которая, лопнув, натурально сползет на землю. Желаете снизить его огневую мощь - долбите по башне. Если угадаете под самый стык, та, кувыркнувшись в воздухе, отлетит в сторону. А есть еще существенная разница в лобовой, боковой и тыльной броне, учитывается детонация боезапаса, который, кстати, как и топливо, конечен. Причем, как правило, в танке имеется пара видов снарядов - фугасный и бронебойный, плюс патроны к пулемету.
Вашему танку сбили гусеницу, лишив его подвижности, а заодно и своротили пушку? Не беда, если в вашем танке припасен ремкомплект. Выгружаем танкиста в чисто поле, выдаем ему в руки ящик с инструментом и приступаем к ремонту на скору руку. Пока деталь танка лишь повреждена, ее относительно легко можно отремонтировать. Схожим манером решается проблема дозаправки пополнение боекомплекта. Заливать топливо в прожорливую утробу танка можно напрямую из бочек или же, предварительно сцеживая с оставленной без присмотра техники в заранее заготовленную канистру. В ладонях солярка, увы, не переносится слово. А вот заряды для пушки - вполне. Пометим, что случаи нехватки крайне редки, обычно стандартной "начинки" вполне хватает для выполнения задания. Да и бесхозных "колес", подлежащих "приватизации", в окрестностях хватает.
Интеллект союзных танков вызывает чуть больше уважения, возможно, потому, что их гораздо сложнее убить (хотя пехота противника, обученная ловко бросать гранаты и пользоваться базуками, это успешно опровергает). Но до человека ему явно далековато. Например, "приятным" сюрпризом стал радостный проезд любимого танка напролом через мой же грузовик, который взорвался ко всем чертям вместе с экипажем. Еще они любят стрелять по врагам, не обращая внимания на препятствия на линии огня. И совсем не важно, что парой выстрелов они превратят в дымящуюся груду развалин не отогнанный вовремя в сторонку бронемобиль, зато палили в нужную сторону. Случаются подобные оказии редко, но метко.
Как и в случае с пехотой, вы в любой момент можете взять любую боевую машину под свой контроль. Например, либо только орудие танка, или же его весь целиком, со всеми потрохами. Тогда тонкая и требующая вдумчивого подхода игрушка в момент превращается в лихую аркадку: управление гусеничным другом осуществляется стрелочками, а наведение и стрельба - мышкой. Все как простеньком танковом симуляторе, разве что ощущения намного более динамичные. То есть практически нигде до этого с такой грациозностью металлические монстры не валили заборы, не форсировали речки вброд и не проезжали сквозь дома, разрушая их не по целым полигонам, а практически по кирпичику. Первое время просто хотелось, наплевав на задание к миссии, ездить вокруг и все крушить и портить, ибо настолько это приятно реализовано. Словами не передать - это видеть надо.
Завершают перечень техники, доступной для управления, поезда (ярчайшие нецензурные воспоминания по поводу предпоследней миссии за русских, где поезд категорически отказывался заезжать в депо до упора, пока его не переключали в "ручной режим") резиновые лодки и катера, в том числе - торпедный! И ведь даже есть в кого выстрелить этой торпедой!
Ярость "Тигра". Теперь немного поговорим о сюжете, кампаниях и игровых режимах. Как и следовало предположить, разработчики не стали тратиться на красочные ролики и выдумывать похождения несуществующих героев. Ваши подопечные обезличены, хотя и имеют имена, и представляются лишь кусочками пушечного мяса, которое рано или поздно придется пустить в ход. Их не награждают медалями и грамотами и не повышают в званиях. Разве что, переходя на очередную миссию, бойцы возьмут с собой все, что они сохранили с предыдущей миссии. При этом, вы всегда можете начать новую миссию с новым набором юнитов и стандартным вооружением. Сами миссии предлагают выполнить ряд последовательных действий: отстоять мост, выбить врага из деревни, уничтожить определенные объекты, помочь местным жителям, спасти или не дать в обиду танк товарища и т.п. - чтобы в конце вам сказали, что вы победили. Кому интересно, могут прослушать начитанные занудным голосом затянутые аннотации к каждому боевому выходу. Кампаний всего 4, по 5-6 миссий в каждой. Повоевать можно на стороне СССР, за Великобританию, США и даже за Германию. Есть и дополнительный раздел из отдельных сценариев в количестве 7 штук. Таким образом, общее количество миссий зашкаливает за три десятка, что, согласитесь, внушает уважение, особенно, учитывая их разнообразное оформление и детальную проработанность. Желающие могут повоевать и в мультиплейере до четырех человек, разработчики предлагают кооперативное прохождение миссий.
На легкую и быстротечную победу здесь рассчитывать явно не приходится, потому что каждое новое задание - это небольшой военно-тактический паззл, расколоть который можно несколькими путями. Хотя "В тылу врага" и не является типичным stealth'ом вроде Commandos и не столь требователен к скрытному прохождению, но иногда этого добра здесь бывает в избытке. Вот вы только представьте - высаживаетесь вы темной ночью в одиночку с моторной лодки рядом с маяком, вооруженные метательным ножичком и пистолетом с глушителем, а кругом фрицы, горящие костры, посты с пулеметами. Ну, чем не сценарий для Сommandos? Хотя это все же исключение, по большей части вы будете располагать небольшим отрядом солдат, а то и парой-тройкой танчиков, а победить вам предстоит хорошо вооруженный и укрепленный гарнизон целого поселка или города. Например, в одном из заданий вам выдают один танк и предлагают "довершить разгром неприятеля", в то время как у него под ружьем десятки солдат и целая автобаза техники.
Застигнутый врасплох противник, очнувшись от спячки, способен за секунды прийти в себя и размазать вас по лужайке тонким слоем. Вражеский тыл - есть вражеский тыл, здесь резвиться нужно аккуратно. Подкрепление прибывает изредка и крайне неохотно, так что в случае чего помощи ждать неоткуда. Вот и приходится хорониться в оврагах и прикрываться кустами, пробовать разные варианты, многократно используя опцию сохранения/загрузки. Кому покажется, что игра слишком сложная или, наоборот, чересчур - могут поменять уровень сложности, которых тут три. В первом случае можно еще и существенно замедлить скорость игры, переключив ее в своеобразный slo-mo. Хардкорщики же могут вкусить "нереальности".
Про замечательную графику уже не раз говорилось, но позвольте все же, справедливости ради, бросить туда пару камней. Во-первых, системные требования весьма серьезные и ощутимые тормоза даже на навороченных компьютерах (особенно показателен облет камеры в начале миссии) - обычное дело. Предметы все же слишком мелкие и, единожды обронив, их потом довольно сложно искать. Слегка расстроила камера, намертво зависшая под фиксированным углом и позволяющая поднимать и опускать себя только в очень ограниченных пределах. Слава богу, вращения вокруг своей оси не ограничены. Особенно расстраивает невозможность "взмыть в небеса", что на первых порах доставляет массу неудобств, когда не получается осмотреть нужный участок территории, охватив сразу несколько ключевых точек. Приходится долго ездить камерой туда-сюда, теряя драгоценные секунды (можно отдавать приказы и на паузе). Спасает мини-карта, хотя она и не дает желаемой картины. Потом уже привыкаешь и воспринимаешь этот недочет как данность, с которой все равно ничего поделать нельзя, так чего зазря расстраиваться.
Музыка и звук здесь точно такие, какие вы и ожидаете. Мелодии разные, в основном ура-патриотические (в положительном смысле), все стороны шустро кудахчут на своем родном языке, шум взрывов, стрекот пулеметных очередей прерываются характерным тракторным ревом танковых моторов и гулом низко летящих самолетов. Именно так звучит война в компьютерных играх (тех, которые хорошие), и "В тылу врага" в этом плане ни в чем не уступает лидерам жанра. Ляпы озвучки заметны, но их немного. Когда в одной тренировочной миссии на обычной американской базе танкисты без опознавательных знаков вопят "За Сталина!", наворачиваются слезы умиления.
Разбор полетов. Итог бесспорно положителен. Уж очень сильным видится игровой потенциал "В тылу врага". Красочное оформление соседствует с интерактивным и разрушаемым практически до основания окружающим миром, в меру разумными оппонентами, интересными миссиями, зрелищной техникой. Отсутствие сюжетных заморочек и не вполне удобная камера, мелкие огрехи и промашки все же не выползают на первое место, позволяя наслаждаться процессом. Поэтому ставим печать "годен" к прохождению службы в рядах игроманов без ограничений. Впрочем, несмотря на то, что после прохождения диспансеризации пациент был призван физически здоровым и умственно развитым, совершенствование души и тела ему явно не помешало бы.
Уже выпущен толстый патч весом в 30 мегов, который устраняет изрядное количество недостатков (о большинстве которых и не подозревал ранее), список которых растягивается на пару страниц убористого текста. Помимо устранения глюков с разными видеокартами, шлифовки мультиплейера, устранения ошибок в интерфейсе и сценарных скриптах, есть важные добавления: не нужно для рестарта миссии каждый раз выходить обратно в главное меню, а также добавлена поддержка пользовательских модификаций игры. Обещанный ранее редактор так и остался в области мечтаний, хотя, вполне вероятно, что он появится чуть позже.