За Родину, за Фюрера Команда X1 Software демонстрирует изрядную плодовитость по части производства дополнений для "Ил-2". Совсем недавно я рассказывал вам о статических кампаниях Operation Fall-Blau, насчитывающих в общей сложности 550 миссий, причем разработчики обещают вскоре выпустить продолжение. Практически в то же время, однако, они сделали еще одно дополнение на полтысячи миссий, фактически по тому же рецепту.
Сходство действительно велико - нам вновь предлагаются две весьма длинные, полностью линейные статические кампании - но есть и различия. Во-первых, на сей раз обе кампании (каждая по 250 миссий, точнее, по 249 - 250-й брифинг относится к кампании в целом) - германские, причем охватывают всю войну на Восточном фронте, а не только по 1944 год; миссии в них, однако, по сути совершенно одинаковые, и различаются две кампании лишь вашим базовым самолетом - Me Bf 109 или FW 190 (естественно, нескольких модификаций, которые меняются со временем). При этом, разумеется, "Focke Wulf" появляется (в качестве самолета игрока) не в первых миссиях (то есть не в июле 1941 года), а значительно позже, в 66-ой миссии (в "мессершмитовской" кампании ему соответствует новая модификация Me 109); до этого момента обе кампании идентичны. Позже, кстати, тоже попадаются полностью одинаковые миссии, ибо не везде вы летаете на базовом самолете; кое-где вам придется пилотировать, к примеру, финский (по своему происхождению - доработанный американский) B-239 или даже пикировщик Ju-87, используемый не по своему прямому назначению, а для поиска дожидающегося эвакуации сбитого пилота (увы, никакого мультика с бегущим к вашей машине и залезающим на место стрелка человеком в этой миссии (равно как и в других) нет - вы просто садитесь рядом с подсвеченным костром самолетом на обозначенную кострами же временную полосу). Судя по всему, сначала была сделана "мессершмитовская" кампания, а потом уже простым копированием миссий и заменой самолетов - "фоккевульфовская"; при этом, однако, кое-где забыли внести соответствующие изменения в описания миссий.
Второе отличие "Барбароссы" от Fall Blau (речь, разумеется, о кампаниях для "Ил-2", а не о соответствующих стратегических операциях; кстати, по степени исторической достоверности - приближенной, но не точной - оба дополнения совпадают) - большое количество небоевых миссий. Они имеются и в Fall Blau (в основном это перегоночные миссии, где надо просто транспортировать самолет на новый аэродром), но в "Операции "Барбаросса"", помимо все той же перегонки, есть целые небоевые этапы из нескольких миссий, разворачивающиеся в тылу! Часть из них играют обучающую роль - в самом начале кампании вам дают освоить Me 109, позже FW 190 (либо новую модель "мессершмита", Bf 109G-2), некоторые, похоже, предназначены просто для отдыха, что очень неплохо для реального пилота во время войны, но вряд ли интересно игроку в боевой симулятор. Да и обучающие миссии, полезные для новичка, вряд ли заинтересуют ветерана, налетавшего в "Ил-2" уже множество часов и на "сто девятых", и на "сто девяностых". (Так же, как и Fall-Blau, никаких новых самолетов, равно как и местностей, "Операция "Барбаросса"" не содержит; единственным новшеством, помимо самих миссий, являются 180 новых схем раскраски самолетов - во всяком случае, столько указано в аннотации, я их не пересчитывал и не знаю, какие были раньше и в Fall Blau, а какие появились в "Барбароссе".) Хотя, конечно, подобного рода миссии можно быстро пройти на автопилоте с восьмикратным ускорением времени.
Кстати говоря, вот все этапы вашего боевого пути в "Барбароссе": Берлин - Смоленск - Москва - Ленинград - Берлин - Крым - Сталинград - Кубань (между двумя последними районами боевых действий вас перебрасывают несколько раз) - Берлин - Прохоровка - Кубань - Крым - Львов - Берлин. Естественно, лишь последний из берлинских этапов является боевым.
Впрочем, обилие небоевых миссий я бы все же не назвал недостатком: при такой длине кампании (а укороченных вариантов на сей раз нет - еще одно отличие от Fall Blau) даже хочется миссий, проходимых легко и быстро. А вот следующее отличие - уже, получается, четвертое - куда более сомнительно: если в Fall Blau формальные цели миссий совпадают с фактическими - эскорт, защита наземных объектов, уничтожение истребителей или бомбардировщиков противника и т.п. - то в "Операции "Барбаросса"" по совершенно непонятным причинам (могу лишь предположить, что главная из таковых - лень) формальной целью (то есть той, по достижении коей вам сообщают, что миссия выполнена) всех миссий является разведка, причем, как правило, собственного аэродрома! На самом деле, конечно, имеется в виду вовсе не разведка, а то обстоятельство, что для успешного выполнения миссии вы должны вернуться домой. Причем это условие является и необходимым (никакие полностью уничтоженные враги вам не помогут, если вы выпрыгнули с парашютом или сели на вынужденную; "readme" рекомендует отключить в настройках сложности опцию "Выполнение задания", так вот не верьте, вас грязно обманывают - это не срабатывает), и, что самое смешное, достаточным - то есть можно просто взлететь, сделать круг над своим аэродромом, сесть и получить вожделенное сообщение о выполненном основном задании! Кстати, вторичных и секретных заданий, похоже, вообще нет.
Соответственно, и тексты брифингов, в отличие от Fall Blau, где с германской дотошностью расписаны первичные и вторичные цели, состав участвующих в задании самолетов и время на выполнение, в "Барбароссе" представляют собой просто словесные описания, порой настолько расплывчатые, что вообще непонятно, что надо делать в данной миссии. То есть понятно, конечно, что лететь по маршруту и сбивать подвернувшихся под прицел врагов, но это ясно вообще без всяких описаний... Впрочем, не могу однозначно утверждать, что вина за такие брифинги лежит на разработчиках: как уже мог догадаться особо проницательный читатель, Fall Blau мне досталась в оригинальном варианте, а "Барбаросса" - в русифицированном, и не исключено, что переводчикам из "1С" было просто лень переводить вторые части брифингов. Но это - лишь предположение. Хотя за чудовищные ляпы типа "мессершмидт" (реально пишется Messerschmitt, читается с одним "т") или обращения к пилотам Люфтваффе "Товарищи!" несут ответственность, несомненно, переводчики.
Еще один глюк, за который разработчики прямой ответственности не несут, связан с AI: в нескольких миссиях я наблюдал столкновения в воздухе летящих строем самолетов, причем повторяемость эффекта стопроцентная. Впрочем, хотя главная вина тут, несомненно, на создателях самой игры "Ил-2" (может быть, глюк AI даже привнесен патчами), поскольку авторы дополнения движок не трогали, но в X1 Software могли хотя бы протестировать все свои миссии и как-то поиграть с параметрами, чтобы обойти глюк.
Ну и еще одно не лучшее отличие от Fall-Blau - миссии кампаний недоступны в режиме отдельных миссий. Но это легко исправить самостоятельно. Просто создайте соответствующие поддиректории в ...MissionsSingleDE... и скопируйте туда из MissionsCampaignDE файлы *.mis и .properties (кроме info.*).
В общем и целом, "Операция "Барбаросса"" выглядит более недоработанной, чем Fall-Blau. Вероятно, "Барбаросса" делалась раньше, но ко мне попала позже потому, что требовалось время на русификацию. Впрочем, при всех недостатках она вполне играбельна.