Отдам цирк в хорошие руки, недорого. Каждый раз, увидев до боли знакомое словечко "tycoon" в названии свежей игрушки, не перестаешь удивляться - и когда только иссякнет фантазия у разработчиков? Ведь все уже, кажется, было: и зоопарк, и пиццерия, и круизный лайнер, и супермаркет, и парк развлечений и бог его знает что еще. Не хватает разве что симулятора морга или кладбища. Но как оказалось, не хватало самого натурального цирка! Что ж, теперь он есть, и все желающие могут с головой окунуться в цирковые будни: строительство инфраструктуры, наем артистов, организацию концертной программы, увеселение и завлечение публики и все такое прочее.
И хотя по сути новый "магнат" ни чем не отличается от когорты своих предшественников, ругать игру только за то, что она "точно такая же, как все" явно не стоит. Похвала за оригинальность тоже отменяется. Впрочем, это никоим образом не касается всего того, что связано с самой цирковой ареной: забавные, подчас комичные выступления артистов - вот она изюминка местного шоу.
Сначала на арену выходит шпрехшталмейстер и эффектно приветствует публику, а потом друг за дружкой показываются номера, которые вы предварительно поставили в представление. Дрессировщик понукает льва, канатоходец срывает шквал зрительских аплодисментов, машинка с клоунами заполняет паузу перед последующим выступлением акробатов... Смотреть на трюки мелких кудесников довольно забавно, по крайней мере, первое время. После выступления артистов на арену выходит уборщик и добросовестно подчищает за выступающими. Ну, по крайней мере, эту часть можно считать вполне удачной и выгодно отличающейся от конкурентов.
А ты купи слона.
Чего, к сожалению, не скажешь об игровом процессе, где уже который год отсутствуют даже намеки на новые идеи. Сначала, как известно, нужно все построить, чтобы посетителям было, где развернуться, потом управлять. Правда, здесь, в отличие от большинства "магнатов", необходимо удовлетворять запросы не только посетителей, но и артистов. И еще неизвестно, что труднее. Артисты порой могут запаниковать, попросить прибавку к зарплате (при росте рейтинга популярности - запросто), сорвать номер, поэтому к ним стоит относиться особенно трепетно. Испортить выход может и маленькая обезьянка Bobo, которая таскает все, что плохо лежит, злит животных и вообще всячески старается сделать вашу жизнь "полнее и насыщеннее". Говорят, что ее даже можно поймать, хотите попытаться?
Но вернемся к строительству. Итак, главное здесь, конечно же, тент с цирковой ареной. Их бывает три типа: с одной ареной, двумя и тремя. В самом большом одновременно могут идти сразу три номера, и количество посетителей приблизится к полутора сотням. Далее нужно установить вагончики для артистов, они могут быть, начиная от простых, двухместных, небольших общежитий и заканчивая шикарными апартаментами, призванными удовлетворить самый придирчивый вкус королей манежа, нечаянно подхвативших звездную болезнь. После постройки вагончиков приходит время покупать номера, именно номера, а не артистов - в одном может быть сразу группа людей, причем вместе с животными. Всего номеров здесь несколько десятков, самых разных, так что наскучат, надо думать, еще очень и очень нескоро. К каждому можно почитать довольно объемное описание и посмотреть крохотный анонс на видео. Артисты тоже, в общем-то, люди, поэтому специально для них нужно еще построить медпункт, закусочную и душевые. О зверях также забывать не стоит, вам просто не дадут купить новый номер, например, со львом, если у вас нет соответствующих помещений. К таковым тут относятся тент для животных и отдельные постройки для лошадей и слонов.
Ну вот, артисты довольны, номера подготовлены, пора и о простых людях подумать. Для посетителей предусмотрен стандартный набор, скажем, подсмотренный в каком-нибудь парке развлечений. Помимо уборных и закусочных всех типов и фасонов, можно построить с десяток разных аттракционов, которые станут неплохой прибавкой к основному цирковому блюду. Для красоты стоит декорировать территорию рядом с цирком всевозможными дорожками, лавочками, цветочными клумбами, экзотическими кактусами и прочими элементами украшательства. Есть возможность установить несколько небольших цирковых площадок за стенами основного здания, на которых также способны выступать артисты. Естественно, не основные, а предназначенные именно для такого шоу. В качестве обслуживающего персонала предлагается всего один тип техников, который и должен починять изнашивающееся оборудование. Плюс имеется возможность нанять охранников, призванных следить за соблюдением общественного порядка. Не густо, прямо скажем, но тут уж, чем богаты.
Товар-деньги-навар.
Когда все, наконец, налажено и работает, самое время заняться менеджментом. Как и в любом среднестатистическом магнате, размах для этого небольшой, но кое-какие показатели подкорректировать все же можно. Например, интенсивность представлений и цены на билеты, как входные, в сам цирк, так и во всех развлечениях и пунктах быстрого питания. Также можно нанять или уволить персонал или артистов, повысить привлекательность представления, если усложнить программу отдельных номеров. Конечно, это ведет к определенному риску, но ведь за это цирк и любят - где как не здесь можно посмотреть "смертельно опасные" номера. В общем, отправляем артистов дополнительно тренироваться и одновременно следим за тем, чтобы те не перенапряглись. Помимо уровня тренировки у них еще есть показатели популярности и морального состояния, а также счастья, здоровья, гигиены, питания и бодрости. А еще можно почитать их мысли, где выцепить причины недовольства или узнать о любимых занятиях. Обычные зрители также обладают целым рядом показателей, уже давно и хорошо знакомым всем поклонникам "магнатов", ориентируясь на которые, необходимо соответствующим образом достраивать свой парк, так что этот момент можно и опустить. Кстати, для привлечения большего количества гостей не лишним будет и оформление рекламных афиш на входе, с включением в них тех номеров, которые вы считаете самыми выгодными.
Пришло время обмолвиться парой словечек об игровых режимах. В этом плане также ничего необычного. Есть тренировка, где не дают, собственно играть, но объяснят предназначение построек и основы успешной работы цирка. На месте и "free play", позволяющий играть без определенных целей, выбрав карту и уровень сложности - на практике просто количество стартовых денег, от 15 до 50 тысяч. И, конечно, не обошлось без цепочки конкретных сценариев, объединенных в единую кампанию. Их здесь 15 штук, и предлагают они, как вы догадываетесь, самый что ни на есть дежурный ассортимент: повысить рейтинг цирка и довести до такого-то уровня счастье посетителей, принять энное количество гостей, улучшить тренированность номеров до 50%, ну и т.п. Что особо радует - при старте нового сценария не приходится начинать все с чистого листа, вы как бы просто перевозите свой старый цирк на новое место. Поэтому основной тент, вагончики артистов и прочий цирковой скарб всегда будет с вами. Так что можно практически сразу назначать представления, начинать зашибать денежку и приступать к обустройству игрового парка. Правильный подход, одобряем.
Графика сего творения отстала от современных требований лет эдак на несколько, но выглядит вполне съедобно. Глаз устало отмечает все ту же спрайтовую графику и изометрический вид, забавно вращающиеся карусели и муравьиные фигурки посетителей, выстраивающиеся в очередь у очередного аттракциона или ларька по продаже хот-догов, немногочисленные экраны статистики, отслеживающие течение финансовых потоков, ну и т.д. Более всего запоминаются, конечно же, основательно подготовленные цирковые номера. По арене бегают, катаются, бродят по канату, командуют животными небольшие, смешные фигурки. Причем их номер является не парой-тройкой зацикленных анимаций, а представляет собой действительно продуманное и относительно немаленькое, но цельное выступление со всеми деталями. Остальными достоинствами/недостатками картинки вы и сами можете полюбоваться на представленных скриншотах, впрочем, ничего выдающегося вы там не увидите. Хотя, если подумать, то Zoo Tycoon'у с похожей графикой ничего не мешает занимать высшие строчки по продажам уже который год подряд. Озвучка, с одной стороны, прожужжала все уши своими однообразными пианинными треньканьями, а с другой, порадовала оригинальным звуковым сопровождением для каждого номера и соответствующей реакцией публики на него.
Циркачи, но не волшебники.
Итого: новый "магнат", далеко не выдающийся, но все же обладающий собственным чувством юмора, а также шармом и колоритом. На незаезженном пока что материале, что для игры, бесспорно, важно. Смотрится все приемлемо, внутренняя отделка - как и везде, принципы игры - неизменны, играется без ажиотажа, но и без отвращения. Поначалу все кругом вызывает любопытство, постоянно возникает желание "снять крышу" с тента, чтобы посмотреть на текущее представление, но потом заедает рутина. Из миссии в миссию повторяется одно и тоже, впрочем, таков уж удел всех "магнатов". Если вы питаете к вышеозначенному жанру нежные чувства, то и эта игрушка, вас, несомненно, заинтересует, потому как порулить цирком нам еще не доводилось.