Элита Что мы знаем о некоем загадочном "X", которое уже несколько лет навязчиво преследует всех любителей кино и видео, не говоря уже об игровых развлечениях? Еще из школьных уроков всем хорошо известно (конечно, тем, кто не прогуливал математику), "X" - величина неизвестная, неизученная и всячески законспирированная, покрытая ореолом таинственности и толстым слоем догадок и гипотез. В общем, получается почти что наполовину мистическая. Никто и никогда не называл "X" своим именем, только все больше какими-то намеками или предположениями. Но, в результате, этот загадочный "Mr. X" все-таки раскрывался, и все говорили "Вау!", потому что очевидное лежало на поверхности, но по невнимательности или глупости его просто никто не замечал. Не замечали все и то, что нас уже давно окружают X-люди, X-явления и даже целая огромная X-Вселенная. Приоткрыть завесу тайны над последней в конце 1999-го года решилась компания "Egosoft", которая подарила миру комплексный торгово-космический симулятор "X: Beyond the Frontier", являвшийся идейным наследником легендарной "Elite".
Фанаты оценили переродившуюся классику по достоинству и решительно потребовали добавки. Вскоре вышло продолжение - "X-Tension", где было уже гораздо больше секторов и станций, появились новые корабли и задания, но, по сути, "начинка" осталась прежней. Движок, графика, управление и т.д. и т.п. плавно перекочевали в этот расширенный add-on. Естественно, что поклонники, которых с каждым годом становилось все больше и больше, на своих фанатских сайтах слезно молили создателей подарить им еще один "X", но уже не в качестве дополнения, а в виде полноценной второй части. Разработчики внимательно слушали, в задумчивости кивали головой, коллекционировали особо ценные идеи и потихоньку готовили нас к ее появлению. Время ожидания, наконец, закончилось, красная ленточка разрезана, хлеб с солью кому надо откушали - так что встречайте "X2: The Threat", который медленно и величаво, как и положено солидному крейсеру, отчаливает из доков станции создателей, погружаясь в бескрайний игровой космос. Восторженные крики собравшейся у иллюминаторов толпы и вскинутые было вверх для аплодисментов ладони на какой-то момент застыли, челюсти перекочевали в положение "ну, вы блин даете", а глаза старались подползти поближе к переносице, чтобы ничего не упустить, завороженные величием увиденного. Большому кораблю - большое плавание...
С первого взгляда становится ясно, что перед нами не просто игра, а именно Игра, которая потрясает своим размахом, возможностями и исполнением. Именно так должна была бы выглядеть "Элита" нашего времени. Причем, X2 не пытается изобретать велосипед, а преподносит лучшие идеи сериала на новом витке технической мысли. Новый процессор шуршит во чреве новой системной коробки, на которой крутится очередная версия OC, заставляя монитор выдавать на-гора десятки тысяч новых полигонов и световых эффектов на узнаваемых кораблях и в знакомых секторах изученного космоса, а динамики захлебываются модным объемным звучанием, пытаясь передать строгий голос компьютерного навигатора или характерное бурчание пришельца. Концепция мира осталась прежней, что нисколько не помешало развить несколько свежих идей на просторах обширного и, что главное, интерактивного мира (размеры которого, к слову, возросли более чем вдвое), способного реагировать на многие ваши деяния. Революции и не ожидалось, при этом бросающиеся в глаза эволюционные перемены способны пролить благотворный бальзам на сердца всех поклонников космосимов, базирующихся на формуле "летаю-исследую-торгую-воюю". Это именно то, чего все мы ждали долгие три года.
X-Story.
Сюжет в X2 развивается спустя четверть века после событий оригинального "X:BTF". Вы являетесь на этот раз не затерявшимся посланцем с Земли, а местным пилотом-воришкой, Julian'ом Gardna, которого ловят на месте преступления при попытке умыкнуть очередной кораблик и сажают в тюрьму. Впоследствии вас решают выпустить для выполнения особо опасных и важных для нации миссий. Банальная завязка вовсе не означает банальности происходящего. Поначалу приходится перебиваться дежурными почтовыми квестами, но скоро маховик сценария раскручивается все сильнее, и вы узнаете всю правду о своем отце, Кайле Бреннане (главном герое предыдущих частей), который пытается отыскать старый корабль с Земли, на котором его волей случая занесло на край Вселенной, узнать координаты и вернуться домой. Еще к заслугам товарища Бреннана можно отнести тот факт, что в свое время он создал корпорацию Терракорп, с офисом, расположенным в секторе "Home of Light", которая стала ведущим поставщиком космических двигателей, позже засунув свой нос и во все прочие сферы деятельности. Именно с работы на эту корпорацию и начнется ваша новая космическая сага.
Кроме того, придется разбираться и с новой расой агрессивных пришельцев, именующих себя Кааками (Khaak), корабли которых напоминают пчелиные ульи, выплевывающие из себя кучки мелких и опасных "насекомых", безжалостно вгрызающихся во все попадающие в поле их зрения межзвездные посудины.
Позволю себе краткую вводную для тех, кому не посчастливилось познакомиться с X-Вселенной и ее историей. Отыгравшие первые две игры могут с чистой совестью пропустить несколько абзацев или же наоборот, освежить свои воспоминания. Я же постараюсь быть максимально кратким, насколько это только возможно.
Итак, начиналось все это давным-давно в одной далекой, далекой галактике. Разумные расы инопланетян, после, как водится, нескольких воинственных стычек, стали объединяться. Чуть позже построили и космические врата, вернее целую их систему, чтобы было удобнее путешествовать по разрозненным секторам космоса. Спустя еще немножко (по космическим меркам) времени совсем в другой части вселенной человечество высаживается на Луне и начинает строить на орбите космические станции. Японские технологии настолько продвигаются вперед, что позволяют открыть принцип телепортации и построить первые пробные ворота, с помощью которых можно быстро переноситься из одного места в другое. Подобные ворота устанавливают между Землей и Марсом, а другие отправляют в дальний космос, к системе Альфы Центавры. Ну да, куда же еще. В результате появления непонятных глюков земные врата устанавливают взаимосвязь с вратами пришельцев, и те и другие узнают о существовании друг друга. Человечество отправляет своим ходом исследовательскую экспедицию, которая обнаруживает сотни космических врат, но не находит братьев по разуму. Решено начать колонизировать открытые там планеты для чего с Земли регулярно стали отправляться эскадры роботов-терраформеров, способных подготовить плацдарм для последующей массированной колонизации.
Потом проект терраформинга замораживается, связь с роботами теряется, но они по-прежнему продолжают самовоспроизводиться и терраформить все новые и новые планеты, следуя заложенных в их электронных мозгах инструкциям. Наконец, посланные с Земли врата достигают Альфы Центавры, и люди начинают быстро осваивать ближайшую пригодную для жизни планету. Неожиданно флот из кораблей-терраформеров, вероятно из-за сбоев в строчках программного кода, возвращается в Солнечную систему и начинает облагораживать все окрестные планеты, включая, разумеется, и Землю. Завязывается война, результатом которой становится уничтожение земных врат, чтобы навсегда оборвать связь с тем глючным сектором, откуда возвращались терраформеры. А в отдаленной галактике мудрые инопланетяне, также обеспокоенные войной, сами перепрограммируют врата, создав, таким образом, замкнутую цепочку порталов, соединяющих между собой миры, в которые никто не мог бы войти или выйти. Отрезанные от Земли уцелевшие отряды колонистов принимают решение забыть о своей родине и начинают новую жизнь, потихоньку знакомясь с соседями-пришельцами. Вскоре они покидают свою первую колонизованную планету и перемещаются в новый дом, расположенный на Argon Prime. Остатки флота терраформеров, называющихся теперь Ксенонами (Xenon), опять напоминают о себе, и завязывается новая кровопролитная война. Попутно потомки людей находят и выводят из строя вторые земные врата, чтобы Ксеноны не смогли получить технологии, которые бы им позволили добраться до Земли.
В последующие несколько столетий были еще несколько войн, как с ксенонами, так и с прочими расами между собой, создавались торговые союзы и федерации и, наконец, на просторах X-вселенной на какое-то время наступил худой мир, незадолго до появления Кааков. Помимо уже упомянутых потомков землян - аргонцев и сбрендивших роботов-ксенонов, вы встретите в "X2" еще и миролюбивых боронов, похожих на насекомых и обладающих самыми совершенными кораблями во всех секторах этой части галактики; до жути религиозными рыбоподобными паранидами; ящерицами-торгашами телади; вечно готовыми ринуться в бой сплитами. Из наиболее влиятельных организаций можно упомянуть Гильдию Основы, созданную боронами и аргонцами и противостоящий им союз сплитов и паранидов, именуемый Торговой Гильдией.
Торговать, сражаться, строить, думать.
Именно этой емкой фразой авторы описывают возможности игрового процесса, включающего в себя выполнение миссий, торговлю, космические бои, строительство (по отдельности или в любой комбинации, как угодно) и прилагающуюся свободу выбора.
Вы можете создавать свою финансовую империю, покупать и продавать корабли, организуя нехилый торговый флот, навариваться на разнице на товары в разных секторах галактики, строить собственные станции-фабрики и, отбуксировав их судном погрузчиком, размещать в любом месте галактики (прочие корабли сразу же станут реагировать, если цены и место выбраны удачные, то живо выстроятся в очередь за продукцией). Экономическая система внятна и узнаваема. Схему "товар -деньги - товар" никто в мире "Х" не отменял. Торгуют здесь все и практически со всеми, ходовыми и дешевыми товарами являются сырьевые ресурсы, а дорогими и редкими - новые технологии, оружие и предметы роскоши. Главное - побыстрее приумножить свои капиталы, чтобы позволить себе закупать новые товары, апгрейды для корабля и потихоньку создавать личный флот. Чем богаче вы становитесь, тем легче вам пополнять свой счет. Своим кораблям можно приказывать, даже если они находятся в других секторах (при наличии у них соответствующего установленного программного обеспечения), что и где покупать и куда потом отвозить. Получается что-то вроде "Railroad Tycoon в космосе", где вместо паровозов - космические корабли, вместо станций - орбитальные модули, а сектора исполняют роль стран или регионов. Все схоже, за исключением полной трехмерности, неба в лампочках и агрессивных конкурентов, которым куда легче вас пристукнуть, чем задавить экономическими рычагами.
Можно заняться и сбором ресурсов. Прикупите соответствующий "hard&soft", и вы сможете собирать метеориты или даже раздолбить астероид (а я уже говорил, что в некоторых астероидах есть здоровенные дырки, облюбованные космическими мухами, и через которые можно летать?), чтобы потом подобрать его осколки и сбагрить на ближайшей толкучке за вполне полновесные кредиты. Неохота летать самому? Ставьте программу для корабля, и он соберет все ресурсы в секторе уже без вас.
Хочется свежего мяса? Можете вволю попиратствовать и нападать на всех, на кого хватит наглости и вооружения. Всего в "X2" насчитывается порядка 70 типов судов, обладающих сканером с ограниченной зоной видимости, начиная от юрких истребителей и заканчивая многокилометровыми линкорами, причем ограничивать размеры вашего флота некими рамками здесь не принято. Зато и воевать теперь стало посложнее, как и уворачиваться от несущихся в вашу сторону ракет. Так, на подлете к особо секретной базе или пиратскому логову вас тут же начнут выносить дальнобойными лазерами, и пикнуть не успеете. Для удобства навигации можно включить парочку дополнительных экранов, но все это ерунда по сравнению с лишней (о нет, не лишней - дополнительной) турелью на борту! Хотите - пересаживайтесь в кресло стрелка, которое смотрит назад, и угощайте корабли Кааков светящимися пилюлями сколько влезет. После установки соответствующего ПО пушка начнет выносить неприятеля в автоматическом режиме.
Извела тяга к исследованиям и поискам новых горизонтов? Можете изучать новые сектора (иногда в них попадаются особые ворота, перебрасывающие сразу на огромные расстояния) и выполнять десятки, если не сотни самых разнообразных миссий (только часть из них являются "почтовыми", да и те скоро перестаешь обвинять в банальности, вникая в их суть), или можете плавно двигаться по сюжету, выполняя Самые Главные Квесты, пытаясь обрести путь на Землю. Никто не будет торопить вас с выполнением этих заданий, стоять над душой и бубнить в ухо об истекающем сроке. Как захочется вернуться - всегда, пожалуйста. Именно этим, полной свободой самовыражения "лечу куда захочу", серия "Х" всегда выгодно отличалась от каркасных космических симуляторов, словно волоком тянущих вас от миссии к миссии и заставляющих выполнять одно и то же вне зависимости от вашего желания по десятку раз. Наиболее часто встречаемыми заданиями в "X2" являются: перевозка груза куда укажут, переброска людей и провоз пассажиров в качестве туристов по определенному маршруту. Задания публикуются на досках объявлений на станциях, там же можно познакомиться с дополнительной информацией и согласиться на их выполнение.
Дополняя информацию о новшествах, нельзя не упомянуть про полеты внутри станций. Когда вы состыкуетесь со станцией, при желании это легко делается на автопилоте, можно не жать "Esc", чтобы тут же оказаться в доке, а надавить ускорение, пролететь по несложному лабиринту туннелей и "припарковаться" в свободном слоте. Он обязательно должен быть, иногда стоит поискать в соседнем отсеке. Вылет происходит в обратном порядке. Опять-таки вы можете посредством нажатия одной единственной кнопки оказаться в открытом космосе сразу за шлюзовыми воротами станции, но полетать внутри самых разных конструкций весьма и весьма занятно. Скорость там сразу же ограничивается, а при должном усердии, если повезет, можно натолкнуться и на припрятанные по углам полезные бонусы.
Easy to Play
Ну, с этим разработчики, на мой взгляд, немного погорячились. "Easy", знаете ли, бывает только в детской аркадке с тремя стрелками управления и одной кнопочкой "огня", здесь все несколько масштабнее, а новичкам управление вообще может показаться излишне мудреным. Но уже спустя пару дней оно станет логическим продолжением вашего сознания, и вы будете разбираться в "гроссбухе" местных меню лучше, чем в собственной записной книжке, а полеты и бои на кораблях станут столь же приятными и непринужденными, как в обычных космических леталках. Авторы не зря столько времени долго доводили его до ума, все сделано удобно, функционально и, что называется, без претензий. Главное меню содержит несколько разделов, в каждом по кучке подразделов: поначалу от обилия строчек текста начинает рябить в глазах, но чуть позже, со временем, понимаешь все удобство вложенных друг в друга менюшек, различные варианты поиска кораблей, станций и т.п. У многих есть горячие клавиши, это кому как удобнее (я тут как-то подсчитал, что всего для управления в "X2" предусмотрено порядка 40 кнопок или их комбинаций).
Так, находясь на станции, вы можете поторговать, почитать объявы, поглазеть подробную информацию, притом не только о самой фабрике, но и о пристыковавшихся к ней кораблях, о том, к какой базе они приписаны, какие корабли там сейчас находятся, кому принадлежат и т.д. Ползать по этим спискам, кажется, можно до бесконечности. Меню пилота также порадует целым веером вспомогательных экранчиков. Помимо брифинга миссии ведется еще и запись всех основных переговоров, так что можно пролистать, если захочется что-то прояснить. Можно поменять оружие, открыть грузовой люк или самому в скафандре выбраться из корабля - чтобы, к примеру, забраться в другой корабль, забрать какой-нибудь предмет в космосе или просто поплавать в безвоздушном пространстве. Следующее меню содержит приказы по навигации, боям, торговле и сбору ресурсов. При желании можно особо не париться, а сразу указывать кораблю куда лететь или кого атаковать. В меню навигации входит целых 8 пунктов, начиная от полета на автопилоте в указанный сектор (корабль сам пролетит через цепочку ворот по наилучшему, на его взгляд, курсу - можете спокойно идти пить чай - дело небыстрое), стыковкой к станции и заканчивая следованием за выбранным кораблем, возвращением на базу и прочая. Можно отдавать эти команды своим кораблям, даже если они находятся черт знает где. Воевать, как оказывается, тоже можно на автопилоте. Выбираете нужную формацию, тип атаки, цель - и ваши "соколы" начинают резво метаться по небу и поливать лазерами подозрительные суда. На самом деле автомат сделает все намного точнее и быстрее, но кайфа от этого, конечно, куда меньше.
Для знакомства с миром игры авторы предусмотрели подробный тренировочный курс, который подробно расскажет не только назначении кнопок, но и познакомит с навигацией и введет в курс экономической системы, предложив наладить работу фабрики. В наличии и небольшая боевая тренировочная мини-кампания, обучающая основам пилотажа.
OuterSpace.
Графика в X2 убивает сразу и наповал. Новый движок превзошел все самые смелые прогнозы. Вращающиеся в космосе замысловатые конструкции станций, проносящиеся мимо корабли (такого качества и с таким количеством деталей, что не перестаешь удивляться) с инверсионными следами от двигателей, мельтешащие перед глазами астероиды, парящие на заднем фоне разноцветные амебы-туманности. Картинка такая, что хочется снимать скриншоты, буквально не переставая. Находясь в кокпите, можно стрелочками с numpad'a вертеть головой по сторонам, не меняя при этом направления движения. Полеты здесь долгие, и данная фича весьма полезна, так как позволяет полюбоваться окрестностями, не отклоняясь от заданного курса. Справедливости ради стоит отметить, что взрывы и прочие световые эффекты мы видели и получше, но очень ненамного.
Сюжетные видеоролики порадовали отменной режиссурой. Единственное, на что можно слегка попенять - это на анимацию персонажей. Выглядят они просто превосходно, а вот двигаются не слишком естественно. Да и камеру не мешало бы зафиксировать, когда она наезжает на чье-то лицо или фигуру. В остальном - море положительных эмоций и бурный восторг по поводу увиденного. Еще авторы включили возможность записывать видео своих полетов, наверное, чтобы снова и снова любоваться этим завораживающим зрелищем.
Музыку в "X2" иначе как эпической и не назовешь. Она завоевывает все окружающее вас пространство, разливаясь из динамиков, органично заполняя своими напевными мелодиями каждый уголок помещения, а заодно и вашего разума. Именно такой она и должна быть, только так и получается описать звуковыми колебаниями бескрайнюю пустоту космоса, неземные красоты иных миров и, возможно, нечто более возвышенное и умиротворенное, чем это можно выразить на бумаге. У меня рука так ни разу и не поднялась ее выключить, даже мысли такой не возникло. Прочие звуковые эффекты также получились вполне на уровне: треп чужаков, стрекот лазеров, свист открываемых шлюзов, сообщения автоинформаторов и т.п. ничуть не омрачат удовольствие от игры.
Х-Вселенная все ширится и растет и в перспективе грозится разрастись до немыслимых размеров. Речь, разумеется, о мультиплейере, которого игре по-прежнему явно недостает. До настоящего времени погрузиться в исследование дальних уголков космоса, прокладывая новые маршруты, дружить с миролюбивыми расами и отбиваться от воинственных, преуспевать в торговле, налаживая свою экономическую империю, или махровом пиратстве, обворовывая или нападая на кого ни попадя, можно было только в гордом одиночестве. Но в темном подвале вселенской грусти по этому поводу забрезжил лучик надежды - разработчики пообещали выпустить в скором времени (понятие, конечно же, весьма относительное, но все же) полноценную многопользовательскую "Online Universe" во вселенной "X", где точно смогут оторваться все фанаты коллективных мультиплейерных разборок. Будем ждать с нетерпением.
Ну, и напоследок несколько слов о недостатках, которым при таком масштабном проекте все-таки удалось ускользнуть от бета-тестеров. Во-первых, можно отметить не всегда логичные действия вражеских посудин в космосе. Маневрируют они, конечно, лихо, но нет-нет, да и норовят ринуться на таран. Эстеты отмечают небольшую заторможенность при управлении джойстиком. И, конечно же, нельзя не сказать о безумной прожорливости системы. Все ваши мегабайты оперативки и видеопамяти "X2" слопает и даже глазом не моргнет. При максимальном уровне графики отмечаются тормоза даже на самых достойных из машин. Такова цена великолепия. Кстати, для теста системы достаточно запустить "X2" в качестве benchmark'a (есть такая опция) и посмотреть на количество fps по его завершению.
Must Have.
Но все это лишь незначительные пылинки на почти безупречном костюме нового детища "Egosoft". Идеальных игр, как мы знаем, не бывает, но "X2" удалось приблизиться к этой планке очень и очень близко. Превосходная графика, интересный и затягивающий сюжет, действительно огромная, живая и динамично развивающаяся вселенная, внятное управление, а также безграничная свобода выбора делают игрушку лакомым кусочком для всех звездных скитальцев. Любой, от фаната Freelancer'а до любителя, прости господи, Battlecruiser'а (говорят, что и такие существуют), кто неравнодушен к эпическим космическим приключениям с завораживающими космическими баталиями, интригами с пришельцами и обязательным спасением половины галактики от явной или скрытой "Угрозы", найдет в "X2" для себя что-то свое. Я уже не говорю о поклонниках прошлых игр серии "Х", которые, запустив "The Threat", просто вернуться в дом родной, в котором провели капитальный ремонт, отчего он несказанно похорошел. Долгой жизни новому королю жанра!