Il-2: Forgotten Battles: Operation Fall Blau ( YuN )
Бей красных, пока не посинеют Если интерес к авиасимуляторам Второй мировой проснулся у вас не вчера вечером, то вы, очевидно, помните, что в исходном "Ил-2" было три кампании (две за СССР, 50 и 45 миссий, и одна за Германию, 85 миссий), все - статические. Одним из наиболее заметных изменений во второй игре, "Ил-2: Забытые сражения", был переход к динамическим кампаниям (кроме того, значительно возросло число самолетов, включая появление доступных игроку бомбардировщиков, и стран, за которые можно играть). Однако возможность делать статические кампании никуда из игры не делась; собственно, вооружась прилагаемым редактором миссий, этим может заняться любой. Чем, собственно, и воспользовались разработчики из германской фирмы X1 Software. Дополнение не включает ни новых самолетов, ни новых стран - только новые миссии. Так что, в некотором роде, история в очередной доказала свою склонность к развитию по спирали, привнеся в "Ил-2: Забытые сражения" дух первой игры, с ее статическими кампаниями для советской и германской стороны. Правда, кампании эти теперь куда обширнее (притом, что и прежние в свое время казались немаленькими). Полный вариант кампании пилота Люфтваффе, охватывающий период с 15 сентября 1941 по 18 апреля 1944, состоит аж из 350 миссий; есть укороченные, хотя тоже весьма продолжительные, варианты, позволяющие начать в мае 1942 (операция "Trappenjagd" (что можно примерно перевести как "топот погони"), проводившаяся 11 армией под командованием генерал-оберста фон Манштайна с целью захвата Керченского полуострова и сокрушения советской линии обороны в Крыму), в июне 1942 в районе Курска и Белгорода (собственно, как раз подготовка и начало операции "Blau" - "Синева", целью которой было разбить советские армии на юге, форсировать Волгу, перерезать линии снабжения противника и захватить нефтеносные районы Кавказа; эта операция и дала название всему дополнению, хотя причем тут Fall, решительно не знаю - слово это, как и в английском, означает "падение", и если таким образом авторы намекают на поражение Германии, то это весьма неуклюже) или в августе все того же 1942 под Сталинградом (но даже этот последний, самый короткий вариант все же включает 202 миссии!). Главным регионом кампании остается, однако, Крым - там она начинается (в полном варианте), оттуда вас периодически перебазируют на другие участки Восточного фронта и возвращают обратно, и там же все заканчивается весной 1944, когда германская армия предпринимала последние попытки удержаться в Крыму.
Советская кампания покороче - в ней "всего" 200 миссий и нет укороченных вариантов. Начинается она 5 июля 1941 под Смоленском и там же заканчивается 15 апреля 1944. В Крыму по ходу ее вы также побываете, равно как и на других критических участках фронта - под Москвой, под Сталинградом и т.д.
Обе кампании полностью линейные (в отличие от "Ил-2", где в некоторых местах все же были миссии, выбираемые случайным образом, хотя и без дальнейшего ветвления). Кое-где между миссиями вставлены видеоролики на движке игры, стилизованные под черно-белую кинохронику времен войны. Обе кампании истребительные (причем в советской разнообразие истребителей, на которых вы летаете, куда выше - германская проходится сплошь на разных модификациях Me Bf 109), хотя пару раз попадаются особые миссии, проходимые на другом типе самолета (самолете-"курьере", в качестве которого обе стороны используют польский PZL P.11c - формально он тоже истребитель, но безнадежно к тому времени устаревший и ценный лишь способностью садиться на короткую необорудованную площадку, и бомбардировщике - в германской кампании это родной He 111, в советской - трофейный Ju 87). Воевать в этих особых миссиях не надо, нужно лишь доставить самолет до места назначения, невзирая на погоду и время суток. Также и на обычных истребителях встречаются небоевые миссии, где цель - просто перегнать самолет на новый аэродром; враги могут этому мешать, а могут и вообще отсутствовать. Конечно, такие миссии придают кампании реализма - война состоит не из одних сражений - но интересными их (особенно где не встречаются враги) назвать сложно. Прочие миссии, в общем, обычные - боевое патрулирование, эскорт, перехват, атака и защита аэродромов, наземных объектов, боевой техники, поездов, кораблей... На историческую достоверность миссии не претендуют, хотя в целом кампании, разумеется, отражают реальный ход войны.
В качестве плюса следует отметить, что все миссии кампании доступны также в режиме отдельных миссий (правда, без говорящих названий - они просто пронумерованы по хронологии - и без кратких описаний; таким образом, чтобы узнать, о чем миссия, надо заходить в инструктаж. Понятно, что писать краткие описания для 550 миссий разработчикам было лень, но все равно как-то некрасиво).
Естественно, у меня не было времени протестировать такое количество миссий на предмет глюков, но те, в которые я играл, в плане геймплея были вполне корректны. Кое-где попадаются огрехи перевода - не переведены отдельные слова и даже финальный текст германской кампании (мне досталась английская версия, возможно, в русской это уже исправлено). В советских брифингах, написанных куда более пафосным языком, чем германские, имеются некоторые смысловые неточности - например, апелляция к "душам павших героев" была немыслима в атеистическом государстве. Ну и довольно нелепый глюк, жрущий лишнее место на диске - в директориях каждой из четырех версий германской кампании (полной и трех укороченных) сложены все миссионные файлы, а не только те, которые нужны. Это 1056 файлов на директорию, между прочим.
Впрочем, лишнее можно стереть вручную.
Как это все оценивать - сильно зависит от критерия. С одной стороны, от дополнения хочется новых самолетов, местностей и т.п. - но если авторы изначально хотели сделать только новые кампании и ничего кроме, можно ли это считать недостатком? С длиной кампаний, на мой взгляд, они переборщили - у кого найдется столько времени, чтобы проходить все эти сотни миссий, среди которых многие неизбежно слишком похожи? Лучше бы не выстроили все эти миссии в ряд, а сделали бы тот случайный выбор одной миссии из нескольких, что был в кампаниях исходного "Ил-2". И кстати, останавливаться на достигнутом они не собираются, обещая в финальных текстах выпустить в этом году новые кампании, "продолжающиеся с того места, где вы остановились" и, очевидно, уже до конца войны.
Ну а в остальном - "Ил-2" есть "Ил-2", со всеми его выдающимися достоинствами и незначительными недостатками.