Иллюстрация американской мечты. В 1837 году простой американский кузнец John Deere, прославившийся на всю округу своей смекалкой и изобретательностью, соорудил из сломанной пилы особый плуг, позволяющий легко и безболезненно вспахивать тяжелую и липкую почву. До этого момента многие фермеры вынуждены были покинуть насиженные места на Среднем Западе и искать лучшей доли в иных краях. И все из-за дурацкого плуга, который превращал работу в ад, поскольку его приходилось очищать от налипшей земли буквально каждые несколько шагов. Так самый обычный работник молота и наковальни вошел в историю. Впрочем, на этом одаренный изобретатель не остановился, чуть позже основал фирму, даровав ей свое имя. Компания "John Deere" стала расти, и к настоящему моменту из скромного магазинчика одного кузнеца выросла до огромной корпорации, которая опутала своими сетями порядка полутора сотен стран, и в число сотрудников которой приближается к пятидесяти тысячам. Производит она, как нетрудно догадаться, всевозможное сельскохозяйственное оборудование.
К чему я рассказываю вам эту историю? Да к тому, что приурочена она к выходу нового экономического симулятора (главным спонсором которого и является контора "John Deere" - если бы не это, то название вполне можно было бы заменить, скажем, на Farm Tycoon), позволяющего всем желающим почувствовать себя в шкуре рядового американского фермера. Видимо, очень уж хотелось потомкам именитого работяги прорекламировать свои зеленые трактора и сеялки в геймерской среде, хотя шаг, как вы понимаете, довольно спорный. Управлять отелями, казино, круизными лайнерами, на худой конец автомобильными заводами - это еще куда ни шло, но чтобы фермой. По-моему рассекать на тракторе по полям, доить коров и выращивать пшеницу, постоянно следя за ценами на рынке, указывать фронт работ наемной рабочей силе, менять рацион питания свинкам, опылять свои посевы химикатами, вызывать ветеринара и т.п. далеко не так же интересно, как, например, обустраивать какие-нибудь фешенебельные апартаменты последним словом дизайнерской мысли. Но деваться-то теперь некуда. Что ж, пусть будет ферма.
Как и полагается любому уважающему себя магнату, John Deere American Farmer обладает аж сразу несколькими игровыми режимами. Если быть точнее, то целыми двумя. Рядом с десятью сценариями, в каждом из которых можно выбрать один из трех уровней сложности, мирно соседствует "Free Play", позволяющий играть сколь угодно долго, не заботясь о выполнении каких-то там условий. Сценарии, в принципе, довольно стандартны для жанра tycoon'ов: заработать указанную сумму, собрать такой-то урожай кукурузы, вырастить и продать 10 000 свиней, купить два дополнительных участка земли, рассчитаться с долгами, надоить 1500 ед. молока, причем все за определенный период, и далее в том же духе. Пожалуй, только один был весьма оригинальным. В качестве доброго папаши-фермера вы должны выполнять все прихоти своей дочери, которая просит покупать себе разные недешевые развлечения, начиная от пони и заканчивая бассейном.Сумеете продержаться и удовлетворять эти глупые капризы в течение пяти лет, считайте, что вы победили.
На освоение местного хозяйства уходит какое-то время, поэтому далеко не лишним оказался встроенный многостраничный мануал, объясняющий все тонкости разведения животных, покупки техники, операций на рынке или возделывания земли. Подконтрольных вам работников (их легко нанимать и увольнять, а еще они иногда просят повышения зарплаты) можно направлять на все работы вручную, просто выбирая и тыкая в нужное здание или трактор мышкой, или же поставить их на "авто-пилот". К сожалению, пахать или сеять на тракторе они почему-то сами не догадываются, и способны только кормить животных, доить, убирать за ними, лечить, чинить здания и продавать побочные товары, так что эти операции приходится проделывать самостоятельно. К примеру, процесс от начала до конца выглядит примерно так: сперва нужно взрыхлить землю трактором с прицепленным к нему плугом, потом посеять семена сеялкой, далее обработать культиватором, опылить химикатами (это необходимо делать специальным трактором, а химии тут три типа: удобрения, пестициды, гербициды, можно даже заказывать специальный самолет) и только после этого комбайном собрать урожай. Дополняют автопарк грузовички для перевозки людей, начиная с простых и дешевых и заканчивая дорогими, рассчитанными всего на одного пассажира.
На самом деле процедура довольно утомительная, учитывая еще, что время здесь тянется непозволительно долго. Зиму авторы начисто вычеркнули из своего календаря, зато период с марта по ноябрь ползет со скоростью в два раза медленнее внезапно впавшей в кому черепахи, даже та утроенной скорости. Лишний раз убеждаешься, что фермерство - удел самых терпеливых и упорных, а остальным здесь попросту нечего делать.
Предлагаемый набор основных зданий для фермерской жизни оказался не таким большим, как ожидалось (амбар, загоны для скота, силосная башня, сарай с инструментами и т.д.), зато приятно удивили постройки для хобби (например, небольшие парники) и излишние декоративные украшательства. Так, вы даже можете поставить памятник неизвестному фермеру у себя на участке размером с пятиэтажный дом. Или статую золотого трактора, или батут вкупе со скромный бассейн. Что неудобно, так это невозможность строить в режиме real-time. Для начала нужно забраться в специальное строительное меню, где время останавливается. Для его продолжения необходимо перейти обратно в play mode. Каждый раз, когда необходимо построить новый свинарник или соорудить очередное поле, переходы туда-сюда-обратно начинают порядком утомлять. Однообразный геймплей изредка оживляют внезапные события, вроде нашествия на скот новой болезни или проникновения в ваш дом воров, который утянут с собой полторы штуки американских президентов.
Графика восхищения не вызывает ни при каком приближении. Про такую еще можно сказать - третий сорт, не брак. Модели людей, техники, зданий трехмерные, но вращать камеру нельзя, зато есть zoom. Карты все на одно лицо, такие же плоские, то есть практически без рельефа, при этом еще маленькие и практически безжизненные. Поскупились дизайнеры не только на деревья, но и на все остальное. Удачно получились разве что только трактора и прицепы к ним, ради которых, похоже, и затевался весь этот проект. Музыка также не впечатляет, хотя к ней претензий меньше. Преобладают здесь, оно и понятно, задорные мотивчики в стиле кантри.
Впрочем, целый комплект выявленных недостатков вовсе не дает права считать JDAF какой-то левой наколенкой. Нет, отчего же, богатый выбор техники, встроенный редактор карт, довольно продвинутая финансово-экономическая модель и профессиональный подход даже к мелким деталям (каждое поле имеет целый ворох показателей, начиная от качества, влажности, урожайности и бог знает чего еще; не отстают и животные - их нужно кормить, лечить, чистить, доить) позволяют разглядеть в творении Gabriel Entertainment вполне здоровый и жизнеспособный бизнес-сим, обладающий всеми необходимыми для жанра компонентами. Шероховатостей, конечно, много, но критических не так чтобы очень. Пожалуй, единственным его серьезным недостатком является выбранная тема фермерства, ибо это довольно скучно.
В итоге получилась весьма своеобразная, очень специфическая и оригинальная бизнес стратегия. Любителям сельской жизни в целом и фермерства в частности, возможно, и придется по вкусу, если удастся закрыть глаза на отсутствие хоть какой-то мотивации проходить миссии, слабую графику, так себе управление и прочие мелкие огрехи.
Остальным просьба не беспокоиться. Лучше проходите себе потихонечку мимо, если вас вдруг не стали привлекать игры категории "на любителя", к которым наш сегодняшний гость относится на все сто.