Автобойня в ассортименте. Старая песня на новый лад. Когда хочется расслабиться после напряженного трудового дня или же приятно скоротать нудный обеденный перерыв, возникает желание запустить на своем компе что-нибудь простенькое, но со вкусом, быстрое и динамичное, не отягощенное десятком экранов настроек и дюжиной модифицируемых показателей, с возможностью нажать "Esc" в любой момент, без особого вреда для себя и окружающих. В общем, какую-нибудь аркадку. Банальную, трехкнопочную и без лишних извилин. А хотя бы и гоночную, чем они хуже всех остальных? Да, собственно, ничем, в чем мы можем лишний раз убедиться на свежем примере от британской команды разработчиков. "Supersonic Software", как говориться, не первый год замужем и, видимо, уже собаку съели на своих простых, как гаечный ключ, гоночных симуляторах. Они уже успели, к примеру, порадовать поклонников жанра выпуском "Micro Maсhines 2". Теперь вот решили продолжить знакомую тему еще одним микромашиночным симулятором, основанном, кстати, на телешоу с аналогичным названием. Прежняя идеология с плоских, заранее отскролленных экранов, где мы управляли мелкими, не более половины мизинца, машинками, причем нередко сразу несколько человек за одним компьютером, плавно перекочевала в симпатичное трехмерное окружение. Намертво прибитая прежде к своей плоскости top-down камера была заменена на своего плавающего наследника, умеющего, когда надо, подлетать поближе, чтобы в упор отснять выпуклый бок нового спортивного авто, или же, наоборот, взмыть высоко в небеса, когда разрыв между первой и последней машинками становится неприлично большим.
Впрочем, с камерами вас ожидает еще несколько забавных фокусов, но их разбор мы оставим на сладкое. Итак, здесь вы можете, как и предполагалось, сыграть в мультиплейер до четырех человек за одним компьютером, конечно при наличии дополнительных контроллеров, или же в одиночку проходить различные игровые режимы и открывать новые трассы. Недостающих игроков всегда заменят компьютерные болванчики. Мультиплейер может предложить на выбор следующие режимы: стандартные покатушки, где "все против всех" и командную игру. Еще его интересной особенностью является то, что выбывший из гонки игрок не остается сторонним наблюдателем, а усаживается в кабину вертолета и может "поливать" огнем носящихся по трассе гонщиков. Наверное, чтобы тем жизнь медом не казалась.
Одиночная игра может порадовать своими оригинальными режимами как ветеранов микромашиночного движения, так и новичков. Здесь можно погонять и в "Time Trial" на время, сыграть в "Quick Battle", выбирая количество участников, трассу, наличие/отсутствие оружейных бонусов, уровень сложности от новичка до профи, или же посоревноваться в "Challenge Cup". Где по мере выполнения заданий (для каждой трассы их предусмотрено ровно три штуки)открываются новые трассы, бонусные опции, и даже те же режимы. Всего трасс насочиняли тринадцать штук и этого количества, учитывая определенную сложность отдельных испытаний, надо думать, с лихвой хватит на несколько предусмотрительно освобожденных от прочих забот душных летних вечеров.
Гонки с... вертолетом. Основным режимом здесь, пожалуй, является битва с соперниками, но не на уничтожение, а за очки. Именно так разработчики решили подойти к проблеме игры вчетвером за одним компьютером, вместо того, чтобы делить экран на две или четыре части. А что, довольно разумно. Стоит лидеру оторваться от преследователей на значительное расстояние, уже не помещаясь на одном экране, как гонка тут же приостанавливается, чтобы через секунду возобновиться снова. Победитель плюсует к своему счету призовые очки (для победы нужно набрать восемь очков), проигравшие вычитают, и все начинается сначала. Снова все машины стоят у новой стартовой линии, то есть у того места, докуда успела доехать головная машинка к тому моменту, и ждут нового рестарта. Снова все целы и невредимы, а трасса вновь усеяна свежими бонусами. Если с равным успехом начинают сменяться лидеры, то заезд может продолжаться сколь угодно долго. Только-только удается отыграть очки, вырвавшись вперед, как в следующее мгновенье их же и теряешь, замешкавшись на повороте или врезавшись в груду заботливо припрятанных дизайнерами бочек. Конечно, при одиночной игре это уже не столь актуально, но подобный "рваный" ритм гонок с набором очков преобладает и здесь, так что приходится мириться.
Поначалу, конечно, столь необычные соревнования, где
остановки и рестарты сменяют друг друга чуть ли не каждые полминуты, здорово напрягают, но потом все же привыкаешь. Через пару заездов уже получается не отставать, а нестись в единой кучке машинок, сводя к минимуму эти дурацкие остановки. Потом уже запросто вырываешься вперед, и новые стартовые отмашки вновь начинают напоминать о себе.
Впрочем, не очками едиными... Оставили авторы в неприкосновенности и самый обыкновенный режим, когда главное первым доехать до финиша, намотав три круга дистанции. Здесь вас насильно останавливать уже никто не станет, разве что это попробуют сделать соперники при помощи своего оружия, и можно счастливо рулить до самого финиша. Наблюдаются и его вариации, например, где необходимо просто доехать до финиша, и уже не важно на каком месте. Единственный сход с дистанции, падение в пропасть или подрыв на мине приводят к моментальному проигрышу.
Не остались позабытыми и любители экзотики. Для таковых предусмотрены гонки с бомбой на крыше(!) и необходимостью за отведенное время миновать несколько последовательных чекпойнтов, иначе бомба взорвется, и гонка завершится. Или погоня за "беглецом", которого необходимо "осалить" до того, как он успеет проехать три круга и пересечь финишную ленточку. Наконец, битва с вертолетом. С каким еще таким вертолетом? Ну, как же, с самым обыкновенным. Вы подбираете на трассе пулеметы и ракеты, а затем пытаетесь сбить вертолет, которые все время маневрирует перед самым вашим носом, да еще недовольно огрызается мощным ответным огнем. Задачка, что и говорить, довольно сложная, но выполнимая.
Последние три режима демонстрируются совсем с иной камеры(в процессе игры их, к сожалению, переключать не разрешают), нежели остальные. Она никуда не улетает и железно висит за вашим авто (соперников ведь нет), причем на довольно близком расстоянии, напоминая уже нечто вроде "Need for Speed", а никак не "микромашинки-в-3D". Продолжая тему виртуальных камер, нельзя не упомянуть и про бонусный раздел, в котором самые терпеливые отыщут целых четыре новых ракурса. Один позволит вам гонять с только что упомянутым видом и в обычных гонках с соперниками. Другая камера неожиданно перевернет картинку "вверх тормашками", следующая превратит в классические "micro machines" с тем самым фиксированным видом сверху. И, наконец, последняя камера буквально размоет все границы, сделав изображение дрожащим и нечетким, особенно на скорости. Ощущения после езды в таком "пьяном" пространстве получаются довольно оригинальные, так что советую попробовать.
Бонусы в виде разбросанных по трассе разноцветных боксов в Mashed представлены преимущественно оружием, никакого здоровья, замедления времени или дополнительного ускорения. Все эти глупости оставлены за бортом, а на дорожке же можно подобрать и использовать: пулемет с лазерным прицелом, миномет, ракеты, ружья, огнемет, коробки с маслом, ослепляющие гранаты (вспышкой действительно застилает весь экран на пару секунд), мины и бомбы. Иногда, впрочем, лучше не отвлекаться на подбор очередного бонуса, а просто на всех парах пронестись мимо, отрываясь от преследователей и зарабатывая очки. Последние же, как раз наоборот, стараются не пропустить мимо себя ни одного ящика с боезапасом, что иногда выходит им боком.
Яичница отменяется. Графически "Mashed" можно отнести к средней весовой категории: революционных красот не заметно, достоинства умеренные, зато и недостатков мало. Все сделано с хорошим вкусом и любовью к деталям, в целом добротно, но не более того. Трехмерные трассы выглядят весьма аппетитно, взрывы и различные эффекты не обманывают ожиданий, хотя от такого проекта хотелось бы чего-то большего. Наряду с запоминающимися треками в заснеженных горах (со скольжением и заносами на льду), на улицах ночного мегаполиса и линиях метро, на берегу океана, о который разбиваются волны бушующего прибоя, или вокруг полуразвалившегося храма в пустыне, нам демонстрируют и откровенно слабенькие карты. Например, почти до основания разбомбленный город, где на обочине стоят танки и стреляют прямо под колеса проносящимся мимо автомобилям. Без сожаления на местные текстуры и не взглянешь.
На одной карте, слегка напоминающей кусочек московской кольцевой, немного соригинальничали и запустили трафик в виде бесконечного потока грузовиков в обе стороны. Конечно, носиться в плотном потоке четырехрядного движения длинномерных фур было довольно необычно, но это можно занести скорее в плюс. Порой кататься мешают всякие технические устройства вроде работающего крана или проносящихся мимо кабинок подвесной канатной дороги. Ну, а забавы ради можно прыгать на трамплинах, да разносить в стороны всевозможные заборы, бочки, колонны, которые еще потом долго катаются под колесами (благо, согласно законам физики) и мешают маневрировать. Модели машин сильно не впечатляют (хотя радует то, что для каждой трассы предусмотрены свои машинки: багги, спортивные, ретро и т.п.), являя собой нечто среднее между гоночками попроще и симуляторами понавороченнее. О модели повреждений смешно говорить, потому что авто здесь не мнутся, а просто моментально взрываются, чтобы через пару секунд вновь, как ни в чем не бывало, продолжить гонку. Разрекламированная возможность разбиться буквально в лепешку не более чем рекламный трюк. Музыкальное сопровождение вполне характерно для приставочных аркадок, в меру бодрое и ритмичное, и особых нареканий не вызывает. Есть даже специальная кнопочка, позволяющая выпустить пар и засыпать оскорблениями конкурентов. Пустячок, но далеко не лишний.
Совсем неплохо. В итоге имеем крепкие аркадные гонки, способные заинтересовать всех заскучавших поклонников жанра. Предпочтительнее играть в коллективе, но и одиночная игра способна приятно удивить, как довольно сообразительными оппонентами, так и неожиданными игровыми режимами. Чего стоит только одна дуэль один на один с геликоптером. Приятная графика и шустрый геймплей, поначалу, правда, весьма озадачивающий своей фирменной фишкой - частыми "фальстартами", соседствуют с приставочной наследственностью игрушки (она вышла еще на PS2 и Xbox). Что выражается в крупном шрифте, ограничении в смене раскладки по своему желанию, системе сохранений и прочих незначительных, но малоприятных мелочах. Играть это не мешает, но в глаза бросается. В общем, несмотря на мелкие огрехи, проект можно считать удачным. Фанатам маленьких машинок, больших скоростей, стрельбы и недетских страстей стоит обратить на него свое внимание.