Раз ковбой, два ковбой... Времена классических двухмерных квестов, кажется, уже навсегда канули в Лету (это не касается отечественного рынка - у советских, как известно, собственная гордость). Новый век принес с собой новые технологии. Похожая ситуация, кстати, наблюдается и с полнометражными мультфильмами - рисованные творения голливудских кудесников регулярно проваливаются, а посему новые задумки попадают под нож, в то время как едва ли не любые трехмерные идут, что называется, на ура. Что ж, да здравствует вездесущее 3D, раз уж нам от него никуда не спрятаться.
"Оттрехмерить" еще одного (в прошлом широко известного в узких кругах) героя решила и испанская команда "Revistronic". Первое приключение, описывающее похождения горе-ковбоя Фенимора Филлмора, "Три черепа Толтеков", вышло еще в 1996 году. Безумной популярности игра не снискала, но спросом пользовалась. И на этот раз нам предстоит разгребать проблемы одних жителей и наступать на мозоли другим, и все это в трехмерной обертке.
Об оформлении стоит сказать особо, ибо оно того действительно заслуживает. Авторы хвастаются производительностью движка, способного обсчитывать какое-то безумное количество полигонов, и прочими спецэффектами, но на деле внимание приковывают к себе симпатичные модели персонажей, которые по стилю чем-то напоминают героев отечественного мультсериала "Дятловы". Все остальное выглядит заметно. В глаза бросаются не слишком хорошо обструганные полигоны шкафов и фермерских заборов, квадратные деревья и прочая кособокая утварь. Некий налет шарма в этом тоже имеется, но умиляться уже не тянет. И что еще хуже, недостойная работа камеры, которая сама выбирает ракурсы для показа (мягко говоря, не всегда удачно), и периодическое цепляние за углы и неоднократная пробуксовка на месте главного героя начинают просто выводить из себя. Кроме того, для корректной работы игрушки вам потребуется графическая карта с 32 MB на борту с поддержкой T&L; на других игра, к превеликому сожалению, попросту не пойдет.
Сюжет здесь, что называется, не обезображен интеллектом, и вполне типичен для игр подобного жанра. Легкость и ненавязчивость - вот, пожалуй, его основные достоинства. Главный персонаж должен сделать так, чтобы добро в очередной раз победило, а зло устыдилось и, поджав хвост, забилось в самую глубокую нору, какую только смогло найти. Некий богатый скотопромышленник, Ульям Старек, поставил на колени маленький городишко, и хозяйничает в его закромах, как в своем собственном кармане. Все здесь находятся или у него в подчинении (даже местный шериф кормится "с рук" олигарха), или вот-вот под него попадут. Последние два владельца фермерских хозяйств в округе поставлены перед выбором - или они быстренько, без шума и пыли, продадут свои земли Стареку, или же... все равно распрощаются со своей собственностью, рано или поздно, но при этом всем будет больно, плохо и очень обидно. Волею случая в эти разборки умудрился вляпаться наш Фенимор Филлмор, так что ему теперь и расхлебывать ситуацию.
Если вы еще не знакомы с этим прирожденным неудачником, то следует сказать, что сей знатный малый притягивает неприятности, словно магнитом. Он и с лавки не способен встать, чтобы при этом что-нибудь не разбить, уронить или сломать. Даже свое оружие, два револьвера, он не уберег и умудрился посеять, в итоге не нашел ничего лучшего, как заменить их игрушечными. В общем, именно такой недотепа должен помочь фермерам починить забор, не допустить прибытия поезда с бандитами Старека и раздобыть кругленькую сумму, чтобы разжиться у хозяина универсального магазина боеприпасами для достойного отпора мордоворотам местного авторитета. Да, и куда ж вестерну (пусть и игрушечному), да без любовной истории. В ней оказались замешаны, с одной стороны, вышеозначенный раздолбай Филлмор, а с другой - красавица Рианнон, по профессии - учительница в школе, а по совместительству - родная племянница лютого негодяя Старека. Плюс, похоже, единственная законная наследница брата Старека, который погиб при весьма странных обстоятельствах.
Перемещаться между основными локациями - парочка загородных ферм, школа, город (непременно с салуном и офисом шерифа, еще магазинчиком, банком и вокзалом), мост, ранчо Старека, ярмарка - приходится на верном скакуне (по оригинальной трехмерной карте), который почему-то совсем не хочет катать своего наездника бесплатно. Приходится в несколько приемов выращивать (или купить в магазине) морковку и скармливать ее неблагодарной животинке. Со временем "заправлять" коняшку морковкой начинает утомлять. На этом разработчики не остановились, решив еще более усложнить жизнь Фенимора. Для этого в игру ввели деньги. На них можно купить полезные (или бесполезные, только узнаешь об этом уже потом) вещицы, расплатиться с барменом, хозяином магазина, телеграфистом, банкиром или даже сыграть в местную рифмоплетческую забаву с употреблением горячительного напитка. Что совсем странно, но добывает Филлмор свои финансы совсем неблагородным способом - просто нагло ворует из ящиков, комодов и шкафчиков, причем прямо на глазах ничего не предпринимающей к спасению своих кровных публики. Нет бы, честно где-нибудь заработать, а не тырить, словно последний медвежатник.
В "Фениморе Филлморе", как и во всяком порядочном квесте, основное время принято тратить (не считая вышеупомянутый поиск денег и выращивание морковки) на прогулки по окрестностям, пиксель-хантинг (наверное, теперь будет правильнее - полигон-хантинг) разговоры с персонажами и поиск предметов, с их последующим применением друг на друге и на активных областях экрана. Управление - самое простейшее и осуществляется только при помощи мышки: курсор может меняться на четыре иконки - идти, взглянуть (именно посмотреть в упор, а не прослушать комментарий, их здесь не так много), использовать и говорить. Безделушек, которые будут валиться в ваш инвентарь, подобно снежинкам в морозную ночь, авторы не пожалели, поэтому уже спустя каких-нибудь полчаса вы сможете там обнаружить десятки самых разных предметов (а всего их порядка 80). К счастью, синдрома "особо тупых квестов" пока что выявлено не было, и применение предметов можно считать в основном вполне обоснованным и разумным.
В заключение хочется сказать, что квест получился вполне на уровне. С яркой, запоминающейся графикой, колоритными персонажами и даже не самым плоским юмором (во вступлении не забыли лягнуть "Матрицу"), слава богу, без надрыва и антисанитарных потугов. Временами, конечно, шутки про нелюбовь Филлмора к артишокам начинают зудеть в печенках, да и с переводом бывают проблемы, (зачастую плохо стыкуемые, благодаря стараниям локализаторов, между собой вопросы и ответы, нагоняют тень на плетень), но в целом играть можно. Конечно, новому Филлмору-в-3D с нынешними лидерами квестового жанра квестов тягаться явно рановато, но постоять рядом совсем не стыдно.