Героями игр данного жанра становились самые различные персонажи, но на этот раз главная роль досталась геометрическому телу, внешне похожему на мяч. Слова в английском языке не существует, но авторы, видимо, пытались навести игрока на мысли о шаре, которому поневоле приходится балансировать на грани различных поверхностей. Разработчики не стали утруждать себя созданием сюжетной линии, поэтому осталось тайной, каким образом и зачем шар попал в город, расположенный в огромном туманном облаке и наполненный трубами, желобками, мостиками, другими причудливыми сооружениями и механизмами.
Город представляет собой множество платформ, соединенных друг с другом. Смысл всего путешествия не совсем понятен, зато предельно ясно то, что шар должен пройти нелегкий путь от начала до конца уровня, где воздушный плот унесет его в заоблачную даль. В игре 12 локаций, а открываются они последовательно. В начале уровня предоставляется 1000 очков, уменьшающихся на 2 единицы каждую секунду. На уровнях спрятаны призовые бонусы, пополняющие общее число очков. Подбирая такой бонус, можно заметить множество мелких осколков, следующих некоторое время за шариком, их тоже нужно успеть захватить, пока они не рассеялись, чтобы приплюсовать себе дополнительные очки. Впоследствии выводится средний балл за уровень, учитывающий его сложность, набранные очки и сэкономленные шары. Дополнительные жизни в небольшом количестве разбросаны по уровням. Впрочем, взяв такую жизнь из труднодоступного места, вернуться на главную дорогу в целости не всегда получается. Лучшие результаты игры можно посмотреть на веб-сайте Ballance, а если ваш личный рекорд оказался значительнее, то, загрузив на сайт нужный файл, вы окажетесь в соответствующей таблице (по одной на каждый уровень).
На плоскости расположены клетки-трансформеры, меняющие физические свойства и материал (дерево, камень, бумага), из которого сделан мяч. Здесь имеются свои особенности: бумажный шар вряд ли способен привести в действие хотя бы простейший механизм, зато вес позволяет ему летать на потоках воздуха, используя вентиляторы, но и упасть с маленькой платформы можно значительно быстрее. Ключевой момент игры заключается в использовании трансформеров в зависимости от участка, который нужно пройти. Однако бывают ситуации, когда путь через трансформер - единственная возможная дорога, вынуждающая адаптироваться к новым условиям окружения. На более сложных уровнях игроку приходится самостоятельно искать правильный путь, выбирая подходящий шар.
Конечно же, не обошлось и без точек сохранения, позволяющих продолжать игру с достигнутого ранее момента. Недостатка в таких точках не наблюдается, только все последующие механизмы придется активировать заново, а еще шар в том виде, в котором был утерян. Таким образом, даже если точка сохранения впервые была пройдена мячом из дерева, а впоследствии с обрыва упал каменный шар, то и начинать заново придется именно в виде каменного булыжника, что не всегда удобно. Однако подобранные ранее жизни также возвращаются на свои прежние места на платформах.
Для успешного прохождения игры понадобится ловкость рук в управлении шаром и наблюдательность, позволяющая быстро оценить принцип работы некоторых механизмов, которые с каждым новым уровнем все усложняются. Головоломок как таковых в Ballance практически нет, поэтому задействовать интеллект необязательно. К тому же общую монотонность игрового процесса осилить непросто, а для того, чтобы дойти до последнего уровня, необходимо обладать огромным запасом терпения.
Игру дополняет многообразие звуковых эффектов, сопровождающих перемещение шара по различным типам поверхности и касание окружающих объектов. Шум грома, присутствующий в Ballance, не представляет особого интереса, т.к. погодные условия визуально никак не отображаются, разве что изменением окраски облака. Поначалу музыка в игре интригует мелодиями в стиле техно, но, как оказывается, вместо полноценных композиций имеется лишь набор сэмплов, чередующихся в случайном порядке. К сожалению, длина этих сэмплов редко превышает полминуты, поэтому иногда катить шар к цели приходится почти в полной тишине.
Управление камерой ограничивается поворотами на 90 градусов, а также возможностью посмотреть на окружение сверху, что, впрочем, весьма полезно и позволяет быстро оценить обстановку, увидев дальнейший маршрут. Вести мяч по лабиринту удобно, но управление зачастую слишком чувствительно реагирует на команды с клавиатуры, что приводит к многократным падениям за границу платформы. Для преодоления препятствий иногда приходится сильно разогнать шар, а в других случаях ускорение - верный путь к гибели. Все это требует мгновенной реакции.
В графическом плане разработчикам удались лишь передаваемые ощущения от наблюдения за происходящим. Шары умеют соскальзывать на нижние уровни и взлетать на самый верх, путешествовать по извилистым дорожкам и желобам, а переход между отрезками рельсов, расположенными перпендикулярно друг к другу, даже завораживает. Спецэффектов и анимации игре явно не хватает, поэтому небесный город почти не подает признаков жизни. Интерес представляет лишь падение шара вниз, которое действительно заставляет поверить в то, что платформы находятся на очень большой высоте от земли.
Игра выполнена в соответствии с законами физики, а инерция, гравитация и свойства шаров оказывают заметное влияние на все происходящее на экране. Например, от угла наклонной плоскости зависит возможность каменного шара вкатиться на нее. Впрочем, неясно, как же эти самые шары двигаются вперед по ровному участку пути лишь по нажатию одной клавиши. Наверное, внутри у них находятся вечные двигатели. Без других недоработок физической модели не обошлось: легкий деревянный шар почему-то в состоянии подвинуть каменный булыжник, к счастью, не на слишком большое расстояние.
Все уровни Ballance проходятся в течение нескольких часов. Перекатывать шар по небесным горкам вначале даже увлекательно, однако впоследствии интерес к игре быстро угасает, в основном, из-за ее однообразия и недостаточно хорошего музыкального сопровождения.