Супротив мирового зла... Они все еще живы. И они все еще борются за свое выживание в мире супернавороченных трехмерных стрелялок и фотореалистичных симуляторов. Речь идет об одной из самых старых разновидностей компьютерных игр - аркадах со скроллирующимся сверху вниз экраном, по которому миссию за миссией ползет ваш боевой летательный аппарат, отстреливаясь и уворачиваясь от неисчислимых полчищ летящих сверху и с боков врагов, засыпающих его всякой смертоносной гадостью, подбирая появляющиеся в воздухе (чаще всего на месте забитых врагов или взорванных контейнеров) бонусы с новым оружием, боеприпасом, временной неубиваемостью и т.д. и т.п. и периодически гася вражеские базы или "больших боссов". Ветераны, заставшие компьютеры типа Yamaha MSX, помнят часы, проведенные за играми типа Zanac или Alesta... Впрочем, часы эти объяснялись не столько такой уж потрясающей играбельностью этих продуктов, сколько отсутствием в те времена достойной альтернативы. Теперь таких альтернатив завались, и все же они еще живы и борются...
В какой области здесь возможна борьба? Явно не в области оригинальных идей - их в этом древнем и примитивном жанре быть просто не может. Особых сюжетных наворотов для игры, где главная и единственная задача - лети вперед и стреляй во все, что движется, и во все, что неподвижно, тоже не придумаешь. Так что остаются спецэффекты. Такие игры, двухмерные по своей сути, давно уже обзавелись неким намеком на трехмерность рельефа и объектов и стараются впечатлить пользователя красочностью и обилием взрывов. Компания Divo Games избрала именно этот путь.
Сюжет, как водится в таких играх, представляет собой нечто смутно намеченное и необязательное. Какие-то враги сбили какой-то спутник, вас, в качестве лучшего пилота вертолета, посылают с ними разбираться, выясняется, что за ними стоит некая организация N.I.T.O. (не путать с NATO - кстати, играете вы, судя по всему, за американца), но она вроде как тоже не последняя инстанция... В общем, вы фактически в одиночку сражаетесь с неисчислимыми силами мирового зла (более сотни видов, если верить разработчикам - я, сами понимаете, не считал) в разных странах и континентах (пять видов ландшафта). А что, вы ждали чего-то иного?
Занимаетесь этим вы на протяжении 18 этапов, перед каждым из которых можете выбрать вертолет из числа доступных (изначально доступен один, в общей сложности - шесть). Вертолеты отличаются лишь двумя характеристиками - скорость и броня (ну и внешним видом, конечно). По ходу дела можно подбирать 10 видов основного оружия (всевозможные пушки, простые и энергетические, некоторые стреляют прямо перед собой, другие - с большим или меньшим разлетом снарядов в стороны), 5 видов ракет (пара ненаводящихся, менее и более мощные, аналогичная пара самонаводящихся (цель себе выбирают сами) и "дуплетные"; все ракеты кончаются), а также разнообразные бонусы (очки и звездочки, повышающие звание, починка двух уровней, временная неуязвимость, возможности вызвать удар поддержки со спутника или с воздуха, залп аннигилятора, временное повышение маневренности, временное замедление и дополнительная жизнь - по умолчанию жизней, как водится в таких играх, три) плюс еще 4 супербомбы, наносящих либо один большой удар, либо нескольких поменьше, зато в разных частях экрана. При взятии нового оружия или спецсредства автоматически происходит переключение на него, но при этом предыдущее не исчезает - вы можете переключаться между всем, что у вас есть. Отдельно переключаются пушки, отдельно ракеты и отдельно все прочее; соответственно, приводятся в действие они тоже тремя разными кнопками. Так что можно одновременно стрелять из пушки и пускать ракеты, а вот стрелять сразу из нескольких пушек нельзя.
Можно проходить игру вдвоем на одном компьютере в кооперативном режиме, один, скажем, с мышкой, другой - с клавиатурой или джойстиком (управление переопределяется).
По части графики, помимо обилия врагов, можно отметить качающиеся деревья, динамическую воду и, разумеется, буйство всевозможной пиротехники. Есть ночные этапы и меняющиеся погодные условия (осадки).
Все это, может быть, и неплохо, да вот только разработчикам, в погоне за богатством возможностей и спецэффектов, изменило чувство меры. В итоге за сплошным сверканием зарядов и взрывов становится затруднительно разобрать, где враги, где какие снаряды и от чего и куда уворачиваться. Просто летишь и лупишь по всякой подвернувшейся цели, не особо заботясь, что при этом происходит вокруг тебя. И вспоминать преимущества и недостатки конкретных пушек, ракет и бонусов в этой, воистину, мясорубке тоже оказывается совершенно некогда - лупишь первым, что подвернется под руку. Тактика, на самом деле, не сказать чтобы выигрышная - я не добрался и до середины на среднем ("нормальном") уровне сложности (всего их 5).
И тут, кстати, открылся совершенно безобразный глюк. Когда я лишился последней жизни, игра просто-напросто повисла! Причем эксперимент был повторен после перезапуска в отсутствии других задач, и глюк оказался устойчивым.
Но и это еще не все. Что в аркаде нельзя записываться посреди миссии - это понятно. Но когда я, выйдя из игры и войдя в нее снова, обнаружил, что мне предлагается заново переигрывать все миссии, которые я уже прошел - тут уж моему терпению пришел конец, и мышь легла на опцию деинсталляции.
На фоне такого издевательства отсутствие полноценного вступительного ролика и озвучки реплик пилота и командующего - это уже сущие мелочи. Музыка, кстати, у меня тоже не играла, хотя громкость была поставлена на максимум (взрывы грохотали вполне успешно).
Короче говоря, если бы оно хотя бы не вешалось при гибели, можно было бы рекомендовать как игрушку на вечерок. Но в нынешнем виде "Мясорубка" не годится и в этом качестве.