На войне как на войне. "Тупой AI" - такой характеристикой награждают сейчас три из четырех "стрелялок", а ощутимого прогресса не наблюдается. На фоне этого недовольства, как грибы после дождя, стали нарождаться чисто многопользовательские шутеры, предлагавшие сразиться с толпами живых игроков, сидящих у своих компьютеров по всему миру. Особняком среди них стоят глобальные сетевые баталии с намеком на реалистичность, где авторы честно пытаются копировать реально существующие типы экипировки и стрелкового оружия, а также модели плавающей, ездящей и летающей техники. Типичный пример - Battlefield 1942 двухгодичной давности, о котором мы еще вспомним, и не раз. Волна подобных милитаристских игрищ еще не схлынула, а наоборот накатывает. И сегодня мы рассмотрим очередной пример такой виртуальной войнушки, "стенка на стенку", выряженной в камуфляж цвета хаки, с горами оружия и боевой техники, местом действия которой стал обширный регион между Сибирью и Аляской, а временем - самое ближайшее будущее.
Уже давно известно, что гораздо проще и быстрее клонировать удачную идею, нежели долго, в муках рожать собственное творение. Похоже, что разработчики из "Wings Simulations" решили пойти по первому пути, взяв за основу сразу два раскрученных проекта: "Battlefield 1942" и "Operation Flashpoint", добавив собственных мыслей в меру их наличия. Благо, военная тематика этим ребята знакома - еще в 1999 году они выпустили вполне приличный танковый симулятор "Panzer Elite".
Если в BF1942 мы воевали во времена второй мировой, во Flashpoint'e пытались разрулить ситуацию в альтернативном прошлом образца 1985-го года, то Soldner забрасывает нас в ближайшее будущее, а именно в 2010 год. К этому времени ведущие мировые державы, США и Россия, устали от роли "мировых жандармов" и потихоньку стали сворачивать свои амбициозные военные программы. Открыто противостоять друг другу уже никто не решается, зато пышным цветом расцвели тайные военные операции. На этом фоне возросла военная активность стран поменьше, которые стали активно пользоваться услугами Специальных Сил из числа международных наемников. В этой игрушке вы как раз и выступаете в роли "солдата удачи" одного из таких подразделений, за определенную мзду уничтожая одних и защищая других, выводя из строя некие Особо Важные Объекты, добывая и переправляя секретные сведения, и т.д., и т.п.
Один для всех?
С первого взгляда на Soldner становится понятно, что он затачивался исключительно для нужд мультиплейера, а одиночный режим авторы приклеили впопыхах, видимо, ради лишней строчки в списке Features. Увлекательный сюжет разработчики решили никому не рассказывать, заменив ее "динамически генерящимися миссиями", что на практике означает шаблонный набор из стандартных заданий, от которых зубы сводит скукой уже на первом десятке. Завершая описание сингла, можно отметить, увы - опять, практически никакой искусственный интеллект "железяк", которые могут на четырех танках тыкаться носами в стены или деревья, покуда вы прогулочным шагом проникните в здание, прихватите там секретный чемоданчик и, как ни в чем не бывало, потрусите в обратную дорогу. Прибить они вас могут разве что случайно, повернув не в ту сторону или, к примеру, ненароком придавив колесом. В общем, понятно, что хоть сколько-нибудь вменяемым суррогатом реальных сетевых боев здесь и не пахнет, поэтому лучше перейдем сразу к главному блюду.
Иль все для одного.
Мультиплейер. По локальной сети или Интернету до 32 игроков. В планах разработчиков значатся сервера и на 128 человек, но пока это лишь планы. Игровые режимы представлены "старыми знакомыми", позаимствованными из классики жанра. В качестве компенсации за отсутствие оригинальности авторы разрешают изменять правила, устанавливая настройки серверов в широких пределах. Пробежимся по пунктам.
DM и TeamDM - как обычно, все бьются за себя либо за команду в надежде срубить побольше фрагов.
Capture the Flag также в представлениях не нуждается. "Хватай чужой влаг и быстрее тащи на свою базу". Впрочем, здесь флаг можно заменить любым предметом, машинкой или даже игроком.
VIP Assassination - одна команда должна довести до истечения определенного времени свою Особо Важную Персону (выбираемую из числа игроков) к точке выхода, а другая старается ее по дороге прихлопнуть. В качестве VIP опять же может выступать какой-нибудь предмет или техника.
Hostage Rescue - команда "А" опекает заложников, в то время как команда "B" пытается их спасти и доставить куда следует. Вместо заложников... вы уже знаете.
Осталось упомянуть еще про "Bomb Run", где одна команда пытается дотащить бомбу и взорвать объект, а другая ей мешает, "Assassination" - практически копия VIP Assassination, только теперь ключевой персонаж есть в каждой команде, и он хорошо вооружен, и, наконец, Conquest. Последний любители Battlefield, полагаю, оценят более других, поскольку здесь точно так же нужно захватывать точки на карте, отмеченные флагами, сводя вражеское присутствие на карте к нулю.
В любом из командных режимов команда может выбрать себе командира общим голосованием. Ему разрешается отдавать приказы своим подопечным при помощи специального меню, например, указывать следующую точку для передвижения каждому бойцу (ее будет видно на местности), приказ атаковать или защищаться. Правда, люди - не боты, и стоит следовать директивам или нет - каждый решает для себя сам.
"Guns, lots of guns".
Вот чем Soldner способен впечатлить даже искушенного в командных баталиях игрока, так это количеством пушек и военной техники. Наряду с реальными стволами в игру включены и экспериментальные образцы, все-таки действие игры разворачивается в будущем, хоть и не столь отдаленном. Попробуйте представить себе 70 (семьдесят!) видов стрелкового оружия, а еще ножичек, пачку гранат, тяжелое вооружение, плюс еще всякие финтифлюшки вроде взрывчатки, бинокля, прибора ночного видения, а также обширнейший выбор колесной, гусеничной и винтокрылой техники.
Тут вам и три десятка самых разнообразных броневичков и джипов на колесном ходу, дюжина танков на гусеничном, с десяток вертолетов и самолетов, есть и с вертикальным взлетом. Как в лучших домах, на машинах можно кататься веселой компанией, когда один рулит, а другой, к примеру, палит по кустам из пулемета, установленного на крыше. Управление, правда, не может похвастаться ни удобством, ни реализмом, но для мультиплейерного шутера вполне сгодится. Разве что иногда во время поворотов наблюдались глюки вроде незапланированного верчения на одном месте. Из неприятностей стоит отметить невозможность захватить чужую машину, покуда владелец отлучился "на пару сек." по своим делам. Какое-то время она будет заблокирована, и только после этого станет нейтральной, и ее можно будет экспроприировать.
В общем, похоже, что авторы руководствовались принципом "чем больше - тем лучше", для чего включили в игру не только армейские броневики, тягачи, джипы и танки, но и... барабанная дробь... обыкновенный деревенский трактор, недоразумение российского автопрома под названием "Иж" и даже, страшно сказать, "Жигули" седьмой модели. Таким образом разработчики поясняют нам, неразумным, что события игры имеют местом действия, в том числе, и Россию. (Увы, иных свидетельств этому не наблюдается - все карты на одно лицо, за исключением времен года и наличия погодных эффектов.) Оставалось только, купив вышеназванное авто, тут же расстрелять его из танка, наблюдая за тем, как после взрыва на землю градом сыпаться запчасти - аккуратные заводские полигональные заготовки, без тени подпалины или единой царапины.
В мультиплейерных разборках оружие и технику приходится покупать за свои кровные, зарабатываемые в процессе выполнения задания, или же за деньги команды, если вам на это дадут "добро", (в отличие, скажем, от сингла, где все дают безвозмездно). Правда, сколько ни закупайся, а на себя повесить можно лишь определенное число "стволов": пистолет, винтовку или автомат, гранаты, плюс тяжелая базука для выноса зданий и танков. Для приобретения нового пистолета или танка достаточно подойти к особому ящику на базе, выделяющемуся своей окраской, и выбрать понравившееся предложение из списка. Через секунду пистолет будет у вас на поясе, а танк появится в нескольких метрах от "стола заказов". По мере выполнения заданий список оружия и техники растет и ширится.
Flashpoint 1942.
На десерт, как обычно, остался разбор графики. По большому счету Soldner, как ни
странно, не в чем особо упрекнуть. Бегать можно как с видом от первого, так и от третьего лица. Пространства большие, ландшафты вполне адекватны, хотя и страдают однообразием, по земле стелется травка, за околицей растет густой лес, иногда идет дождь, а иногда и снег. Встречаются и водоемы с не слишком фотогеничной водой, но в которых можно плавать. Модели людей и машин более чем достойные. Вид из кабины есть, но кокпита, приборной панели при этом не видно, жаль. Недоумение вызывают взрывы, после которых танки не горят и не корежатся, а распадаются на десяток комплектующих, словно их сделали из конструктора "Лего".
В качестве изюминки своего проекта разработчики активно рекламировали "потрясающую модель разрушений, когда вы можете уничтожить буквально все". Что ж, есть такая буква. Называется ADS: Advanced Destruction System. Так, после точного попадания из танка или гранатомета дома здесь действительно разрушаются, причем постепенно, в несколько этапов. Деревья и столбы можно валить, причем они медленно заваливаются на бок после близких разрывов. Зрелище неординарное, скажу я вам. Можно, к примеру, жахнуть в гущу леса, и потом больше минуты любоваться на то, как величественные елки, сталкиваясь и застревая друг в друге, падают на землю. Земля вот, к сожалению, никак не хочет оставлять на себе воронки. Категорически. Появляются только какие-то невнятные горелые текстурки - и все. Но, в целом, представленная модель, конечно, впечатляет. Теперь вот так запросто не удастся отсидеться за стенами деревенского домика, потому что скоро их просто не станет.
Еще одной фишкой является возможность детально смоделировать облик своего бойца, воспользовавшись различными моделями головы и шлема, расцветкой куртки и штанов, различными перчатками, ботинками, рюкзаками, наколенниками и очками, даже выбрать текстуру камуфляжа. Всего получается просто безумное количество комбинаций, так что каждый желающий сможет создать своего бойца по собственному вкусу. Просто раздолье для создания команд, кланов и т.п.
Музыка и звук, что называется, без вопросов, может, и не во всем идеальные, но вполне добротные. Мелодии в меру патриотичные, в меру динамичные, оружие громыхает, как ему и положено. В общем, грех жаловаться.
Эх, путь-дорожка фронтовая...
Несомненно, Soldner является незаурядным проектом и, скорее всего, привлечет к себе внимание многих игроков, уважающих мультиплейерные разборки. Насколько сильны его позиции, и сможет ли он потеснить в будущем признанных лидеров, покажет время, но кое-что можно отметить уже сейчас. Например, то, что уже запущено достаточное количество игровых серверов, как официальных, так и любительских, и что почти все они не простаивают без дела. Как оказалось, самым популярным режимом, с подавляющим преимуществом, является "Conquest" (привет, Battlefield'у). Остальные забавы, судя по всему, пока что не нашли должного отклика. Впрочем, авторов это не останавливает, у них в планах числится несколько add-on'ов с новой техникой и оружием, как платных, так и, вот это уже интереснее, бесплатных.
Как бы то ни было, разработчиков можно поздравить с качественной и динамичной игрой, не без недостатков, но которая сочетает в себе приятную графику с разрушаемым... чуть не написал ландшафтом - строениями и лесопосадками, нормальное управление, классические мультиплейерные режимы и просто безумное количество оружия и техники, что с запасом бы хватило на десяток шутеров попроще. Глуповатые боты, аркадная физика поведения машинок и проваленная одиночная кампания (уж лучше бы ее и не делали, право слово) - явные минусы, но не для любителей потолкаться в коллективе.