"Неправильный" футбол Жизнь в Южном полушарии и, в частности, в Австралии не похожа на обычную жизнь - это знает даже ребенок. Вспомните, как в детстве вам казалось, что люди на Зеленом континенте ходят вниз головой. И в мире спорта непохожесть австралийцев на остальных землян дает о себе знать. В качестве примера вполне подойдет австралийский футбол. Его можно сравнить с экзотическим коктейлем, приготовленным из множества ингредиентов. Наблюдая за действиями спортсменов во время матча, можно встретить элементы европейского футбола, регби, баскетбола и даже гандбола.
Начало матча (явно позаимствованное у баскетбола) способно повергнуть среднестатистического европейца в легкое недоумение - судья, вместо того, чтобы подбросить овальный мяч в воздух, что есть силы бьет им о газон. Передачи тоже совершаются нестандартным способом - ударом кулака. А количество ворот? Их 6 (по 3 для каждой команды) - центральные (основные), взятие которых оценивается в 6 очков, и двое боковых, за попадание в которые причитается всего один балл. Игровое поле имеет форму овала (хорошо, что не параллелограмма). Улетевший на трибуну мяч в игру вводит не игрок, а судья. Причем, делает он это, повернувшись спиной(!) к футболистам. Воистину - необычные люди живут в Австралии! И подобных "казусов" в австралийском футболе пруд пруди. А вот присутствие в названии слова "футбол" вполне оправданно. Во всяком случае, австралийская разновидность величайшей в истории человечества игры имеет больше оснований называться "ножным мячом", чем ее американский вариант, так как во время матча спортсменам действительно часто приходится пускать "в ход" ноги.
Австралийский футбол очень популярен на бескрайних просторах Зеленого континента. Матчи ведущих команд привлекают повышенное внимание австралийских любителей спорта. Поэтому выпуск специальной версии компьютерной игры AFL Live 2004, посвященной Премьер-лиге, объединяющей лучшие клубы Австралии и носящей название AFL Live Premiership Edition (далее - AFL) - событие вполне логичное.
Театр начинается с вешалки, а AFL - c динамичного видеоклипа на песню "What You Gonna Do?" известной в Австралии рок-группы City Lights, представляющего собой "нарезку" наиболее ярких и запоминающихся эпизодов матчей команд Премьер-лиги. Такое вот оптимистичное начало. Кстати, на диске с игрой можно найти оригинальную версию этого клипа, а также несколько других видеороликов - уже сугубо спортивных (фрагменты знаменитых матчей, лучшие голы и т.п.).
Мысленно поаплодировав австралийским рокерам, плавно переходим в главное меню. Первое, что хочется сделать, запустив новую спортивную игру - увидеть "живую" картинку матча. Поэтому наибольшее внимание к себе привлекает, конечно же, надпись New Game, скрывающая в себе подменю, состоящее из следующих пунктов:
1. Single Game - выставочная игра. Разминка перед главными сражениями.
2. Full Season - включает в себя Pre-Season (4 недели предсезонной подготовки) и непосредственно Premiership Season (состоящий из 22-х туров регулярного чемпионата и серии плей-офф).
3. Finals - "урезанный" сезон. Позволяет выявить сильнейшего без проведения длительного и утомительного регулярного сезона - по олимпийской системе.
4. Mini Games - три мини-игры (чуть было не добавил - для извращенцев): Superkick (цель - набрать как можно больше очков, ударом ноги посылать мяч в пределы поделенной на сектора площадки), Handball Challenge (здесь вы должны ударом кулака посылать овальную кожаную сферу во вращающуюся мишень - чем точнее, тем лучше), Around the World (задача - забить как можно больше голов ударами с различных точек периметра).
5. Missions - эта опция предоставляет пользователю возможность переиграть кульминационные моменты наиболее значимых матчей в истории каждого из 16-ти клубов Премьер-лиги, тем самым дав ответ на извечный болельщицкий вопрос: "А что было бы, если...?". Сюда же входят и разнообразные вымышленные игровые ситуации. Кроме того, в этот раздел включен мини-редактор, с помощью которого пользователи могут создавать собственные "миссии".
6. Wizard Cup - предсезонный турнир, матчи которого проводятся по несколько измененным правилам (в частности, увеличено количество очков за попадание в створ ворот).
Перед началом матча и во время него все действия с командой осуществляются через меню Team Setup, разбитое на подменю (там же можно просмотреть все статистические выкладки):
1. Squad Selection - выбор состава команды. Все замены, перестановки игроков с одной позиции на другую производятся в этом разделе. Интересной особенностью AFL является возможность лично проинструктировать каждого футболиста:
- какой тактики игроку следует придерживаться при перемещениях по полю (бежать в атаку "с шашкой наголо" или, прежде всего, заботиться о крепости собственных тылов);
- как играть в нападении - в комбинационном стиле (за счет пасов руками) или чаще прибегать к ударам ногами. А если играть ногами, то как - используя длинные или короткие удары.
- какую линию поведения избрать при защите собственных ворот (играть по возможности корректно или применять тактику "выжженной земли" - то есть крайне жестко).
2. Match Up - здесь можно посмотреть сравнительную характеристику игроков соперничающих команд (например, выступающих на одной позиции).
3. Statistics - заботливые авторы не обошли своим вниманием и любителей детально проанализировать только что сыгранную игру, разложить все по полочкам, понять свои ошибки - в AFL нашлось место для солидного блока статистической информации. Вы можете узнать о каждом футболисте много нового - как точно он бьет по мячу, как защищается, количество точных передач и многое другое. После окончания сезона лучшие по статистическим показателям спортсмены награждаются соответствующими трофеями (Awards) - "Восходящая "звезда", "Лучший игрок клуба", "Самый корректный спортсмен" и пр.
4. Team Tactics - виртуальная комната для тактических занятий. Спектр возможных манипуляций практически аналогичен набору рассмотренных чуть выше персональных инструкций.
5. Team Record - результаты команды и ее положение в турнирной таблице.
6. Injury Report - список травмированных игроков.
Как и в любой солидной спортивной игре, претендующей на высокое звание "симулятор", в AFL присутствует режим Training. Тренировочный процесс, который необходим для оттачивания индивидуального мастерства и отработки до автоматизма командных взаимодействий включает в себя множество упражнений (бег, передачи, удары по воротам, игра в обороне и т.д.).
Управлять действиями спортсменов с клавиатуры не очень удобно - сказывается специфика такого технически сложного вида спорта, каким является австралийский футбол. Не так-то просто оперировать одиннадцатью клавишами, особенно если учесть, что за некоторыми из них закреплены две, а иногда даже три функции. Поэтому, если вы еще не приобрели себе качественный джойстик или геймпад, самое время сделать это сейчас.
Нельзя сказать, что графический движок AFL поражает воображение - конечно, модели футболистов, их движения выполнены заметно качественнее, чем в Rugby 2004. Однако само по себе это вряд ли может рассматриваться в качестве повода для гордости - уж очень невысока графическая планка, установленная регбийным детищем Electronic Arts. Масса разнообразной анимации, повторы в стиле "Матрицы", фотореалистичные текстуры лиц спортсменов - все это присутствует в игре.
Оценивать силу AI и реалистичность поведения в незнакомом виде спорта весьма затруднительно, но, как человек, переигравший на компьютере во все мыслимые игровые виды спорта, заявляю - играть интересно. Если попытаться вывести "формулу успеха" в AFL, то она будет включать в себя два основных компонента: наработанное до автоматизма владение геймпадом и быстрота принятия решений.
В записи аудиоряда матча принимали участие известные австралийские футбольные комментаторы Denis Commeti, Gerard Healy и Christi Malthouse. Претензий к их работе нет - комментарий весьма эмоционален (особенно в кульминационные моменты матча) и в то же время не отвлекает от игрового процесса. О музыке столь добрых слов сказать нельзя, за исключением уже упоминавшейся заставки.
Заканчивая знакомство с австралийским футболом, отметим, что его несомненный "плюс" - в его динамизме и, если можно так сказать, "телегеничности". Паузы, заминки в игре, конечно, случаются, но длятся они очень недолго. Большинство матчей проходят очень живо и смотрятся на одном дыхании - в этом, наверное, и кроется секрет популярности австралийского футбола среди аборигенов. К сожалению, за пределами Зеленого континента эта игра малоизвестна - в мире спорта существует немало других, не менее увлекательных командных игр. Примерно такая же судьба, скорее всего, ожидает и компьютерную игру, посвященную австралийскому футболу - именно поэтому AFL вряд сможет составить конкуренцию симуляторам футбола американского или регби, не говоря уже о виртуальных воплощениях соккера. Ну а истинным ценителям, болельщикам и людям, желающим узнать как можно больше об австралийском футболе, можно смело рекомендовать AFL - лучшей игры им не найти.