Семейный бизнес Интересные все-таки вещи творятся на политкорректном Западе: против совершенно невинных фильмов выдвигаются абсурднейшие обвинения (типа того, что физиономии инопланетян содержат черты, сходные с определенными национальностями, как это было со "Звездными войнами"); научные исследования, в худших советских традициях, подвергаются нападкам по идеологическим мотивам - и в то же время свободно выходят игры, в которых игроку предлагается сделать карьеру в преступном мире. Mafioso, как известно - далеко не первый такой проект; причем речь не идет о какой-нибудь веселой пародии, напротив, разработчики подчеркивают, что игра весьма правдоподобно воспроизводит криминальные реалии.
Конечно, при этом они добавляют, что не пропагандируют преступный образ жизни, но сказать-то можно что угодно, а что видит игрок? Что наркотики и проституция - весьма прибыльный бизнес, что карьера криминального "короля" - не только доходное, но и увлекательное дело, что с конкурентами можно расправиться, а полицию купить... А дополнительные подробности из жизни организованной преступности можно почерпнуть во включенной в игру энциклопедии. Правда, компания Teleplan Development, работающая над игрой - не американская, а польская, но Польша вроде как тоже уже живет по западным законам...
Итак, в Mafioso, сочетающей в себе черты RTS и RPG, вам в очередной раз предлагается, начав с роли главаря скромной преступной группировки, выстроить свою криминальную империю. Причем мафию можно выбрать себе по вкусу: всего в игре таковых шесть - итальянская "коза ностра", японская "якудза", китайские триады, карибский "клан вуду", мексиканский картель и русская мафия (она именуется Redfellas - "красные парни"; не знаю, действительно ли русские мафиози в Америке зовут себя так). Правда, все 6 доступны только в многопользовательском режиме, а в однопользовательской кампании - только 3: "коза ностра", "якудза", а кто будет третьим - русские или "клан вуду" - похоже, не решили еще сами разработчики.
Кампания, кстати, хотя и имеет сюжетную линию, не делится на миссии, развиваясь непрерывно (что, на мой взгляд, плюс), причем с окончанием истории игра не заканчивается - вы можете развивать свою империю дальше (более того, некоторые возможности становятся доступны лишь после окончания сюжетной линии). Все события происходят в городе площадью около 30 квадратных миль, опять-таки живущем непрерывной жизнью - плавно меняется время суток и погода, по улицам сотнями ездят машины и ходят пешеходы. Многочисленные случайные события делают каждое новое прохождение кампании отличающимся от других.
Методы восхождения по криминальной лестнице вполне традиционны: вы можете организовывать и контролировать рэкет, производство и продажу наркотиков, азартные игры, проституцию, изготовление фальшивых документов и денег, заказные убийства и т.д.; в общей сложности членам вашей группировки доступны 13 "профессий" (не все из них откровенно криминальные - например, охранники и вышибалы могут действовать на вполне законных основаниях). Вы сами выбираете, в какой области специализироваться тому или иному члену "семьи", и, понятное дело, с ростом опыта его возможности и ценность растут. Найти ему замену непросто, так что своих людей надо беречь - стараться не подставлять лишний раз под пули и отмазывать от полиции. Полиция в игре весьма коррумпированная, но все-таки, очевидно, деньги работают не всегда, так что на крайний случай остается возможность отбить арестованного силой, напав на полицейский фургон. На вас ложится также забота о вооружении и оснащении ваших людей; по этой части обещается большой выбор полезных вещиц.
Помимо чисто криминальных форм бизнеса, есть в игре и легальные, служащие прикрытием, а также полулегальные, связанные с отмыванием денег. Вообще разработчики обещают весьма проработанную экономическую модель.
Конечно же, полиция (местная и федеральная) - не единственные ваши противники в игре. Едва ли не больше проблем создают конкурирующие преступные группировки. Однако война с ними - не единственный и часто не лучший выход; в Mafioso достаточно много возможностей для дипломатии. В зависимости от вашей репутации и силы вашей банды, вы можете требовать дани либо, напротив, платить "крыше"; можно договариваться о разделе сфер влияния, заключать торговые соглашения, мирные и даже союзнические договоры; можно официально объявлять войну и начинать ее без объявления. Естественно, то же самое могут проделывать и ваши соперники.
Движок игры обеспечивает полную трехмерность с возможностью произвольно крутить и масштабировать вид. Действие, включая боевые операции, может разворачиваться как снаружи, так и внутри помещений (будь то рестораны, конторы, полицейские участки или бордели - надеюсь, впрочем, что обойдется без порнографии). Во время боевых акций (это могут быть и обычные перестрелки, и стрельба из машин на ходу) можно использовать окружающие здания и предметы в качестве прикрытия, места засады, препятствия для врагов и т.п. Графика в целом смотрится вполне недурно, в особенности учитывая, что это стратегия, а не action.
Игра еще достаточно далека от завершения. Она должна выйти лишь в следующем году, сразу на PC и на Xbox.