Гоночная школа Более чем за полувековую историю чемпионат "Формулы-1" проделал путь от "местечкового" соревнования, до события, ради которого десятки тысяч счастливых обладателей билетов собираются вокруг гоночного трека, в то время как остальная многомиллионная армия поклонников следит за происходящим в прямом эфире. По охвату аудитории "Формулу-1" можно сравнить только с футболом, а имя Михаэля Шумахера знают даже бабушки на лавочке.
Но, несмотря на всю популярность у Формулы-1, есть один серьёзный недостаток - недоступность. Если в футбол можно играть всегда и везде - было бы желание, то погонять на болидах вы сможете, только став профессиональным гонщиком, что удаётся лишь избранным. Чтобы хоть как-то подбодрить поклонников, разработчики компьютерных игр выпускают всевозможные симуляторы, с той или иной степенью успешности, имитирующие "Формулу-1". Grand Prix Simulator отличается от своих собратьев тем, что изначально вышел на "Макинтоше" под именем "Virtual Grand Prix 2" и замышлялся как самый реалистичный из всех ныне существующих.
Виртуальная реальность
Первое знакомство с игрой оставляет после себя ощущение "дежа вю". Отличия от классической "Grand Prix 2" образца, страшно сказать, 1996 года, конечно, есть, но в лучшую ли сторону, сейчас и попробуем выяснить.
В распоряжении игрока несколько традиционных режимов: быстрая одиночная гонка, чемпионат и многопользовательская игра. В оригинальной игре для "Макинтоша" был также и четвёртый режим, позволяющий игрокам проектировать треки, раскрашивать болиды и создавать гонщиков. Почему его решили исключить из версии для "Windows", остаётся загадкой - уж точно не по соображениям экономии места, так как игра занимает чуть больше двухсот мегабайт. Из трёх оставшихся - режим многопользовательской игры присутствует лишь номинально, так как за неделю тестирования, мне так и не удалось встретить виртуальных противников, готовых погонять. Если вам повезёт больше, чем мне, то одновременно на одном треке могут встретиться 22 претендента на корону чемпиона.
Основным режимом игры является чемпионат, в ходе которого вы должны посетить 15 треков и потягаться силами с 20-тью соперниками, включая вас самих. Именно вы, а точнее ваше умение управлять болидом будет основной преградой на пути к победе в аркадной игре, не говоря уже о режиме симуляции, где с первого раза вы едва ли сможете преодолеть два поворота без того, чтобы не потерять колесо или не лишиться передней подвески.
Для игроков, привыкших к гонкам по пересечённой местности "Grand Prix Simulator" может стать настоящим "крепким орешком", так как даже в режиме аркады выезд за пределы трека карается немедленным вылетом в отбойник или разворотом, так что и речи не может идти о том, чтобы где-то срезать или не сбросить скорость перед очередной связкой поворотов. Скорость приходится сбрасывать заблаговременно, так как стоит только колёсам попасть на гравий, как болид выходит из-под управления, и вы из водителя превращаетесь в пассажира "Титаника", несущегося на встречу с айсбергом. На прямых управлять машиной легче, но даже и здесь вас могут подстерегать скрытые опасности в виде ухабов и неровностей дорожного полотна.
Уровень умственного развития противников можно выбрать перед началом соревнований, только помните, что полных профанов в "Формуле-1" просто не бывает и даже новички могут дать достойный отпор. Как правило, компьютерные оппоненты очень хорошо проходят все квалификации, а конечные результаты располагаются очень плотно - в пределах одной секунды, так что пробиться на "поул-позишн" может оказаться просто невыполнимой задачей. В тоже время не спешите расстраиваться, так как уже на старте вы всегда сможете обогнать с десяток машин, так что важность квалификации в игре отходит на второй, если не на третий план. На первом же плане - настройки машины, а также правильно выбранная стратегия гонки.
Если вы играете в аркаду, то ваш выбор настроек будет не слишком велик: автоматическая или ручная коробка передач, погодные условия и прочность болида. Не буду вам рассказывать о преимуществе ручной коробки передач над автоматической, это вы и так прекрасно сами знаете, остановлюсь лишь на погоде и прочности. Что касается погоды, то дождь в игре я его видела всего один раз, и он меня не слишком порадовал - дорога превратилась в каток, а при заезде на пит-стоп для смены сликов на дождевую резину машину болтало из стороны в сторону, как кораблик во время шторма. И всё же, несмотря на то, что вероятность дождя крайне мала, отключение опции, позволяющей машине оставаться одним целым и не терять колёса при столкновении с очередным отбойником, почти всегда приводит к полному фиаско, когда ваш некогда блестящий на солнце болид медленно плетётся в гараж на трёх колёсах и с оторванными крыльями и спойлерами.
Реалистичностью игра обязана главному вдохновителю проекта - итальянцу Паоло Каттани (Paolo Cattani), выпускавшему гонки ещё во времена Amiga. В работе над игрой принимали участие настоящие инженеры из компании "UK Garage", выпускающие шасси для гоночных машин, чью рекламу можно увидеть на некоторых трассах игры. Кроме инженеров, Каттани пригласил нескольких профессиональных гонщиков, а также использовал весь свой гоночный опыт, чтобы создать максимально приближённые к гонкам условия. На одно лишь изучение настроек можно потратить несколько дней, не говоря уже о мастерстве подготовки болида к отдельно взятому этапу, которому механики учатся многие годы, а вам предлагается сделать за пару часов.
Управление в игре довольно удачное, даже если использовать только клавиатуру и мышь. Подключение геймпада не оправдало моих надежд, скорее всего владельцам руля и педалей повезёт в этом плане немного больше.
Графически игра не поразит ваше воображение, недалеко уйдя от уже упоминавшегося 1996 года. К тому же изначально она вышла для "Макинтоша", где используется Open Glide, а не привычный DirectX. Этим также можно объяснить необычно низкие требования к графической карте, а также седьмую, а не последнюю девятую версию DirectX.
Вердикт
Если вам надоели обычные аркадные симуляторы Формулы-1, и вы хотите проверить своё мастерство гонщика на прочность, то "Grand Prix Simulator" придётся вам по душе. Игра довольно сложная, и её прохождение может занять несколько недель, после которых вы сможете претендовать если не на международную гоночную лицензию, то уж точно на место в команде местного картингового клуба.