"Мы - бандитто-гангстеритто,
мы - кастетто-пистолетто..."
Старинная неополитанская песня И вновь нас пытаются окунуть по самую макушку в мафиозную атмосферу в очередной гангстерской стратегии под названием "Gangland". Что примечательно, это первый большой проект компании "Media Mobsters". Увы, без классического правила "первого блина" и на этот раз не обошлось. И всем обладателям игрушки авторы настоятельно советуют скачать уже вышедший патчик, чтобы потом не ругать их предпоследними словами за глюки в миссиях, оплошности искусственного интеллекта, отсутствие возможности сохраняться, зависания и многочисленные баги в мультиплейере. Впрочем, постараемся быть объективными и, отрешившись от вышеописанных недочетов, рассмотреть в новой стратегии те крупицы оригинальных идей и неплохих задумок, которые разработчики все же пытались туда запихнуть.
Сами они, кстати говоря, характеризуют свое детище несколько странно - как слившийся в творческом экстазе симбиоз RTS/RPG/симулятора с гарниром в лице большого количества action'a. Ну, могли бы обозвать хоть волнистым попугайчиком, хоть суринамской пипой, но нас-то все равно на мякине не проведешь. Никакая это не RPG и уж тем более не симулятор - чистейшая стратегия со сбором ресурсов, строительством своей армии приспешников и выносом неприятеля, лишь "с элементами", понадерганными в суматохе откуда ни попадя, не всегда грамотно и к месту.
Одиночная составляющая Gangland представлена полноценной кампанией, состоящей из 16-ти сценариев, для разнообразия приправленных мини-миссиями (которые можно и пропускать). Можно также поиграть и в мультиплейер по сети и Интернету, предлагаются аж два игровых режима на выбор: один для тех, кто рвется в бой, а другой для всех остальных, с денежными отношениями, созданием незаконной империи и т.п.
Главным героем повествования является некий Марио Мангано, которого неуемная жажда мести проводит по скользкой дорожке от мальчика на побегушках у могущественного дяди до жестокого лидера собственной преступной группировки. Жил он поначалу в небезызвестном местечке под названием Палермо, что в Италии. Причем жил не один, а сразу с четырьмя своими родными братьями. Однажды одного из них нашли мертвым, а следы указывали на причастность к преступлению трех оставшихся братьев. Чего они там не поделили, неизвестно, потому что допросить этих молодчиков так и не удалось, те благоразумно сделали ноги, только их и видели. Спустя несколько лет на их след напал дядя Винченцо (также из клана Мангано), который сообщил, что унюхал их присутствие в собственном городишке, Paradise City, расположенном в Америке. Как раз туда и направляется наш будущий крестный отец, напутствуемый отеческими наставлениями любимого дедушки, тоже, соответственно, далеко не последнего винтика в "семье".
На первых порах Марио носится из одного ресторана в другой, мечется от продавца оружия к хозяину ломбарда и обратно, и все это токмо по поручению любимого босса. Который просит практически всегда одно и тоже - либо срубить немного денег с порядком расслабившихся без чуткого руководства бизнесменов, отвоевать нелегальное производство, либо кого-нибудь банально пришить. Потом, конечно, Марио обретет свободу, заимеет собственный офис и начнет теснить конкурентов. К сожалению, все миссии настолько линейны, что приедаются довольно быстро. Пойди туда и грохни там главаря китайской мафии, потом вон туда и разберись с паханом русской, еще в списке есть якудза, колумбийцы, сицилийцы и так до посинения. Главное - обосновать собственный офис, куда будет стекаться вся наличность и регулярно приходить шеф полиции за своей дежурной мздой, подмять под себя побольше магазинчиков (есть два способа, либо наехать и срубать с них по 25% их дохода, либо войти в долю и постоянно забирать половину, причем второй способ стоит больших денег), навербовать боевой отряд и далее ходить и утюжить всех, кто имел несчастье оказаться на пути. Офис еще можно использовать в качестве неприступной крепости, если просто закрыть входные двери - ни одна бомба, ни одна шальная пуля не в состоянии пробиться через этот заслон, не иначе заговоренный. Новые задания вам будут диктовать в основном по телефону, поэтому лидер клана должен постоянно сидеть за своим столом, а не шляться по округе, если хотите вы не пропустить какой-нибудь особо выгодный контракт. Туда же, к нему на прием, начнут приходить и простые бандюги, предлагающие свои услуги в обмен на списание в расход нескольких горячих парней. Управляя своей империей, еще приходится постоянно следить за пополнением жизненно важных ресурсов. К основным здесь можно причислить деньги, аптечки, взрывчатку, и патроны (всего три типа: обычные, "дум-дум" и разрывные, можно между ними переключаться). Все эти предметы, а также все прочие сразу же попадают по назначению, поэтому переносить их с места на место или запихивать каждому вояке за пазуху не приходится, что довольно удобно.
Вербовать боевиков можно в ресторанах, потом, правда, необходимо их еще как следует вооружить, каждого индивидуально снабдив своим собственным оружием. Например, уличные девицы любят бегать с баллончиком со спреем, похожие на раздувшийся шарик вышибалы - с бейсбольными битами, киллеры предпочитают автомат Томпсона и т.д. Помимо основных, есть еще супер-пупер-юниты, которые можно заработать, если проходить небольшие сценарии, располагающиеся аккурат между основными. Задачки, поставляемые интернациональными преступными боссами, там совсем простые - угнать дорогую машину и перевести в указанное место, кого-нибудь освободить, просто остаться в живых по прошествии указанного времени. В общем, в результате вы можете стать обладателем дюжины мощных бойцов, в ряды которых затесались "черная вдова", презентуемая китайцами, "большая мамочка" от сицилийцев, японский ниндзя...
Управление своими подручными осуществляется, как и в любой другой стратегии - тыкаем мышкой и указываем, куда бежать или в кого стрелять. Группу выделяем резиновой рамочкой, ну и далее все как обычно. При желании можно посадить отряд в специальное здание, и они будут постреливать из окон в пробегающих мимо противников.
А теперь несколько слов о RPG, вернее о том, как это видится авторам. Все бойцы, слегка побегав, сильно устают и передвигаются исключительно пешком, во время битв накапливают опыт и повышают свое мастерство, ну а самый главный гангстер постепенно увеличивает аж целых три показателя: боевые навыки (повышает здоровье, точность стрельбы), лидерство (может нанимать больше людей) и способности к бизнесу (денежные потоки в карман текут шустрее). При этом хоть как-то повлиять на процесс роста уровней нельзя, даже есть строгое ограничение на подъем уровней за миссию. Так, если положено вам набрать 17000 очков опыта в сценарии, то вы хоть убегайтесь, хоть перестреляйте еще полсотни головорезов, но экспа капать не будет - не положено. Зато наш герой может и даже должен жениться! Чтобы вербовать новых членов "семьи" сразу во всех смыслах, в том числе и в буквальном. Приходится даже выбирать одну из трех типов жен (спортивная, интеллектуальная, обольстительница, что по-разному влияют на окружающих, например, могут договориться с копами или заставить людей работать на вас бесплатно) и даже платить ей деньги(!), чтобы согласилась выйти замуж. Сводить потом в церковь (там же можно получить и благословение за плату), привести в офис и... начать делать детей. Каких-нибудь пара минут, и у вас под ногами уже будет бегать девочка или мальчик, возможно, будущий преемник.
В качестве развлечения авторы включили в игрушку возможность покататься на машинках, которых тут 7 штук, начиная от спортивной и заканчивая грузовиком или армейским джипом. Во время поездки можно стрелять из окна авто. Честно говоря, подобные заезды приходится выполнять только, чтобы подолгу не бегать из края в край карты (еще чтобы не пристукнули по дороге), а удовольствием эти путешествия можно назвать только в шутку. Машина постоянно задевает всеми боками за края проезжей части и как бы врезается в невидимую стену, которой там и близко не наблюдается. Ну, а уж если вашу дорогу перегородили пара тарантасов противника, тогда вообще караул. Идея с тачками была, конечно, любопытной, но вот реализация, надо сказать, весьма подкачала.
Внешнее исполнение у "Gangland" на первый взгляд вызывает сдержанно-восторженный оптимизм качеством картинки и обилием деталей: действительно большими обустроенными городскими кварталами, внутренними интерьерами зданий, красивыми спецэффектами, сменой дня и ночи, и т.п., но потом это довольно быстро проходит. Поскольку то и дело натыкаешься на угловатые модели людей, вращение камеры строго на 90 градусов, недостаточно удобный zoom и на прочие мелкие ляпы, которые раздражают медленно, но верно. Например, после убийства одного босса пришлось наблюдать за его окровавленным трупом, который валялся рядом со столом (за которым постоянно вынужден работать главный герой!), все оставшееся в сценарии время. К прочим недостаткам можно отнести и изрядно туповатый AI, который берет не умением, а числом, и отсутствие возможности сохраняться во время миссии (переигрывать по нескольку раз - удовольствие весьма сомнительное), и проблемы с мультиплейером. Погоняли бы игру на тестах несколько лишних месяцев - и всех этих невзгод или хотя бы большей их части легко можно было бы избежать.
К звуку особых претензий нет, но и восторгаться им также не тянет. На голосовых комментариях персонажей явно сэкономили, урезав их по максимуму, да и модные композиции в стиле техно, кажется, не очень то сильно помогают воссоздать атмосферу гангстерской эпохи.
В итоге получился, с одной стороны, вполне интересный проект, с другой же, погребенный под толстым слоем багов и ляпсусов, из-за которых вдохнуть полной грудью ну никак не удается. Собственное лицо у игры, бесспорно, проглядывает. Возможно, что после небольшой вереницы патчей (текущий обещает заставить игрушку быстрее бегать на 25% на картах на базе ATI и на целых 50 - на NVidia) игра все же обретет желанный чеканный шаг, но пока это больше похоже на прихрамывание на обе ноги, а игроки - народ не слишком терпеливый. Окончательный вердикт - на любителя. Любителя мафиозных разборок, специфических стратегий и борьбы с трудностями. Многочисленными и разнообразными.