Укладчик рельсов Разработчикам игр на железнодорожную тематику, так или иначе, приходится столкнуться с проблемой выбора названия для своего творения. Между прочим, в запасе английского языка осталось не так много свободных синонимов к слову . Только новое заглавие совсем не означает оригинального содержания самой игры, в чем и можно убедиться на примере shareware-игры Railway Mogul (RM).
Несмотря на то, что авторы предусмотрительно из игры обучающий режим, все остальные возможности оставили на месте. Ничего нового RM не предлагает. На карте можно найти несколько городов и различных заводов (более 20 видов), которые вновь придется соединять друг с другом, чтобы создать законченный производственный цикл. Центрами потребления являются жилые кварталы и аэропорты, которые постепенно развиваются и требуют все большее количество товаров (26 типов), принося максимальную прибыль. Города также являются производителями пассажиров и отходов, которые своевременно нужно отвозить в место их переработки. Однако эти аспекты реализованы слишком примитивно и сводятся лишь к банальной прокладке рельсов между двумя точками.
Экономическая модель оставляет желать лучшего. Более того, она полна противоречий с реальной экономикой. Так, облигации можно выпускать всего один раз вне зависимости от положения дел на предприятии, а условия займа определяются лишь суммой, сроком и видом платежей (ежегодно или в конце срока). Время бурного роста экономики иногда сменяется периодом выхода из тяжелого кризиса, которого и вовсе не было, причем игрока в этом случае будут больше беспокоить случайные колебания цен на топливо, чем экономическая ситуация. Периодически на фабриках будут происходить забастовки, и они на время останавливают свое производство. Предприятия зачастую размещены большими группами, где мукомольные комбинаты соседствуют с лесопилками, и бесконечно потребляют некоторые товары, а завод по упаковке мяса вообще имеет дело с еще живыми представителями животноводства.
Цели миссий блистают однообразием: перевезите вагоны с грузом, усовершенствуйте город, постройте несколько станций, пустите десяток поездов (моделей всего 9), достигните требуемого уровня рентабельности или получите некоторую сумму прибыли. Вдобавок, такие задания частенько объединяются в одном сценарии. Строительство позволяет где угодно возводить мосты (3 вида), прокладывать туннели в горах, размещать станции, имеющие зоны действия, а также усовершенствовать их несколькими дополнительными постройками типа центра связи или складского учета. Однако зачем лесопилке огромная гостиница - остается загадкой. Есть даже редактор сценариев, позволяющий создавать собственные карты и регулировать пути следования городского транспорта, который умеет уступать дорогу.
В графическом плане игра очень далека не только от совершенства, но и от приемлемого уровня. Самые первые трехмерные стратегии выглядели куда красивее. Двухмерный режим отличается от трехмерного тем, что разрешает пользоваться другими кнопками интерфейса, но они оба почему-то обладают всего двумя отображаемыми координатами в пространстве (x/z). Взгляду открывается аккуратно разлинованный ландшафт, сдобренный однотипными деревцами и домиками, отдельные элементы которых напоминают простейшие геометрические фигуры. При максимальном приближении искусственность происходящего на экране еще более заметна. Конвейер на автомобильном заводе перемещает группу машин от одной стены до другой, где транспортные средства с успехом и растворяются. Один и тот же самолет приземляется в аэропорту и движется к одному и тому же терминалу (даже если их несколько), из трубы идет плохо анимированный пиксельный дымок, а уровень воды слегка колышется, по городу то и дело катаются несколько игрушечных машинок. На вагоне с бумагой нарисована елка, наверное, чтобы никто не забывал беречь лес. Новые здания сразу появляются на указанном месте, рост городов отображается схематично.
Музыка отсутствует, а звуковые элементы напоминают день, проведенный на платформе в ожидании электрички или на каком-либо заводе. Создатель игры, а, судя по разделу , большую часть этой работы выполнил один человек, серьезно вознамерился получить приз за самое неудобное управление в истории компьютерных игр. Прежде всего, для того, чтобы перемещаться по карте, нужно удерживать нажатой клавишу Ctrl, при этом проделывая манипуляции со всеми кнопками и колесиком мышки. Тем, у кого колесика нет, тип нужного локомотива (и не только) определять придется клавишами A и Z. Планируя маршрут поезда, предстоит всерьез потрудиться, разбираясь с функциями разноцветных стрелочек и крестиков, отличающихся по размеру. У автора, видимо, возникли проблемы с летоисчислением, поэтому даты первого года игры отображаются так: . Даже шрифт никак не назовешь успехом дизайнерской мысли. Прокладка рельсов способна стать ночным кошмаром, ведь протягивать их нельзя, поэтому в каждой клеточке карты необходимо разместить свою единицу пути, при этом правильно ее развернув. Любая неточность вызывает бесчисленные сообщения об ошибках и невозможность отправки поезда по этой дороге.
Говорить о какой-либо конкуренции Railway Mogul с лидерами жанра просто нелепо. К счастью, ознакомиться с пробной версией этой игры позволяют бесплатно. Однако первые минуты, проведенные за ней, вызывают исключительно сожаление за впустую потраченное время.