Во саду ли, в огороде... Вообще-то детские игры - не мой профиль. Сам я в последний раз был ребенком лет двадцать назад, а подходящих подопытных, слава здравому смыслу, в зоне прямой досягаемости не имеется. Но раз надо - значит, надо. И не говорите потом, что вас не предупреждали.
Итак, есть такой шведский детский писатель Свен Нурдквист (он же и иллюстратор собственных книжек), придумавший серию про Петсона и Финдуса. Петсон - добродушный, хотя и порой ворчливый, шведский пенсионер, проживающий в сельской местности и страдавший от одиночества, пока соседка не подарила ему котенка. Котенок был преподнесен в коробке из-под фасоли марки "Финдус", так что выбор имени для него не стал большой проблемой. Нрав у Финдуса, как положено особям его вида и возраста, веселый и озорной, а кроме того, его отличает любовь к блинам и тефтелям. Ну, то, что он говорящий, как, впрочем, и все остальные сказочные существа - это и так ясно. Еще во владениях Петсона обитают муклы - монстры с отменным аппетитом, способные, несмотря на небольшой размер, перегрызть походя ножку стола; обычно, впрочем, они питаются мусором, а также, видимо, как-то подзаряжаются за счет чужих эмоций, ибо обычно заводятся в доме, где кому-то грустно или, наоборот, весело. (На самом деле насчет монстров я шучу: муклы - существа вполне добродушные, и вообще на всю сказку нет ни одного приличного кровожадного злодея - ну не безобразие, спрошу я вас?)
"На деревню Петсону" - лишь одна из серии игр, посвященных этим персонажам (серия выпускается на родине автора, а русской локализацией занимается российская фирма Snowball Interactive). Данная игра посвящена садово-огородной тематике, что, конечно, не слишком романтично, особенно для тех, кого работа на даче задолбала в реальной жизни. В ней есть конечная цель - найти садовника (как выясняется, заточенного в подземелье прямо под садовым участком - впрочем, "готика" тут пародийная), но фактически перед нами набор не связанных между собой мини-игр, среди которых есть чисто логические, чисто аркадные и смешанные, а также такие, которые, собственно, и играми-то не являются, поскольку в них нет понятия победы (и, соответственно, за них не дают призов; в качестве призов, кстати, фигурируют семена растений, сельхозинвентарь и отдельные золотые награды). Самая неигровая из таких "неигр" - просто набор из трех, скажем так, озвученных слайд-шоу (клипами это назвать трудно, ибо клип все же предполагает динамическое изображение), которые можно прослушать и просмотреть на граммофоне (труба которого почему-то служит проектором). К "неиграм" также можно отнести парочку конструкторов - в одном можно соорудить из различных элементов причудливый цветок, в другом - железную дорогу (и погонять по ней поезд вперед и назад; в число возможных элементов дороги входят стрелки, которые можно переводить, что хорошо, но вот набор рельсов для поворота слишком скуден, поэтому построить замкнутую дорогу необычной формы затруднительно). В обоих случаях создавать можно не с нуля, а взяв за основу один из имеющихся вариантов.
Добытые вами призы хранятся в сарае. Зайдя туда, вы можете развесить инструменты по их местам на стенке (при этом вам скажут, для чего служит каждый из них), а также выбрать семена и посадить их на грядке (которую предварительно надо выполоть, а после полить). Делать это, впрочем, не обязательно.
Аркадные игры вполне примитивны. В одной из них надо наполнить бочку, сбивая из рогатки капли воды, которые переносят стрекозы (причем попадать надо именно по капле, а не по стрекозе - как я уже отметил, игра до отвращения добрая). Движением мышки регулируется натяжение резинки, но не угол стрельбы. В другой надо провести трех куриц от курятника до грядки, не попавшись на глаза Петсону, который сканирует окрестности подобно радару (непроницаемыми для "радара" остаются кусты с красными ягодами). В третьей суровая правда жизни предстает во всей своей неприглядности: необходимо набрать полную тачку удобрений, коими служит куриный помет, а для этого ходить с тачкой за курицей и ловить на лету то, что вылетает у нее из соответствующего места с соответствующим звуком (причем вылетает оно с разной скоростью и вместо тачки может угодить прямо в физиономию муклу, которым вы управляете). Еще одна мини-игра тоже связана с курицей, которая на сей раз попрятала свои яйца по разным местам, и вы должны их найти за две минуты, тыкаясь в соответствующие места мышкой. Мест больше, чем яиц, поэтому реакций на клик может быть три (тасуются случайным образом): выскочит яйцо, изобразят какую-нибудь анимацию или выскочит "яйцеядный" монстр, который сожрет все яйца, который вы успели добыть, но не успели положить в корзину. Сколько всего надо собрать яиц, я и так не знаю - мне так и не удалось собрать больше девяти. Очень мешают анимации, которые отнимают время - пока идет анимация, кликать по другим местам в поисках яиц бесполезно.
Среди логических игр - классическая задача о переносе пирамидки дисков с одного стержня на другой с использованием третьего таким образом, чтобы диск большего размера никогда не ложился на диск меньшего. В данном случае вместо дисков - лягушки, а вместо стержней - листья кувшинки. Есть три уровня сложности: с тремя, пятью и семью лягушками (во всех мини-играх, где есть уровни сложности, призы дают за прохождение каждого из них; переход на новый происходит автоматически, хотя можно выбирать уровень и вручную).
Другая игра тоже восходит к классической головоломке: фишки, расставленные определенным образом, "съедают" друг друга примерно так же, как в шашках (только не по диагонали, а по горизонтали и вертикали, и нет деления на своих и чужих). Просто ходить они не могут - только есть. Цель - очистить все поле, так, чтобы осталась лишь одна фишка. Здесь в качестве фишек выступают картофелины, которые не съедают, а сажают друг друга в землю.
Два первых уровня сложности, с небольшим числом картофелин и простой начальной расстановкой, вполне тривиальны, а вот третий весьма непрост. В детстве у меня была такая головоломка, и я помню, что как мне, так и моим родителям очень редко удавалось оставить одну фишку (а в инструкции говорилось, что хорошим результатом является оставить три). Впрочем, проходить все уровни не обязательно.
Третья логическая игра тоже неоригинальна: нужно расставить объекты по местам, располагая неполной и относительной информацией о каждом из них. В данном случае нужно определить, какой мукл живет в каком доме. Каждый мукл при клике на него произносит (по очереди) три фразы, каждая из которых может характеризовать либо его собственное жилище ("в моем доме минимум одно квадратное окно"), либо жилище соседа, либо самого этого соседа ("на северо-востоке от меня находится мукл с большими ушами"). Вместо указания точного направления может быть и просто "неподалеку".
Игр, сочетающий интеллектуальную и аркадную составляющие, всего две. В одной надо провести некую Миллу (очевидно, это тоже муклица) по веткам к бабушке, избегая встреч с улитками. Каждая ветка обозначена числом, а сверху периодически появляются цифры, складывая или вычитая которые, нужно получить соответствующее число (тогда проход по ветке откроется). Не всегда среди этих цифр можно найти подходящую пару, сумма или разность которых даст требуемое число; иногда нужно выполнить несколько действий подряд - а иногда задача оказывается и вовсе неразрешимой (улитка доползает до вас раньше, чем появляются подходящие цифры - судя по всему, генерируются они случайным образом и никакой проверки на разрешимость здесь нет). Другая игра в этой группе - не на арифметические, а скорее на геометрические навыки: нужно провести пчелу через все грибы (почему не цветы - вопрос не ко мне) от старта до финиша, обогнав при этом пчелу-соперницу. Суть в том, что поворачивать можно только на грибах и только налево или направо под прямым углом (либо следовать через них прямо), и необходимо рассчитать курс так, чтобы он прошел по разу через все грибы (при этом кнопкой "вперед" можно не только выбирать прямое направление, но и ускоряться).
После того, как вы собрали достаточно призов, начинается финальная часть игры, качественно отличающаяся от предыдущего. Сначала надо приладить на место пять элементов с разных картинок (это легко, ибо вам сообщают, частью какой картинки является фрагмент); за каждый вам дают по букве. Из букв надо составить слово - это пароль для входа в подземелье, откуда надо вызволить садовника, пройдя семь лабиринтов и семь комнат.
К сожалению, впечатление такое, что эта часть делалась либо другой группой, либо в большой спешке. Во-первых, в ней напрочь отсутствует помощь (справочная информация). Если в обычных мини-играх правила объясняются вполне подробно, то в подземелье вообще неясно, что делать! Ну то есть можно догадаться, что нужно ходить и собирать предметы, один из которых нужно вручить тараканообразному стражнику (к счастью, среди стражников процветает тотальная коррупция, и они открытым текстом сообщают, за какую взятку пропустят вас дальше.) Но что делать в комнате, куда стражник вас впускает? В некоторых комнатах один из персонажей, если ткнуть его мышкой, что-то говорит (не обязательно полезное), в других вообще не дают никакой информации. На самом деле необходимо соорудить из разбросанных по комнате деталей некую работоспособную конструкцию и запустить ее (чаще всего двигателем служит какое-нибудь живое существо). Была в свое время такая игра The Incredible Machine - вот и здесь то же самое. (Правда, в одной из комнат задача другая - надо подобрать на колоколах мелодию из музыкальной шкатулки; ох, не с моим бы музыкальным слухом решать подобные задачи! Ситуация осложняется тем, что колокол звучит намного дольше шкатулки. Кстати, в этой комнате имеется нелепый глюк с переводом - звонарь называет колокола "часами". Доселе я такую ошибку встречал только применительно к Биг Бену, который, разумеется, никоим образом не часы, а колокол этих часов. Представляю себе бедного ребенка, который отправляется обратно в лабиринт искать часы, которых там, конечно же, нет...). При этом среди деталей имеются лишние, о чем, опять-таки, никто не предупреждает! (Я промучился полтора часа во второй же комнате, не зная, что делать с парочкой таковых, перерыл документацию - в конце концов пришлось лезть на форум игры.) Ну и, наконец, самое худшее - в подземелье невозможно записываться!
С записью вообще имеется идеологический глюк: при запуске игры всегда говорят "выбери зверюшку, чтобы сохранять призы!", то бишь, в переводе на нормальный язык, "save game" есть, а "load" нету. На самом деле, чтобы загрузиться из записи, нужно ткнуть в того же самого монстра (все эти зверюшки - явные жертвы генетических опытов), но согласитесь - решиться хотя бы просто проверить это, рискуя, что затрешь свои результаты, непросто. По Esc происходит выход без подтверждения! Обычно при этом результаты сохраняются, но в подземелье - нет. И более того: даже если выйти из подземелья, кликнув на Финдуса, а уж потом выйти из игры, сохранятся лишь набранные вещи и открытые стражниками двери, однако все лабиринты придется проходить заново. А они - чем дальше, тем больше и запутаннее. Именно поэтому я не стал проходить игру до конца.
Движок игры тоже производит нерадостное впечатление, отчетливо напоминая продукцию десятилетней давности (собственно, первый "Пентиум" в системных требованиях фигурирует не зря, хотя у меня такое чувство, что эта игра могла бы идти и на более ранних машинах). И мало того, что все картинки двухмерные, так Финдус еще и ходить не умеет - он способен двигаться лишь по прямой, а не обходить даже самые простые препятствия (можно зайти и в такие места, где он будет не виден за какими-нибудь кустами или постройками, и нечто незримое будет ему мешать - вот уж то еще удовольствие его оттуда выводить!) Хуже того, игра запускается чуть ли не как DOS'овская задача и идет в результате хотя и на полный экран (640*480), но с частотой кадров 60 Гц, напрочь игнорируя выставленные в "виндах" значения (а я-то думал, что это у меня после пары часов игры глаза разболелись...) Хождение по лабиринту "с видом от первого лица" живо вызывает в памяти ветеранов первые RPG типа "Eye of the Beholder" - в те дни машины были еще слишком слабы, чтобы отрисовывать плавное движение по трехмерному коридору, поэтому движение заменялось слайд-шоу, и каждый "шаг" соответствовал мгновенному перескоку на несколько метров вперед (либо вбок, без отрисовки поворота); и даже такая картинка была много меньше размера экрана, а карты, как правило, не было (в больших лабиринтах приходилось рисовать ее от руки); обычно, впрочем, был хотя бы компас, здесь нет и его...
В общем и целом, разработчики стремятся не только развлекать детей, но и развивать их, что похвально. Но движок - безнадежно устаревший, производящий в наши дни впечатление наколеночного, да и финальная часть игры выглядит не доведенной до ума. Есть дезориентирующие ляпы перевода или результаты конфликта версий (например, говорится, что можно что-то сделать правой кнопкой мыши, хотя это не так). Да плюс к тому все это занимает аж два диска! (Надо полагать, исключительно из-за того, что издатели напихали на эти диски демок и патчей к другим играм.) Так что - бывает и хуже, но явно не шедевр.
3168 Прочтений • [Петсон и Финдус: На деревню Петсону ( YuN )] [28.05.2012] [Комментариев: 0]